РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 февраля 2011 г. с. Партизанское Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И., при секретаре Богдановой И.В., с участием помощника прокурора Партизанского района Гостюхиной О.У. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Партизанского района о признании незаконным бездействия главы Иннокентьевского сельсовета Партизанского района по не приведению Устава муниципального образования в соответствие действующему законодательству, у с т а н о в и л : В суд с указанным выше заявлением обратился прокурор Партизанского района с требованиями признать незаконным бездействие главы Иннокентьевского сельсовета Партизанского района по не приведению Устава муниципального образования в соответствие действующему законодательству, обязать главу Иннокентьевского сельсовета Партизанского района привести Устав муниципального образования в соответствие действующему законодательству. Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района в августе 2010 года проведена проверка соответствия Устава Иннокентьевского сельсовета требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Как установлено в ходе проверки действующего Устава Иннокентьевского сельсовета данный нормативный правовой акт, являющийся основополагающим документом муниципального образования, противоречит в части действующему федеральному законодательству. По результатам проверки в адрес главы Иннокентьевского сельсовета был внесен протест с требованиями внесения изменений и дополнений в устав в соответствии с действующим законодательством. Согласно полученного ответа, выявленные нарушения признаны, соответствующая работа по приведению устава в соответствие действующему законодательству проводится. Однако, по имеющимся в прокуратуре района данным, до настоящего времени результаты такой работы отсутствуют, проект изменений в Устав не предоставлен, сессия Совета депутатов по рассмотрению проекта не проведена. В судебном заседании помощник прокурора Партизанского района Гостюхина О.У. уточнила заявленные требования, просит суд признать незаконным бездействие главы Иннокентьевского сельсовета Партизанского района по не внесению проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования и не назначению рассмотрения данного проекта на сессии Совета депутатов. Настаивает на уточненных требованиях полностью, дополнительно пояснив, что в данном случае глава сельсовета выступает одновременно и как председатель сельского Совета депутатов, в его полномочия, согласно требованиям ст.46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, полномочиями по внесению проекта муниципального правового акта, в том числе о внесении изменений в Устав муниципального образования. Однако данные полномочия, при условии добровольного признания главой сельсовета выявленных в Уставе противоречий действующему законодательству, главой(председателем Совета депутатов) не исполняются, проект изменений и дополнений в Устав муниципального образования не вносится и не рассматривается. Таким образом, нарушаются права неопределенного круга граждан, жителей Иннокентьевского сельсовета так как Устав не соответствует действующему законодательству. Так, в соответствии с принятием Федерального закона от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» часть 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ дополнена пунктом 34 следующего содержания: «34) оказание поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»». В связи с изложенным, необходимо внести соответствующие изменения в Устав. Часть 2 статьи 6 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «Органы местного самоуправления сельсовета вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Партизанского района о передаче району осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельсовета в бюджет Партизанского района, а также о передаче сельсовету части полномочий Партизанского района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Партизанского района в бюджет сельсовета, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации». Необходимо дополнить Устав статьей 6-3 следующего содержания: Статья 6-3. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения. 1. Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании: 1.1 проведения оплачиваемых общественных работ; 1.2 временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; 1.3 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. 2. Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан. Также пункт 1 статьи 9 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории сельсовета в пределах границ, установленных законом Красноярского края от 18.02.2005 №13-3046 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Партизанский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» на момент принятия настоящего устава». Название главы 8 Устава изложить в новой редакции «Экономическая основа местного самоуправления». Статью 17 Устава необходимо дополнить пунктом 5, а пункт 8 статьи 26 Устава изложить в следующей редакции, поскольку они не соответствуют ч.1 ст. 48 Федерального закона №131-ФЗ: «Правовые акты главы сельсовета (Решения Совета) могут быть отменены или их действие может быть приостановлено им самим, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае изменения перечня полномочий главы сельсовета (Совета депутатов), правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта». В соответствии с принятием Федерального закона №40-ФЗ статья 50 Федерального закона №131-ФЗ дополнена пунктом 22 следующего содержания: «22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения». Таким образом, ст.43 Устава необходимо привести в соответствие Федеральному закону №131-ФЗ. Пунктом 5 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пункт 4 статьи 43 Устава необходимо привести в соответствие данной норме. Пункт 7 части 1 статьи 24 Устава необходимо изложить в следующей редакции, в связи с принятием Федерального закона №40-ФЗ: «7) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений». Часть 2 статьи 8 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «Совет депутатов и администрация сельсовета как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям». Пункт 4 статьи 26 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «4. Решение совета направляется главе для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава сельсовета, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить решение, принятое Советом депутатов. В том случае решение Совета депутатов в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения, либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава сельсовета отклонит решение, оно вновь рассматривается Советом депутатов. Если при повторном рассмотрении указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета, оно подлежит подписанию главой сельсовета в течение 7 дней и обнародованию». Подпункт 11 части1 статьи 28 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «в иных случаях установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами». Пунктом 4 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, статью 43 Устава необходимо привести в соответствие указанной выше норме. Согласно п.3 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Таким образом, ст.24 Устава необходимо привести в соответствие данной норме. Пункт 3 статьи 57 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «Проект устава сельсовета, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава сельсовета, внесении изменений и дополнений в устав сельсовета подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом депутатов порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава сельсовета в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами». В соответствии с ч.3 ст.23 Федерального закона №131-ФЗ Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Статьей 34 Устава не предусмотрен вид избирательной системы, применяемый при проведении муниципальных выборов. Таким образом, Вам необходимо внести в устав дополнения, определяющие вид избирательной системы. Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона №131-ФЗ порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Частью 4 статьи 34 Устава порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципального образования не установлен, в связи с чем необходимо внести соответствующие дополнения в указанную статью устава. В пункте 2 статьи 50 Устава слова «к муниципальным должностям» заменить словами «к должностям муниципальной службы». Глава Иннокентьевского сельсовета Партизанского района(председатель Совета депутатов) Колосова Л.С., извещенная своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах неявки суд не извещен, ввиду чего дело рассмотрено в ее отсутствие. Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего. Согласно ст.46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, полномочиями по внесению проекта муниципального правового акта, в том числе о внесении изменений в Устав муниципального образования обладает глава муниципального образования. Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки в августе 2010 года выявлены несоответствия Устава Иннокентьевского сельсовета требованиям действующего законодательства с учетом принятия Федерального закона от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесения изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Данные нарушения, согласно ответа главы сельсовета, председателя Совета депутатов Колосовой Л.С., признаны. Однако до настоящего времени проект изменений в Устав главой не внесен, сессия Совета депутатов по рассмотрению проекта не проведена, соответствующие изменения не внесены, чем нарушаются права неопределенного круга граждан - жителей Иннокентьевского сельсовета. Ввиду изложенного, суд признает заявление прокурора, с учетом уточнения требований, обоснованным. В силу требований ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление прокурора Партизанского района признать обоснованным и удовлетворить. Обязать главу Иннокентьевского сельсовета Партизанского района внести и назначить к рассмотрению на сессии Иннокентьевского сельского Совета депутатов проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Иннокентьевский сельсовет с учетом выявленных прокурором Партизанского района нарушений в Уставе Иннокентьевского сельсовета в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесения изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Резолютивная часть данного решения подлежит опубликованию в общественно-политической газете Партизанского района «Вместе с Вами». Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения, путем подачи жалобы через Партизанский районный суд. Председательствующий: судья П.И. Гиль