РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 августа 2011г. с. Партизанское Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Даниловой З.Н., при секретаре Земурбейс С.А., с участием помощника прокурора Партизанского района Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Партизанского района Красноярского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Партизанского района о признании незаконным бездействия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и о понуждении к ликвидации свалки У С Т А Н О В И Л : В суд с вышеуказанным иском обратился прокурор Партизанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц с требованием признать незаконным бездействие администрации Партизанского района по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Обязать администрацию Партизанского района в течение 3 месяцев ликвидировать: несанкционированную свалку, расположенную в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира ул. Интернациональная с. Партизанское (левая сторона автодороги «Партизанское - Баня»), площадью 250 кв.м. с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка; несанкционированную свалку, расположенную в 100 метрах по направлению на запад от ориентира ул. Волкова, дом 12 с. Партизанское (под телевышкой), площадью 30 кв.м. с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка; несанкционированную свалку, расположенную в 100 метрах по направлению на юг от ориентира ул. Лесная, дом 24 (по направлению к реке Рыбная), площадью 30 кв.м. с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка, с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлены нарушения закона, общественных и государственных интересов в деятельности администрации Партизанского района. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичная норма о полномочиях органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами содержатся в ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и в ст. 7 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды». В ходе проверки соблюдения указанных требований природоохранного законодательства прокуратурой района на территории Партизанского района выявлены 3 несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Первая несанкционированная свалка расположена в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира ул. Интернациональная с. Партизанское (левая сторона автодороги «Партизанское - Баня»), площадью 250 кв.м. Вторая несанкционированная свалка расположена в 100 метрах по направлению на запад от ориентира ул. Волкова, дом 12 с. Партизанское (под телевышкой), площадью 30 кв.м. Третья несанкционированная свалка расположена в 100 метрах по направлению на юг от ориентира ул. Лесная, дом 24 (по направлению к реке Рыбная), площадью 30 кв.м. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований закона земельный участок для организации указанных свалок не отводился, заключения контролирующих органов о допустимости использования данного земельного участка для складирования отходов, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствуют. В ходе анализа причин образования несанкционированной свалки установлено, что предусмотренные законодательством полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в том числе обеспечение полигонами твердых бытовых отходов) на территории Партизанского района администрацией не исполнены, финансирование в местном бюджете не предусмотрено, в связи с чем юридические и физические лица вынуждены осуществлять складирование бытовых отходов в места, не предназначенные для указанных целей. Более того, в соответствии с картографическими материалами территория, занимаемая несанкционированной свалкой, площадью 30 кв.м, находящейся в 100 метрах по направлению на юг от ориентира <адрес> (по направлению к реке Рыбная), расположена в районе водоохранной зоны реки Рыбная. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: Ширина водоохранной зоны реки Рыбная составляет 200 метров, поскольку согласно картографическим материалам протяженность реки Рыбная составляет более 50 км. В соответствии с вышеуказанной статьей Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются, помимо общего размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Создание ситуации, создающей предпосылки для возможного загрязнения, захламления земель или заражения водоохранной зоны р. Рыбная отходами производства и потребления, выбрасываемыми химическими веществами, может привести к возникновению на территории Партизанского района чрезвычайной ситуации и, как следствие, причинение ущерба здоровью населения, окружающей природной среде, биологическим ресурсам и другим объектам животного и растительного мира Партизанского района. Согласно ст.7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам мероприятия направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно. Основными принципами охраны окружающей среды и в области обращения с отходами в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об отходах производства и потребления» являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению общественных и государственных интересов. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке (ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно требованиям ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти. Органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических, земельных и иных правоотношений. Как следует из ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, строения, сооружения, других объектов, прочно связанных с землей, предъявляются по месту нахождения этих объектов. В судебном заседании помощник прокурора Партизанского района ФИО2 настаивает на заявленных требованиях. Представитель ответчика - администрации Партизанского района Красноярского края, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, предоставил возражение на исковое заявление прокурора, в котором излагает суть возражения и просит суд в удовлетворении искового заявления отказать. Представитель администрации Партизанского сельсовета Партизанского района Красноярского края, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступило. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, ввиду нижеследующего. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичная норма о полномочиях органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами содержатся в ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и в ст. 7 Федерального закона № «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно ст.7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам мероприятия направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно. Основными принципами охраны окружающей среды и в области обращения с отходами в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об отходах производства и потребления» являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению общественных и государственных интересов. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке (ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно требованиям ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти. Органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических, земельных и иных правоотношений. Как следует из ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, строения, сооружения, других объектов, прочно связанных с землей, предъявляются по месту нахождения этих объектов. В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлены нарушения закона, общественных и государственных интересов в деятельности администрации Партизанского района. В ходе проверки соблюдения указанных требований природоохранного законодательства прокуратурой района на территории Партизанского района выявлены 3 несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Первая несанкционированная свалка расположена в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира ул. Интернациональная с. Партизанское (левая сторона автодороги «Партизанское - Баня»), площадью 250 кв.м. Вторая несанкционированная свалка расположена в 100 метрах по направлению на запад от ориентира ул. Волкова, дом 12 с. Партизанское (под телевышкой), площадью 30 кв.м. Третья несанкционированная свалка расположена в 100 метрах по направлению на юг от ориентира ул. Лесная, дом 24 (по направлению к реке Рыбная), площадью 30 кв.м. Наличие несанкционированной свалки ответчик оспаривает, обращает внимание суда на то, что в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В связи с чем, ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям администраций сельсоветов. Суд признаёт, что в организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, а именно к Администрации Партизанского сельского совета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Партизанского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и о понуждении к ликвидации свалки удовлетворить. Обязать администрацию Партизанского сельского совета в течение 3 месяцев ликвидировать: несанкционированную свалку, расположенную в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира ул. Интернациональная с. Партизанское (левая сторона автодороги «Партизанское - Баня»), площадью 250 кв.м. с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка; несанкционированную свалку, расположенную в 100 метрах по направлению на запад от ориентира ул. Волкова, дом 12 с. Партизанское (под телевышкой), площадью 30 кв.м. с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка; несанкционированную свалку, расположенную в 100 метрах по направлению на юг от ориентира ул. Лесная, дом 24 (по направлению к реке Рыбная), площадью 30 кв.м. с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка, с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи жалобы через Партизанский районный суд. Председательствующий: судья З.Н. Данилова