РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 8 декабря 2011г. с. Партизанское Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Даниловой З.Н. с участием помощника прокурора Партизанского района Гостюхиной О.У. при секретаре Семеновой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Партизанского района Красноярского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Богуславского сельсовета Партизанского района о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и о понуждении к ликвидации свалки У С Т А Н О В И Л : В суд с вышеуказанным иском обратился прокурор Партизанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц с требованием признать незаконным бездействие Администрации Богуславского сельсовета Партизанского района о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и о понуждении к ликвидации свалки. Представитель ответчика ФИО1 сельсовета ФИО4 заявленные требования признала частично, пояснив, что из-за отсутствия денежных средств в бюджете ФИО1 сельсовета возникли указанные проблемы. В судебном заседании помощник прокурора Партизанского района Гостюхина О.У., на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить, обязать Администрацию Богуславского сельсовета в течение 3 месяцев ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 1500 м в восточном направлении от с. Богуславка Партизанского района справа от автодороги с. Богуславка - д.Калиновка, с последующей рекультивацией, расположенной под ней земельного участка. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной в апреле 2010 г специалистами Россельхознадзора была выявлена несанкционированная свалка на территории земельного участка, находящегося в границах и ведении Администрации Богуславского сельсовета, расположенного в 1500 м в восточном направлении от с.Богуславка -Калиновка. В ходе анализа причин образования несанкционированной свалки установлено, что предусмотренные законодательством полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории Богуславского Сельсовета администрацией не исполнены, каких либо нормативных правовых актов по указанному вопросу местного значения не принимались, финансирование в местном бюджете не предусмотрено, в связи с чем юридические и физические лица вынуждены осуществлять складирование бытовых отходов в места не предназначенные для указанных целей. При проведении внеплановых мероприятий в 2010-2011 г установлено, что требования Россельхознадзора об устранении свалки главой Богуславского сельсовета не выполнены. В соответствии со ст. 10 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии настоящим Федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения. Аналогичная норма о полномочиях органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами содержатся в ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Установлено, что в нарушение указанных требований закона земельный участок для организации указанной свалки не отводился, заключения контролирующих органов о допустимости использования данного земельного участка для складирования отходов, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует. Территория занимаемая несанкционированной свалкой площадью 5 га расположена на территории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающим сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности: обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно ст.7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мероприятия направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно. Основными принципами охраны окружающей среды и в области обращения с отходами в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об отходах производства и потребления» являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, транспортировке, хранению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом согласно п.2 ст. 51 того же закона сброс отходов на почву запрещается. Согласно п.5.ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению общественных и государственных интересов. Выслушав пом. прокурора Гостюхину О.У., представителя ответчика Администрации Богуславского сельсовета ФИО4, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, ввиду нижеследующего. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Основными принципами охраны окружающей среды и в области обращения с отходами в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об отходах производства и потребления» являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению общественных и государственных интересов. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке (ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти. Органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических, земельных и иных правоотношений. Как следует из ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, строения, сооружения, других объектов, прочно связанных с землей, предъявляются по месту нахождения этих объектов. В судебном заседании установлено, что на территории Богуславского сельсовета выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в 1500 м в восточном направлении от с.Богуславка Партизанского района справа от автодороги с.Богуславка - д. Калиновка. Наличие несанкционированной свалки представитель ответчика не оспаривает, в настоящее время они свалку практически ликвидировали, рекультивацию не могут произвести из-за отсутствия денежных средств, а так же отвести земельный участок. Суд признаёт, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, а именно в данном случае к Администрации Богуславского сельсовета. В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ с Администрации Богуславского сельсовета Партизанского района Красноярского края подлежит взысканию в доход федерального бюджета гос. пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Партизанского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Богуславского сельсовета удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Богуславского сельсовета Партизанского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать Администрацию Богуславского сельсовета Партизанского района в разумные сроки ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 1500 м в восточном направлении от с. Богуславка Партизанского района справа от автодороги с. Богуславка - д. Калиновка с последующей рекультивацией, расположенной на ней земельного участка. Взыскать с Администрации Богуславского сельсовета Партизанского района Красноярского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия, путем подачи жалобы через Партизанский районный суд. Председательствующий: судья З.Н. Данилова
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма предусмотрена в ст. 6 Устава сельсовета.