2-341/2011г в з/с 03.01.2012г о признании незаконным бездействиея Партизанского районного совета депутатов Партизанского района Красноярского края по неприведению в соответствие Устава Партизанского районав соответствие с действующему законодательству



                                                                     РЕШЕНИЕ

                                                                Именем Российской Федерации

23 декабря 2011 г.                                                                                                                                с. Партизанское

        Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И., при секретаре Богдановой И.В., с участием помощника прокурора Партизанского района Гостюхиной О.У., представителя ответчика председателя Партизанского районного совета депутатов Партизанского района Красноярского края ФИО4

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Партизанского района о признании незаконным бездействия Партизанского районного совета депутатов Партизанского района Красноярского края по не приведению в соответствие Устава Партизанского района в соответствие действующему законодательству,

                                                                             у с т а н о в и л :

         В суд с указанным выше заявлением обратился прокурор Партизанского района с требованиями: признать Устав Партизанского района Красноярского края незаконным в части; признать незаконным бездействие Партизанского районного Совета депутатов по не приведению Устава Партизанского района в соответствие действующему законодательству; обязать Партизанский районный Совет депутатов внести и назначить к рассмотрению проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Партизанского района Красноярского края; опубликовать резолютивную часть решения суда после вступления его в законную силу в общественно-политической газете Партизанского района «Вместе с Вами».

         Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района в августе 2011 года проведена проверка действующего Устава Партизанского района на предмет соответствия действующему законодательству. По результатам проверки установлено, что Устав Партизанского района, являющийся основополагающим документом муниципального образования, противоречит в части федеральному законодательству.           Прокуратурой района 30.03.2011 года на имя главы района было направлено информационное письмо о вступлении в действие с 01.10.2011 года Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (далее - Закон). Кроме того, 23.08.2011г. внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ответ на указанное представление поступил в прокуратуру только 19.10.2011г., где указывалось о том, что 20.10.2011г. на 16 сессии будет рассматриваться вопрос «О проведении публичных слушаний по проекту решения Партизанского районного Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав Партизанского района». Однако, до настоящего времени Устав Партизанского района в части не соответствует действующему законодательству, Партизанским районным Советом депутатов проведено 3 сессии (16, 17 и 18 сессии) и ни на одной из них не было принято решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Партизанского района».          

         Не приведение Устава Партизанского района в соответствие действующему федеральному и краевому законодательству нарушает права неопределенного круга граждан - жителей Партизанского района.

         В судебном заседании помощник прокурора Партизанского района Гостюхина О.У. уточнила заявленные требования, просит судобязать Партизанский районный Совет депутатов внести и зарегистрировать в установленном порядке изменения и дополнения в Устав Партизанского района Красноярского края, в соответствии с внесенным представлением прокурора от 23.08.2011г., в следующие статьи: п. 26 ч. 1 ст. 7 Устава; часть 1 статьи 7 Устава, статью 29 Устава; пункты 5 и 20 части 1 статьи 7 Устава; часть 2 статьи 8 Устава; статью 10 Устава; пункт 4 статьи 16 Устава; ч.1 ст.21 Устава; пункт 6 части 1 статьи 23 Устава; пункт 3.1 статьи 27 Устава; пункт 1 статьи 31 Устава; статью 42 Устава; пункт 5 статьи 60 Устава; пункт 7 части 1 статьи 29-1 Устава; статью 26-1 Устава Партизанского района Красноярского края. Дополнительно суду пояснила, что на момент подачи заявления представление прокурора не было удовлетворено, решение не принято, кроме того, изменения вступают в силу после их государственной регистрации.

         Председатель Партизанского районного совета депутатов Партизанского района Красноярского края ФИО4 в судебном заседании пояснил, что 22.12.2011 года принято решение Совета депутатов о внесении соответствующих изменений в Устав района, в том числе, всех указанных в заявлении прокурора.

         Выслушав заявителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.

         Судом установлено, что п. 26 ч. 1 ст. 7 действующего Устава Партизанского района Красноярского края(далее Устав), закреплено, что к вопросам местного значения района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

         В связи с принятием Федерального закона от 19.07.2011 г. №246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» п.28 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ дополнен словами: «, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам».

         Кроме того, часть 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ дополнена пунктом 37 следующего содержания: «37) обеспечения выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом».Часть 1 статьи 7 Устава района указанную норму не содержит.

        Федеральным законом от 25.07.2011 №263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов» статья 40 Федерального закона №131-ФЗ дополнена пунктом 11 следующего содержания: «11) Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания». Вместе с тем, соответствующие дополнения в статье 29 Устава района до настоящего времени не учтены.

        Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был дополнен перечень вопросов местного значения муниципального района, предусмотренный частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления пунктами 35 и 36 следующего содержания:

"29) осуществление муниципального лесного контроля;";

"30) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;";

"31) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.";

         Кроме того, в части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ:

а) пункт 5 после слов "в границах муниципального района," дополнен словами "осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района,";

б) пункт 22 дополнен словами ", а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения". Пункты 5 и 20 части 1 статьи 7 Устава Партизанского района указанные изменения не содержат.

        Часть 2 статьи 8 Устава района вступила в противоречие с ч.2 ст.15.1 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

        Согласно ч.2 ст.41 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

       Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

       Статья 10 Устава Партизанского района не соответствует указанной норме Федерального закона.

       Пункт 4 статьи 16 Устава района не соответствует п.5 ч.2 ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которому глава муниципального образования в случае формирования представительного органа муниципального района исполняет полномочия его председателя, а не является председателем районного Совета депутатов как это предусмотрено п.4 ст.16 Устава. Аналогичные изменения необходимо внести и в ч.1 ст.21 Устава района, слова «является Глава района» заменить словами «исполняет Глава района».

       Согласно п.6 ч.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Пункт 6 части 1 статьи 23 Устава района не в полной мере соответствует указанной норме.

       Пункт 3.1 статьи 27 Устава района не учитывает дополнения, внесенные в ч.3 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления», а именно в статье 43 первое предложение части 3 дополнить словами "и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования".

        Пункт 1 статьи 31 Устава Партизанского района вступил в противоречие со ст.37 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которой контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, а не на срок 2 года, как это предусмотрено уставом.

        Статья 31 Устава района не предусматривает основания прекращения контракта с главой местной администрации, предусмотренные ч.11 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ: «Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации».

        Внарушениетребованийч.1 ст.6 Федерального законаот 26.12.2008 №294-ФЗ«Озащитеправюридическихлици индивидуальныхпредпринимателейприосуществлениигосударственного контроля (надзора) имуниципальногоконтроля»вУставерайонанеопределеныорганыместного самоуправления, уполномоченныенаосуществлениемуниципального контроля, незакрепленыихорганизационнаяструктура, полномочия, функции ипорядокдеятельности.

        Статья 42 Устава Партизанского района не предусматривает порядок организации и проведения публичных слушаний, который согласно ч.4 ст.28 Федерального закона №131-ФЗ определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

        Пункт 5 статьи 60 Устава района не соответствует ч.8 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которой «устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).         Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части».

         Законом Красноярского края от 08.07.2010 №10-4916 внесены изменения в пункт 1 статьи 7 Закона края от 26 июня 2008 года N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае": «Лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной оплачиваемой основе, после окончания срока полномочий в случае неизбрания на новый срок полномочий на любую муниципальную должность, замещаемую на постоянной оплачиваемой основе, независимо от оснований неизбрания и участия в выборах, а также после отставки по собственному желанию, за исключением отставки по состоянию здоровья, может выплачиваться единовременное денежное пособие в размере ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения».

         Пункт 7 части 1 статьи 29-1 Устава Партизанского района противоречит указанному пункту Закона края №6-1832.

         Согласно ст.4 Закона края №6-1832 п.3 ч.1 ст.29.3 Устава района необходимо после слов «на территории муниципального образования органов местного самоуправления,» дополнить словами «а в случаях, установленных федеральными законами, - от».

         Согласно ст.265 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль законодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов на создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов).

         В соответствии со ст.3 Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования, которому подотчетен. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

         Статья 26-1 Устава Партизанского района не учитывает норм указанного Федерального закона.

          Прокуратурой Партизанского района 23.08.2011г. внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которое ответчиком не исполнено.

         В силу требований ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

                                                                

                                                                                р е ш и л :

     

           Заявление прокурора Партизанского района признать обоснованным и удовлетворить. Обязать Партизанский районный Совет депутатов внести и зарегистрировать в установленном порядке изменения и дополнения в Устав Партизанского района Красноярского края, в соответствии с внесенным представлением прокурора от 23.08.2011г., в следующие статьи: п. 26 ч. 1 ст. 7 Устава; часть 1 статьи 7 Устава, статью 29 Устава; пункты 5 и 20 части 1 статьи 7 Устава; часть 2 статьи 8 Устава; статью 10 Устава; пункт 4 статьи 16 Устава; ч.1 ст.21 Устава; пункт 6 части 1 статьи 23 Устава; пункт 3.1 статьи 27 Устава; пункт 1 статьи 31 Устава; статью 42 Устава; пункт 5 статьи 60 Устава; пункт 7 части 1 статьи 29-1 Устава;     статью 26-1 Устава Партизанского района Красноярского края.

           Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения, путем подачи жалобы через Партизанский районный суд.

Председательствующий: судья                                                                                                                  П.И. Гиль