О возложении обязанности по устранению нарушений в области законодательства об образовании.



Дело № 2п - 101 - 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Парфеньево 03 июня 2011 года

Нейский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Султыговой Н.Б.,

с участием заместителя прокурора Парфеньевского района Орлова И.В.,

при секретаре Кирилловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Парфеньевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «Савинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об образовании,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Парфеньевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «Савинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об образовании, обосновывая свои требования тем, что в нарушение требований Закона РФ «Об образовании» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрацией Парфеньевского муниципального района и муниципальным общеобразовательным учреждением «Савинская основная общеобразовательная школа» нарушается законодательство об образовании. Так, МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» в течение длительного периода времени, начиная с 29.12.2010 года, оказывает образовательные услуги несовершеннолетним воспитанникам образовательного учреждения в здании школы при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности, так как не были подготовлены документы руководством школы. Учредитель МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» - администрация Парфеньевского муниципального района также не принимает меры к своевременному оформлению лицензии школой, так как финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется из бюджета Парфеньевского муниципального района Костромской области, в связи с чем самостоятельно устранить допущенное нарушение законодательства школа не может.

В судебном заседании заместитель прокурора Парфеньевского района Орлов И.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что проверка, проведенная прокуратурой в МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа», показала, что школа осуществляет свою деятельность без лицензии, что является нарушением Закона РФ «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности. Поэтому прокуратура района предъявила этот иск с целью устранения нарушений законодательства об образовании в школе. Он предлагает установить срок для этого до 01 сентября 2011 года.

Ответчик - представить администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области Сомова М.П. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласна полностью, и пояснила, что она согласна с предложенным сроком до 01 сентября 2011 года для устранения нарушений законодательства об образовании.

Ответчик - директор МОУ «Савинсая общеобразовательная школа» Молчанова Л.Г. в судебном заседании согласна с исковыми требованиями прокурора и пояснила, что срок действия лицензии на образовательную деятельность закончился 29.12.2010 года. Она подготовила документы для лицензирования, но выяснилось, что необходимы документы на помещения школы. Заказали технический паспорт и межевание. Но так как отсутствовали деньги на оплату этих работ, то документы не стали готовить В апреле 2011 года была проведена проплата за изготовление паспорта и межевания. После этого выяснилось, что документы по межеванию изготовлены с ошибками, поэтому направили их для исправления. В настоящее время необходимо получить их, сдать в ФРС для регистрации, а потом с полным пакетом документов обратиться за лицензированием. От администрации района необходимы денежные средства для оплаты госпошлины, так как ей пояснили в лицензирующем органе, что прежняя квитанция недействительна. Она постарается в срок до 01 сентября решить вопрос с получением лицензии.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом. Документ, подтверждающий лицензию, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей, квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.

В пункте 14 ст. 33.1 вышеуказанного закона предусмотрено, что для получения лицензии, временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в котором указываются: 1) сведения, предусмотренные законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности; 2) перечень образовательных программ, заявляемых соискателем лицензии или лицензиатом для лицензирования в отношении образовательного учреждения, научной организации или иной организации и каждого их филиала (для получения лицензии, временной лицензии, для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи); 3) сведения о прекращении реализации образовательных программ, прекращения осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи); 4) перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены (для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 9 настоящей статьи).

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, в пункте 8 которого предусмотрено, что для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются следующие документы: а) копии учредительных документов; б) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам; г) копия документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 ст. 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровление детей, оказание им медицинской, лечебно - профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей; д) подписанная руководителем соискателя лицензии или лицензиата справка о материально - техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам; е) копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале); ж) копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки); з) опись представленных документов.

В силу ст. 15 ч. 1 п. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации…

В соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В судебном заседании установлено, что в нарушение Закона РФ «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности, МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность в школе с 30 декабря 2010 года без лицензии на осуществление образовательной деятельности, так как из - за отсутствия денежных средств руководством школы своевременно не были собраны необходимые документы для подачи заявления о выдачи лицензии.

Учредитель МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» - администрация Парфеньевского муниципального района не выделила достаточных средств для решения вопроса лицензирования деятельности школы, в частности для оплаты госпошлины, без чего она не может самостоятельно устранить допущенное нарушение законодательства об образовании.

Судом установлено, что невыполнение указанных требований о лицензировании образовательной деятельности МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» нарушает права граждан и права несовершеннолетних воспитанником Савинской школы, поэтому исковое заявление прокурора района подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Парфеньевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «Савинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об образовании, - удовлетворить.

Обязать администрацию Парфеньевского муниципального района Костромской области выделить средства муниципальному общеобразовательному учреждению «Савинская основная общеобразовательная школа» для проведения лицензирования образовательной деятельности в школе в срок до 01 сентября 2011 года.

Обязать в срок до 01 сентября 2011 года муниципальное общеобразовательное учреждение «Савинская основная общеобразовательная школа» получить лицензию на образовательную деятельность в школе.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нейский районный суд в селе Парфеньево в течение 10 суток со дня провозглашения.

Председательствующий Н.Б. Султыгова