Дело № 12П-6/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
с.Парфеньево 25 апреля 2011г.
Нейский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего МАТЮХИНОЙ З.Н.,
При секретаре КИРИЛЛОВОЙ Е.Ю.,
рассмотрев жалобу <данные изъяты> общества с ограниченной ответственностью ОООО КРУГЛОВА М. В. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
По постановлению директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ОООО КРУГЛОВ М.В. привлечён к административной ответственности по ст.7.3 ч.1 КОАП РФ с наложением штрафа в сумме 50000 руб. (пятьдесят тысяч рублей).
В вину КРУГЛОВУ М.В. вменяется то, что он как <данные изъяты> ОООО будучи ответственным за соблюдение руководимым им обществом законодательства о недрах, а также ответственным за оформление обществом лицензии на право пользования недрами, не обеспечил оформления такой лицензии и как руководитель допустил нарушение предприятием лицензируемой деятельности по использованию природных ресурсов (песка).
Считая наложенное взыскание необоснованным, <данные изъяты> ОООО КРУГЛОВ М.В. просит постановление отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения, либо за малозначительностью правонарушения.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на общие нормы КОАП РФ в части рассмотрения административных дел, оценки доказательств, презумпции невиновности, выяснение всех имеющих для рассмотрения дела обстоятельств, мотивировка решения, которые не были соблюдены при рассмотрении данного административного дела (ст.ст.1.5, 24.1, 26.1, 26.11, 29.10).
По мнению заявителя, нарушений законодательства о недрах в действиях ОООО не содержится, поскольку добыча песка для собственных нужд производилась на такой глубине, при которой наличие лицензии не требовалось. Считает указанную в постановлении глубину котлованов 10-12 м завышенной и не соответствующей действительности, т.к. при осмотре не был учтён слой выпавшего снега и насыпанного у края котлована песка.
Заявитель КРУГЛОВ М.В. в своей жалобе также указывает, что в случае, если суд не установит достаточных обстоятельств для прекращения производства по делу из числа, предусмотренных статьёй 24.5 КОАП РФ, то производство по делу может быть прекращено на основании ст.2.9 КОАП РФ за малозначительностью.
Так, исходя из конкретных обстоятельств дела, а именно: социальная значимость деятельности руководимого им предприятия по производству молока, степень его вины, отсутствие существенного вреда интересам граждан, общества и государства, отсутствие негативных последствий для населения, можно сделать вывод об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебное заседание <данные изъяты> ОООО КРУГЛОВ М.В. не явился, о рассмотрении дела извещён по указанному им адресу. Его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - Департамент) в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя с учётом возражений, изложенных в отзыве.
Согласно письменного отзыва от ДД.ММ.ГГГГ департамент считает жалобу необоснованной, указывая, что обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основе достаточных доказательств виновности заявителя, имеющихся в материалах дела (объяснения самого КРУГЛОВА М.В. и других работников предприятия, протокол осмотра карьера сотрудниками ОВД по Парфеньевскому муниципальному району, согласно которого глубина половины карьера составляет 6-7м, а 4 котлована в карьере имеют глубину 10-12 метров).
По мнению административного органа, не имеется оснований и для признания административного правонарушения малозначительным, учитывая длительность нарушения и большие объёмы незаконно добытого песка.
Кроме того, необходимо учесть, что в нарушение требований ст.19 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1 и постановления администрации Костромской области от 16.06.2009г. № 229-а «О порядке добычи общераспространённых полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков» ОООО начали добычу песка без письменного уведомления об этом Департамента и без согласования с Департаментом вопроса о наличии в границах участка предполагаемых работ запасов общераспространённых полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, и намечаемого к эксплуатации водоносного горизонта, являющегося источником централизованного водоснабжения.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении -ФИО2 жалобу КРУГЛОВА М.В. считает необоснованной. При этом пояснил следующее:
В районный отдел внутренних дел поступила информация о разработке карьера в районе <адрес>, после чего в присутствии двух понятых с применением фотографирования ими карьер был осмотрен и обмерян. Обмер производился рулеткой. К карьеру была накатана по снегу дорога. Глубина карьера при въезде составляла 4-5 метров, далее вглубь по карьеру примерно 6 метров, а непосредственно в месте добычи песка глубина котлованов составляла 10-12 метров. Глубину они также измеряли рулеткой, при этом снег и насыпь песка во внимание не брались, также была скидка и на углы котлованов. О глубине около 9 метров говорили и свидетели - водители, которые возили песок. Согласно ст.19 закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право по своему усмотрению в границах участка осуществлять добычу общераспространённых полезных ископаемых для своих нужд без лицензии, но на глубину не более 5 метров.
Таким образом, он считает, что в действиях КРУГЛОВА М.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.3 ч.1 КОАП РФ. Малозначительности в его действиях он также не усматривает, поэтому считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Выслушав ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отделом внутренних дел по Парфеньевскому муниципальному району ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении. В ходе административного расследования были установлены нарушения, связанные с использованием недр (добычей песка) в районе <адрес> а именно не обеспечено своевременное получение лицензии на право пользования недрами.
При рассмотрении протокола АП 44/ 266275/102 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении директором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении КРУГЛОВА М.В., который был привлечён к административной ответственности с назначением максимального наказания, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.3 КОАП РФ - штраф в размере 50000 рублей (пятьдесят тысяч рублей).
Как следует из ст.1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст.ст.7, 9, 11 указанного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным Гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии.
В силу ст.19 Закона РФ «О недрах», ст.11 Закона Костромской области от 27.06.2008г. № 325-4-ЗКО (ред. от 07.07.2010г.) «О порядке предоставления недр в пользование и порядке пользования недрами, содержащими месторождения общераспространённых полезных ископаемых, и участками недр местного значения на территории Костромской области», и Положением о порядке добычи общераспространённых полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков (утверждено постановлением администрации Костромской области от 16.06.2009г. № 229-а) установлено, что собственники земельных участков…имеют право, по своему усмотрению в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространённых полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров…
Из объяснений ФИО2 и материалов административного дела усматривается, что глубина котлованов, из которых производилась добыча песка, значительно превышала пятиметровую глубину. Это подтверждается как протоколом осмотра карьера с участием двух понятых, так и объяснениями работников ОООО ФИО6, ФИО3, ФИО5, ФИО4
ТАКИМ ОБРАЗОМ, факт пользования недрами без разрешения (лицензии) на глубину более пяти метров установлен.
Ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) установлена в ч.1 ст.7.3 КОАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Доводы заявителя о малозначительности совершённого правонарушения суд отклоняет в виду их несостоятельности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Несогласованность предполагаемых работ с соответствующими государственными органами может привести к использованию природных ресурсов, числящихся на государственном балансе, а также водоносного горизонта, являющегося источником централизованного водоснабжения.
Таким образом, незаконная, без соответствующего учёта добываемых природных ресурсов добыча песка может привести к негативным для окружающей природной среды последствиям. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Кроме того, в постановлении о привлечении КРУГЛОВА М.В. к административной ответственности правильно учтено длительное пользование недрами без лицензии (с начала июня 2010г. и по ДД.ММ.ГГГГ), а также значительный объём вывезенного из карьера песка, что подтверждается объяснениями работников ОООО и глубиной котлованов.
Вместе с тем, исходя из общих принципов права, наказание должно отвечать принципам справедливости и соразмерности.
В соответствии с ч.1 ст.30.7 КОАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:…
Об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление…
Согласно ч.2 ст.4.1 КОАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении жалобы на административное постановление судом установлено, что КРУГЛОВУ М.В. было назначено максимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.7.3 КОАП РФ.
Однако при назначении максимального наказания в постановлении нет указаний на обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Указание на длительность правонарушения не может считаться таковым обстоятельством, т.к. перечень отягчающих обстоятельств установлен ст.4.3 КОАП РФ и не подлежит расширительному толкованию.
В то же время при решении вопроса о наказании суд учитывает, что реального ущерба от административного правонарушения не наступило, а также в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, наличие на его иждивении четверых несовершеннолетних детей.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении <данные изъяты> ОООО КРУГЛОВА М. В. к административной ответственности по ст.7.3 ч.1 КОАП РФ с наложением штрафа в сумме 50000 руб. (пятьдесят тысяч рублей) ИЗМЕНИТЬ в части назначения наказания.
Снизить КРУГЛОВУ М. В. наказание в виде административного штрафа до 30000 рублей (тридцати тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нейский райсуд с.Парфеньево в течение 10 дней со дня его вынесения.
Федеральный судья: (МАТЮХИНА З.Н.)