Парабельский районный суд Томской области в составе: председательствующего: Струк П.Н., при секретаре: Комаровой Л.А., рассмотрев дело по заявлению Мальцевой С.С. об оспаривании действий администрации Парабельского сельского поселения, суд, УСТАНОВИЛ: Мальцева С.С. обратилась в суд с заявлением на действия администрации Парабельского сельского поселения, указав, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес скрыт", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия "№ скрыт" от "дата скрыта"; собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия "№ скрыт" от "дата скрыта" На сегодняшний день несущие конструкции указанного жилого дома пришли в негодность, существует угроза обрушения, и как следствие, угроза для её жизни и здоровья, а равно иных лиц. В связи с чем, "дата скрыта" она обратилась с заявлением в администрацию Парабельского сельского поселения о признании жилого помещения по адресу: "адрес скрыт", непригодным для проживания и подлежащим сносу, приложив к нему, помимо правоустанавливающих документов - заключение по визуальному осмотру и определению физического износа жилого строения, подготовленного специалистами ФГУ «Томского государственного архитектурно-строительного университета». В ответе на заявление администрация Парабельского сельского поселения от "дата скрыта" "№ скрыт" ссылается на ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Кроме того, администрация Парабельского сельского поселения указывает, что менее года назад проводилась межведомственная комиссия, согласно заключению которой жилое помещение по адресу: "адрес скрыт" требует капитального ремонта. Таким образом, по существу данное заявление не рассматривалось, а было принято решение об отказе в его рассмотрении, в связи с чем, усматривается бездействие администрации Парабельского сельского поселения. Бездействие администрации Парабельского сельского поселения считает незаконным, нарушающим гарантированное государством право на жилище. Так, отношения по признанию жилых помещений непригодными для проживания регламентируется Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение), нормативными актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятым по данным вопросам. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 7 Положения признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. П. 42 Положения предписывает комиссии на основании заявления собственника помещения проводить оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признавать жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям урегулирована пунктом 44 Положения и включает в себя следующие этапы: - прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; - определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; - определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; - работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; - составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; - принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; - передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В силу положений п. 47 Положения (в редакции от 02.08.2007 г.) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или - о продолжении процедуры оценки; - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. рассмотрению её заявления нарушена, межведомственной комиссией допущено бездействие по рассмотрению заявления в установленном порядке, а именно: - не определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия - не определен состав привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций - не проведена работа по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; - не составлено заключение о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным, непригодным) для проживания; - не решен вопрос о необходимости проведения обследования органом местного - не принято решение по итогам работы комиссии. Указанное бездействие является незаконным, поскольку у администрации Парабельского сельского поселения имелись данные, свидетельствующие о собственнике, сведения о непригодности жилого помещения (заключение по визуальному осмотру и определению физического износа жилого строения), дополнительные материалы от заявителя не истребовались. Бездействие администрации Парабельского сельского поселения нарушает действующее законодательство, препятствует учету фактического состояния оцениваемого объекта, тем самым нарушает права заявителя на проживание в безопасном жилом помещении конституционное право на обращение в органы государственной власти, местного самоуправления. Кроме того, отмечает, что действующего законодательство не ограничивает право обращение граждан в органы местного самоуправления и его рассмотрение в установленном законом порядке какой-либо периодичностью, тем более по основанию, связанному с существенными и вновь открывшимися обстоятельствами, которые подтверждены и имели место быть при обращении заявителя. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Парабельского сельского селения по рассмотрению заявления Мальцевой С.С. о признании пригодным жилого помещения по адресу: "адрес скрыт" "адрес скрыт" обязать администрацию Парабельского сельского поселения не позднее чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления Мальцевой С.С. и принятия решения по результатам рассмотрения в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. В судебном заседании представитель заявителя Энгельке А.В., выступающий на основании доверенности, поданное Мальцевой С.С. заявление поддержал. Представитель администрации Парабельского сельского поселения в лице юриста администрации Парабельского сельского поселения Кнауб К.В., выступающая на основании доверенности, заявление не признала. Выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, суд пришёл к выводу об отсутствии основания удовлетворения заявления по следующим основаниям: Согласно ст.254, ст.255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства: Мальцева С.С., на основании договора купли- продажи жилого дома от "дата скрыта", является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес скрыт", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. "дата скрыта" Мальцева С.С. обратилась с заявлением на имя заместителя Главы администрации района, председателя межведомственной комиссии Лепехина С.А. следующего содержания: " Прошу признать мое единственное жилье по адресу: "адрес скрыт" не пригодным для проживания". В левом верхнем углу заявление имеется две рукописных надписи в виде: "Либрехту Е.С. для работы" и подпись, а также: "Хлебникова О.В. "дата скрыта"." и подпись. "дата скрыта" Мальцевой С.С. Главой Парабельского сельского поселения Либрехтом Е.С. дан ответ на заявление от "дата скрыта" следующего содержания: "В соответствии с Постановлением Правительства от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкций», для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо либо решение комиссии, либо судебная экспертиза. Экспертизы других сторонних организаций не имеют юридической силы. Напоминаем Вам, что менее года назад проводилась межведомственная комиссия. В соответствий с заключением межведомственной комиссии жилое помещение по адресу: "адрес скрыт" было установлено, что жилое помещение требует капитального ремонта. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Следовательно, содержание своего имущества в надлежащем виде - обязанность собственника. Основываясь на решении межведомственной комиссии, Администрация Парабельского сельского поселения настаивает на проведении капитального ремонта жилого помещения за свой счёт". "дата скрыта" межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы Парабельского района "№ скрыт" от "дата скрыта", было проведено обследование жилого дома в "адрес скрыт" по результатам которого комиссия пришла к заключение о ветхости жилого дома и требующего ремонта. Из пояснений представителя заявителя следует, что ими оспариваются действия органа местного самоуправления в форме бездействия, поскольку полагают, что период обращения граждан в органы местного самоуправления не установлен; заявителем были представлены вновь открывшиеся обстоятельства в виде изменения состояния жилого помещения. По заявлению не выходили на место и не осматривали объект, т.е. не отреагировали. Из пояснений представителя администрации Парабельского сельского поселения следует, что ими не признается поданное в суд заявление, поскольку Мальцева изначально обратилась к Лепехину С.А., от которого заявление поступило к ним. В установленные сроки заявление было рассмотрено и дан ответ. "дата скрыта" дом признан ветхим и требующим ремонта, который заявитель не произвела. Из пояснений Хлебниковой О.В., состоящей в должности заместителя главы Парабельского сельского поселения по использованию муниципального имущества и кадрам, следует, что все вопросы, касающиеся жилья, разрешаются ею. По заявлению Мальцевой С.С. был дан ответ, т.к. было проведено обследование, а приложенное заявителем заключение не является основанием проведения вторичного осмотра. В этом году по заявлению Мальцевой С.С. комиссия не создавалась, т.к. ссылка была на прошлый год. Ветхое и непригодное жилье- это разные понятия: ветхое можно отремонтировать, а непригодное- нет. Обследование проводилось менее года назад, но та ничего не делала. Из пояснений Лепехина С.А., состоящего в должности заместителя главы Парабельского района, следует, что вопросы, касающиеся жилья разрешают сельские поселения, поэтому заявление Мальцевой С.С. было им перенаправлено. Из пояснений Барсагаева Д.А., состоящего в должности заместителя главы Парабельского района, следует, что в администрации сельских поселений отсутствует специалист- строитель. На основании ФЗ № 131 весь жилой фонд был передан в сельские поселения, которые самостоятельно принимают решения. В муниципальном фонде нет частного жилья. На собственнике лежит обязанность содержания жилья. Любой, если его жилье является аварийным, может встать на очередь получения жилья в общем порядке. Порядком работы с обращениями граждан в администрацию Парабельского района, утвержденным Главой Парабельского района 30.12.2008 г., в частности раздело 2- п.1: Все поступающие в Администрацию обращения регистрируются в Приемной в день их поступления; п. 10: Обращения граждан в соответствии с поручениями Главы направляются на исполнение; п.11- Отдельные обращения граждан, содержащие вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, по указанию Управляющего Делами, направляются Приемной, не позднее чем в 3-дневный срок с сопроводительным письмом непосредственно в эти структуры. ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" закреплены следующие нормы: п. 4 ч.1 ст. 10, рассмотрение обращения,- государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; ч.1 ст.12, сроки рассмотрения письменного обращения- письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Законом Томской области от 11.01.2007 г. № 5- ОЗ (ред. от 12.04.2011) "Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления" определены следующие положения: ч.3 ст. 12- Обращение гражданина считается рассмотренным после направления ему мотивированного письменного ответа в пределах сроков, установленных статьей 11 настоящего Закона, при условии, что рассмотрены по существу все вопросы, поставленные в обращении. Статьей 11 вышеназванного закона определены сроки рассмотрения обращений: ч.1- Обращения граждан, поступившие в государственные органы Томской области, органы местного самоуправления или должностным лицам в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ": ч.1- к вопросам местного значения поселения относятся: п.6- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Учитывая, что на основании действующего законодательства, вопросы жилищных отношений входит в компетенцию администраций сельских поселений, поэтому обращение заявителя правомерно было направлено в администрацию Парабельского сельского поселения, которым в установленный срок был дан мотивированный письменный ответ, в котором рассмотрены по существу все вопросы, поставленные в обращении. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", определено: п.28- Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. На основании изложенного представленное в суд заявление не подлежит удовлетворению, поскольку в действиях сотрудником администрации Парабельского сельского поселения не усматривается неисполнения органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), в частности, нерассмотрение обращения, т.е. бездействия. Учитывая изложенное выше доводы заявителя в том, что по существу её заявление не рассматривалось, а было принято решение об отказе в его рассмотрении, в связи с чем, усматривается бездействие администрации Парабельского сельского поселения, являются не обоснованными. Фактически заявленные в суд требования направлены не на возложение обязанности рассмотрения обращения заявителя в установленный срок, а оспаривается принятое органов местного самоуправления решение по существу. Кроме того, согласно требованиям ст. 210 ГК РФ, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Учитывая, что собственником рассматриваемого недвижимого имущества является заявитель, поэтому глава Парабельского сельского поселения правомерно, давая письменный ответ на обращения заявителя, сослался на данную законодательную норму. Ссылка заявителя на нарушение органом местного самоуправления Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, являются не обоснованными, поскольку обследование принадлежащего заявителю жилого помещения проводилось ранее, по результатам которого была дана оценка его технического состояния. Согласно изложенного выше Положения: 46. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. 47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. 53. В случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 настоящего Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц. Фактически повторное обращение заявителя, не проводившей капитального ремонта, рекомендованного заключением от "дата скрыта", сводится к переоценке состояния жилья. Представление заключения, выполненного специалистами Компания А, на основании договора от "дата скрыта", не может расцениваться как предоставление дополнительной информации для принятия решения комиссии по оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Высказанные доводы в том, что администрацией должна быть вновь создана комиссия с целью повторного проведения осмотра и оценки рассматриваемого помещения с целью проверки его фактического состояния являются не состоятельными, поскольку заявителем не представлено комиссии документов либо других сведений об изменении состояния помещения, в частности проведения ремонта, рекомендованного заключением, проведенным ранее, что, согласно п. 53 Положения, является обязательным условием повторной оценки. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Мальцевой С.С. отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Парабельский районный суд. Председательствующий:
Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И село Парабель "дата скрыта"
перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью
проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения;
Исходя из вышеизложенного видно, что процедура проведения работы комиссии по
решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям;
исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано непригодным либо пригодным к проживанию;
самоуправления;