Дело "№ скрыт" РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Парабель, Томской области "дата скрыта" Парабельский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Сгибнева В.А, при секретаре Кудрявцевой Н.А., с участием: помощника прокурора Парабельского района, Томской области Деревнина Р.С., представителя Администрации Парабельского сельского поселения Костарева В.Н., действующего на основании доверенности №12 от 06.09.2012г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Парабельского района Томской области к Муниципальному образованию "Парабельское сельское поселение" об обязании оборудовать вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", пандусом, УСТАНОВИЛ: Прокурор Парабельского района Томской области обратился в суд с иском к муниципальному образованию "Парабельское сельское поселение" об обязании оборудовать вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", пандусом, указывая на то, что прокуратурой Парабельского района Томской области в "дата скрыта" проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на территории Парабельского сельского поселения. В исковом заявлении указывается о том, что в ходе проверки установлено, что муниципальным образованием "Парабельское сельское поселение" не исполняются требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, поскольку здание Администрации Парабельского сельское поселения находящееся по адресу: "адрес скрыт" имеет два входа (вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка), при этом оба входа не оборудованы пандусами. Как указывается в исковом заявлении, здание Администрации Парабельского сельского поселения передано в собственность муниципального образования «Парабельское сельское поселение» на основании Постановления Главы Парабельского района "№ скрыт" от "дата скрыта" Далее в исковом заявлении указывается о том, что по данным ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Парабельского района" и ГУ – Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на территории Парабельского района проживает 509 инвалидов, в том числе инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски – 43 человека. По утверждению прокурора, в нарушение требований ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите населения в Российской Федерации" муниципальным образованием «Парабельское сельское поселение» не принимаются меры для создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, так как вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, не приспособлены для беспрепятственного доступа инвалидов. Просит суд обязать муниципальное образование "Парабельское сельское поселение" оборудовать вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", пандусом, в срок не позднее 01 декабря 2012 года. Помощник прокурора Парабельского района Томской области Деревнин Р.С., в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, в обоснование которых привёл те же доводы, которые изложены в исковом заявлении. Представитель муниципального образования «Парабельское сельское поселение» Костарев В.Н. при подготовке дела к судебному разбирательству представил письменный отзыв на заявленные исковые требования в котором указал о том, что требования прокурора, изложенные в исковом заявлении считает незаконными и необоснованными. В обоснование своих возражений относительно заявленных исковых требований указал о том, что здание Парабельского сельского поселения, расположенное по адресу: "адрес скрыт" оборудовано двумя входами в здание: вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения и вход №2 в мировой суд Парабельского судебного участка. Крыльцо для входа №1 обладает следующими техническими характеристиками: высота – 1,03 метра; ширина – 2,43 м.; длина – 3,10 м. Крыльцо для входа №2 в мировой суд Парабельского судебного участка обладает следующими техническими характеристиками: высота – 0,98 м.; ширина – 2,4 м.; длина – 2,42м. Перед зданием администрации имеется асфальтированная площадка для стоянки автомобилей служебного пользования администрации Парабельского сельского поселения, а также для осуществления стоянки транспортных средств граждан и организаций. Проезжая часть находится на расстоянии 13,3 метра (максимальная величина удалённости). Указывает, что технические характеристики строительных конструкций здания администрации Парабельского сельского поселения, а также место его расположения не позволяет произвести установку строительного элемента (пандус), таким образом, чтобы его эксплуатация не повлекла за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. Кроме того указывает, что в соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Далее в отзыве указывает, что в настоящий момент на территории Парабельского района объединение инвалидов находится в стадии регистрации. После осуществления регистрации объединения инвалидов будет проведено обсуждение и согласование всех возможных вариантов в целях обеспечения доступности инвалидов и иных групп граждан с ограниченными возможностями в здание администрации Парабельского сельского поселения, а также в помещения, в которых располагаются мировые судьи Парабельского судебного участка. По утверждению представителя ответчика в бюджете Парабельского сельского поселения на 2012 год запланированы денежные средства на установку кнопки вызова и знака «Стоянка для инвалидов» в размере <данные изъяты>. В случае необходимости, будет рассматриваться вопрос о выделении дополнительных денежных средств, в целях обеспечения доступности инвалидов – колясочников в здание Парабельского сельского поселения, а также в здание мирового суда Парабельского судебного участка. Указывает о том, что в случае принятия судом решения об обязании муниципального образования "Парабельское сельское поселение" оборудовать вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", пандусом, повлечёт за собой нецелесообразное расходование бюджетных средств, а также приведёт к ущемлению прав и законных интересов инвалидов – колясочников, которое выразится в возможности привлечения вреда жизни и здоровью данной категории граждан. Просит суд отказать прокурору Парабельского района Томской в удовлетворении заявленных исковых требований. В судебном заседании представитель ответчика Костарев В.Н. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, в обоснование своих возражений привёл те же доводы, которые изложены в письменном отзыве. Дополнительно пояснил о том, что при подготовке дела к судебному разбирательству начальник Парабельского отделения ОГУП "ТОЦТИ" выдала заключение о том, что здание по "адрес скрыт" согласно техническим характеристикам не предназначено для обустройства этого здания пандусом, поскольку характеристики здания не соответствуют СНИП 35-01-2001. Указал о том, что в соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Администрацией Парабельского сельского поселения согласовано установление кнопки вызова на входе №1 и входе №2 в здание с общественной организацией инвалидов "Мы вместе". Выслушав объяснения помощника прокурора Парабельского района Деревнина Р.С., представителя ответчика Костарева В.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ 29.12.2005 N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17.03.2011 N 175. В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений. В судебном заседании установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес скрыт" находится в собственности муниципального образования "Парабельское сельское поселение", что подтверждается копией постановления Главы Парабельского района от "дата скрыта" "№ скрыт" "О передаче имущества муниципального образования "Парабельский район" в собственность муниципальных образований сельских поселений" (л.д.8-10). Судом установлено, что вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", не оборудованы пандусом, в соответствии со СНиП 35-01-2001, что нарушает права инвалидов и других лиц, отнесенных к маломобильным группам населения. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки, составленном помощником прокурора Парабельского района Томской области Деревниным Р.С. в присутствии заместителя главы Парабельского сельского поселения Марфенко А.И. от "дата скрыта" (л.д.6). Оценивая заключение начальника Парабельского отделения ОГУП "ТОЦТИ" Мещерской С.Я. о невозможности обустройства пандусов у входа №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения и входа №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", в связи технической невозможностью, с точки зрения относимости и допустимости данного доказательства, суд исходит из следующего. Ответчиком в суд представлено заключение начальника Парабельского отделения ОГУП "ТОЦТИ" Мещерской С.Я., в котором указывается о том, что здание по адресу: "адрес скрыт" – 2-х этажное, бревенчатое, построено в 1928 году как жилой дом (после реконструкции административное) и согласно техническим характеристикам не предназначено для обустройства этого здания пандусом. В соответствии со СНИП 35-01-2001 принятым Постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. №73, жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалось их доступность для инвалидов, данные характеристики здания не соответствуют СНИП. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места". Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в СП 35-01-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. N 73, которые предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом; в полотнах наружных дверей следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. Из представленного заключения не видно, исходя из каких технических и иных характеристик здания исходил начальник ОГУП "ТОЦТИ" выдавая заключение о невозможности приведения входа №1 м входа №2 в здание по "адрес скрыт" в соответствие с требованиями СНиП и нормами ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ". Кроме того к заключению не приложены доказательства, подтверждающие полномочия начальника Парабельского отделения ОГУП "ТОЦТИ" по выдаче данного заключения, в связи с чем суд отклоняет выводы изложенные в заключении. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры является одной из приоритетных задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175. В силу положений части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по общему правилу, действующие объекты социальной инфраструктуры должны быть приспособлены их собственниками для нужд инвалидов путем создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Исключение из указанного общего правила предусмотрено частью пятой статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В нарушение положений ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств подтверждающих его доводы о том, что вход в действующее административное здание невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов путем устройства пандуса, соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также доводы представителя ответчика о том, что технические характеристики строительных конструкций здания администрации Парабельского сельского поселения, а также место его расположения не позволяет произвести установку строительного элемента (пандус), таким образом, чтобы его эксплуатация не повлекла за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. Не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и доводы представителя ответчика, указанные в письменном отзыве на заявленные исковые требования о том, что установка пандусов повлечёт за собой нецелесообразное расходование денежных средств. В судебном заседании представитель ответчика представил в суд письмо председателя Местной организации детей-инвалидов Парабельского района Томской области "Мы вместе" Д. от "дата скрыта" в котором указывается о том, что ими согласовано установление кнопок вызова на входе №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения и вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, вместо установки пандусов. Вместе с тем сам факт согласования установки кнопки вызова на входе №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения и вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка с общественной организацией инвалидов, не может служить основанием для отказа в удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку доказательств того, что меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в суд представлены не были. Кроме того, допустимых доказательств невозможности обустройства входа №1 и входа №2 в здание по "адрес скрыт", пандусом, а также возражений относительно сроков добровольно исполнения судебного решения, ответчиком – муниципальным образованием "Парабельское сельское поселение" по правилам части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представлено. Анализируя изложенные фактические данные и требования закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Определяя срок, в течение которого необходимо оборудовать вход №1 и вход №2 в здание по "адрес скрыт", пандусом, суд исходит из следующего. Согласно ч.ч.1, 2 ст.206 ГПК РФ, - при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Учитывая интересы лиц, относящихся к маломобильным группам населения – инвалидам, принцип разумности, суд руководствуясь с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ полагает возможным предоставить ответчику срок для добровольного исполнения судебного решения до "дата скрыта". В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, с муниципального образования "Парабельское сельское поселение" подлежит взысканию в бюджет муниципального образования "Парабельский район" государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп., от уплаты которой был освобождён истец при подаче искового заявления в суд. Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Парабельского района Томской области к Муниципальному образованию "Парабельское сельское поселение" об обязании оборудовать вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", пандусом, удовлетворить. Обязать муниципальное образование "Парабельское сельское поселение" оборудовать вход №1 в Администрацию Парабельского сельского поселения, вход №2 в Мировой суд Парабельского судебного участка, по адресу: "адрес скрыт", пандусом, в срок не позднее 01 декабря 2012 года. Взыскать с муниципального образования "Парабельское сельское поселение" в бюджет муниципального образования "Парабельский район" государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Парабельского районного суда. Судья подпись Копия верна: Судья Сгибнев В.А. Мотивированный текст решения суда изготовлен "дата скрыта" Судья Сгибнев В.А.