Дело № 12-6/2010
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с.Панкрушиха 15 марта 2010 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кирьяновой И.Н.,
при секретаре Пашковой Л.Г.,
с участием заместителя прокурора Панкрушихинского района Лебедева А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка Панкрушихинского района от 13 января 2010 года по делу по иску прокурора Панкрушихинского района в интересах Д. к комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края о взыскании недополученной суммы опекунского пособия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Панкрушихинского района обратился к мировому судье судебного участка Панкрушихинского района с иском в интересах Д. к комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края о взыскании недополученной суммы опекунского пособия.
Решением мирового судьи от 13 января 2010 года исковые требования прокурора удовлетворены, с комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в пользу Д. взыскано недоплаченное опекунское пособие за 2005 год в сумме 0,0 рублей, также с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 0,0 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184 -ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения, и с 01 января 2005 года порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта Российской Федерации. С 01 янаря 2005 года порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 27 Закона Алтайского края от 28 декабря 2004 года № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году в размере 0,0 рублей на одного ребенка в год.
Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с п. 3.1 ст.26.3 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.
Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц, и рассчитан на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (ст.6 Бюджетного кодекса РФ). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемой каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан, его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке.
В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия пре6доставления ухудшены.
Ввиду того, что на 31 декабря 2004 года размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02 декабря 2003 года № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил 0,0 рублей на одного ребенка в год исходя из норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.
Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.
В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04 июля 2006 года № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2005 год» исполнен в размере 100 процентов.
Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем, расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 года опекунского пособия в большем размере, чем было выплачено в 2005 года
Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 году.
Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Просит отменить решение мирового судьи и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Истец Д. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежаще, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, об отложении дела слушанием не ходатайствовала.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и истца.
Заместитель прокурора Панкрушихинского района Лебедев А.П. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика, оставить решение мирового судьи судебного участка Панкрушихинского района без изменений.
Выслушав доводы заместителя прокурора Лебедева А.П., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения мирового судьи.
Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.5 ст.150 Семейного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 22 авгусьа 2004 года №122-ФЗ, вступившего в силу с 01 янврая 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.
В силу п.2 ст.153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Несмотря на то, что с 01 января 2005 года Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 01 июля 1992 года № 483, от 17 июля 1996 года № 829, от 30 марта 1998 года № 366) не действует, в 2004 году оно действовало и устанавливало нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2 и 3 к данному постановлению. Эти нормы распространены на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
В силу п.3 указанного выше Постановления Правительства РФ Министерством образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработано Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденное приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 года № 199. Пунктом 1 данного Положения определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Согласно расчета норм обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем для девочек школьного возраста и расчета норм питания на ребенка школьного возраста за 2004 год, составленных прокуратурой Панкрушихинского района, сумма денежных средств на питание и на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для девочек школьного возраста в 2004 года составляла 0,0 рублей в месяц. Фактически опекуну Плаховой Н.М. на содержание несовершеннолетней Д. за период с 01 января 2005 года по 01 сентября 2005 года ежемесячно выплачивалось опекунское пособие в размере 0,0 рублей, а всего 0,0 рублей. Сумма недоплаченного опекунского пособия за указанный период 2005 года составила 0,0 рублей (общая сумма опекунского пособия, рассчитанная по нормам, установленным постановлением Правительства РФ № 409, за 8 месяцев 2004 года) - 0,0 рублей (общая сумма опекунского пособия, фактически выплаченная опекуну за 8 месяцев 2005 года).
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края суду не представлено доказательств того, что средства на выплату опекунского пособия за 2005 год в полном объеме перечислялись в бюджет Панкрушихинского района.
В связи с изложенным, недоплаченная сумма опекунского пособия за 8 месяцев 2005 год подлежит взысканию с комитета Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике за счет средств краевого бюджета.
Учитывая, что мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы основаны на представленных доказательствах, решение мирового судьи отмене и изменению не подлежит.
Поскольку надлежащим ответчиком по делу является комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, то в удовлетворении исковых требований к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края необходимо отказать в связи с их необоснованностью. Поэтому резолютивная часть решения мирового судьи подлежит уточнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198, 328-330 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка Панкрушихинского района от 13 января 2010 года по делу по искупрокурора Панкрушихинского района в интересах Д. к комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края о взыскании недополученной суммы опекунского пособия, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения мирового судьи от 13 января 2010 года следующим образом: в удовлетворении исковых требований к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края отказать в связи с их необоснованностью.
Определение вступает в законную силу после его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Председательствующий И.Н.Кирьянова