Дело № 2-3/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Панкрушиха ** года Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Кирьяновой И.Н., при секретаре Пашковой Л.Г., с участием заместителя прокурора Панкрушихинского района Лебедева А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Панкрушихинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог в с.***, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Панкрушихинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края, ссылаясь на то, что при проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлены нарушения в деятельности администрации Панкрушихинского сельсовета. В ведении муниципального образования «Панкрушихинский сельсовет» находится дорога, расположенная в с.*** по ул.*** и ул.***. Согласно актов проверки ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району улично-дорожной сети в с.*** от 30 июня 2009 года в нарушение Всероссийских Стандартных Норм № 24-88 на ул. *** между домами № * и № * отсутствуют дорожные знаки 2.1 Правил дорожного движения «Главная дорога» и дорожные знаки 2.4 Правил дорожного движения «Уступите дорогу», на ул.*** между домами №* и № * отсутствуют дорожные знаки 2.1 Правил дорожного движения «Главная дорога», дорожные знаки 2.4. Правил дорожного движения «Уступите дорогу», дорожные знаки 2.3.2 Правил дорожного движения «Примыкание второстепенной дороги», дорожные знаки 2.3.3. Правил дорожного движения «Примыкание слева». По результатам проверки начальником ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району главе администрации Панкрушихинского сельсовета выданы предписания об устранении выявленных нарушений до 23 июля 2009 года Но нарушения до настоящего времени не устранены. Отсутствие необходимых дорожных знаков в с.*** на ул.*** и ул.*** является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. Прокурор просил признать бездействие администрации Панкрушихинского сельсовета незаконным, обязать ее установить необходимые дорожные знаки. В судебном заседании заместитель прокурора Лебедев А.П. представил уточненное исковое заявление, уточнив требования в части количества и расположения дорожных знаков, которые необходимо установить на ул.*** и ул.*** в с.***, поддержал данные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Прокопова С.В. исковые требования не признала, пояснив, что администрация Панкрушихинского сельсовета принимает меры по устранению выявленных нарушений в сфере безопасности дорожного движения. После получения представления прокурора в бюджет сельсовета на 2010 год заложены денежные средства для изготовления и установки необходимых дорожных знаков, в ГУП ДХ «Панкрушихинское ДРСУ» сделана заявка на изготовление дорожных знаков. Ранее не принимались меры по устранению выявленных нарушений, так как в администрации Панкрушихинского сельсовета отсутствовала схема дислокации дорожных знаков в с.***, которую, как она полагает, должна составлять ГИБДД, а не сельсовет. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица начальник ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району Ельников Ю.В. пояснил в судебном заседании, что исковые требования прокурора считает обоснованными, просил их удовлетворить, также пояснив, что в июне 2009 года он совместно с главой администрации Панкрушихинского сельсовета Галузиной И.А. проехали по улицам с.***, и определились, где необходимо установить соответствующие дорожные знаки. После этого были составлены акты проверки, копии которых были вручены главе сельсовета, а также в адрес главы сельсовета были вынесены предписания об устранении выявленных нарушений со сроком устранения до 23 июля 2009 года В установленный срок предписание выполнено не было. В связи с этим в отношении главы сельсовета был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 0,0 рублей. Но несмотря на это, до настоящего времени на улицах *** и *** в с.*** не установлены необходимые дорожные знаки. В соответствии с законом составление схемы дислокации дорожных знаков в населенном пункте является обязанностью той организации, в ведении которой находятся дороги, то есть администрации сельсовета, с ГИБДД данная схема только согласовывается. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает уточненные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Основной задачей закон определяет охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии со ст.12 названного закона содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В силу п.6 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 7 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении, внедрению технических средств регулирования и управления дорожным движением. В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» и п.5 ст.13 устава Муниципального образования «Панкрушихинский сельсовет», принятого решением Панкрушихинского сельского Совета депутатов от 22 июля 2008 года № * к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Часть 1 ст.34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что содержание автомобильных дорог местного значения, обеспечение на них безопасности дорожного движения, в том числе и путем установления необходимых дорожных знаков, является обязанностью органов местного самоуправления и обеспечивается за счет средств их бюджетов. Согласно п.4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года года № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Пунктами 5.3.2 - 5.3.6. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120-ст, предусмотрено следующее: знак 2.1 «Главная дорога» устанавливается в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Знак 2.4 «Уступите дорогу» устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1. или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающей территории, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток. Знаки 2.3.2 - 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают в населенных пунктах на расстоянии 50 - 100 м до перекрестка. В судебном заседании установлено, что администрацией Панкрушихинского сельсовета не выполнены требования ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району об установке на улицах *** и *** в с.*** необходимых дорожных знаков. Данное бездействие администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как жителей Панкрушихинского района, так и проезжающих по территории района граждан, поскольку отсутствие необходимых дорожных знаков является причиной ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, несмотря на то, что администрацией Панкрушихинского сельсовета приняты определенные меры по устранению указанных нарушений. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 0,0 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Панкрушихинского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности в части невыполнения предписаний начальника ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району от 30 июня 2009 года. Обязать администрацию Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в срок до 25 мая 2010 года установить в с.*** Панкрушихинского района Алтайского края между домами № * и № * по ул.*** 5 дорожных знаков 2.1 Правил дорожного движения «Главная дорога», а именно: на пересечении ул. *** с пер. *** около дома № * - один знак, на пересечении ул.*** с ул. *** напротив дома № * - один знак, на пересечении ул.*** с ул.*** около дома № * - один знак, на пересечении ул*** с ул.*** около дома № * - один знак, на ул.*** около дома № * - один знак; 6 дорожный знаков 2.4. Правил дорожного движения «Уступите дорогу», а именно: по ул.*** около дома № * - один знак, на пересечении ул.*** с ул.*** около дома № * - один знак, на пересечении ул.*** с ул.*** около дома № * - один знак, на пересечении ул.*** с ул.*** около дома № * - один знак, на пересечении ул.*** с ул.*** около дома № * - один знак, на пересечении ул.*** с ул.*** около дома № * - один знак; по ул.*** между домами № * и № * 3 дорожных знака 2.1. Правил дорожного движения «Главная дорога», а именно: на пересечении ул.*** с ул.*** - один знак, на ул. *** около дома № * - один знак, около дома № * - один знак; один дорожный знак 2.4 Правил дорожного движения «Уступите дорогу» на пересечении ул.*** с ул.***; 2 дорожных знака 2.3.2 Правил дорожного движения «Примыкание второстепенной дороги», а именно на пересечении ул.*** с ул.*** - один знак, на пересечении ул.*** с ул.*** - один знак; 3 дорожных знака 2.3.3 Правил дорожного движения «Примыкание слева», а именно на пересечении ул. *** с ул.*** около дома № * - один знак, около дома № * - один знак, около дома № * один знак. Взыскать с администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 0,0 рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения суда через Панкрушихинский районный суд. Председательствующий И.Н. Кирьянова