Решение по делу №2-16/10 по иску Ермакова Е.И. о восстановлении на работе и взыкании компенсации морального вреда (вступило в законную силу)



Дело № 2-16/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Панкрушиха 19 февраля 2010 года

Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Кирьяновой И.Н.,

при секретаре Пашковой Л.Г.,

с участием и.о. прокурора Панкрушихинского района Лебедева А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ермакова Евгения Ивановича к администрации Панкрушихинского района Алтайского края о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику, ссылаясь на то, что с февраля 2009 года он замещал должность муниципальной службы в администрации Панкрушихинского района помощника главы района по правовым и кадровым вопросам.. Решением Панкрушихинского районного Совета депутатов от 22 октября 2009 года № № были внесены изменения в структуру администрации района путем сокращения должности помощника главы района по правовым и кадровым вопросам. Основанием данного решения указано: «в целях эффективной работы администрации района, оптимизации расходов на содержание аппарата администрации района». 29 октября 2009 года было издано распоряжение № № о сокращении штата, с которым он был ознакомлен под роспись. 31 декабря 2009 года в соответствии с распоряжением № № он был уволен по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение штата). Считает, что штатные мероприятия проведены с нарушением трудового законодательства. Не были применены положения ст.179 ТК РФ - преимущественное право на оставление на работе, несмотря на то, что у него на иждивении находится двое несовершеннолетних детей восьми и трёх лет. В соответствии с п.2 ст.40 Устава муниципального образования «Панкрушихинский район Алтайского края» районный Совет депутатов по представлению главы района утверждает структуру администрации района. В нарушение данного положения районный Совет депутатов принял решение о внесении изменений в структуру администрации путём сокращения должности. Считает, что сокращения штата работников в действительности не было, так как не были сокращены вакантные должности, более того в штат администрации района были введены три должности сторожа-истопника. А в январе 2010 года было утверждено новое штатное расписание аппарата администрации Панкрушихиснкого района, где была введена новая должность начальника сектора управления по экономическому развитию и имущественным отношениям. В нарушение требований ст.ст.84.1, 140 ТК РФ в день увольнения ему была выплачена только зарплата, окончательный расчет выплачен не был. Незаконным увольнением ему были причинены нравственные страдания, было подорвано его здоровье, он пережил сильнейший стресс, у него нарушен сон, он находится в подавленном состоянии. Просил восстановить его на работе в качестве помощника главы Панкрушихинского района по правовым и кадровым вопросам, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 0,0 рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по тем основаниям, по которым они заявлены, пояснив, что считает, что фактически штатные мероприятия в администрации Панкрушихинского района не проводились, у главы района была цель уволить только его, так как распоряжением № № от 05 октября 2009 года на него без его согласия были возложены обязанности главного специалиста по ведению Регистра муниципальных нормативных актов организационного отдела администрации района, он пояснил главе района Роликову В.И., что за выполнение дополнительной работы, должна производиться доплата. Но Роликов В.И. отказался производить доплату, а он отказался выполнять дополнительные обязанности. Тогда глава района сказал, что сократит его, что и произошло. Кроме того, вакантные должности ему были предложены только 28 декабря 2009 года, а 31 декабря 2009 года был его последний рабочий день. У него было мало времени, на то чтобы обдумать соглашаться или нет на замещение какой либо вакантной должности. Если бы времени было больше, то, возможно, он согласился бы занять какую либо из вакантных должностей. Просил удовлетворить его требования.

Представитель ответчика - глава Панкрушихинского района Роликов В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что необходимость в проведении штатных мероприятий в администрации Панкрушихинского района возникла в связи с необходимостью оптимизации расходов на аппарат управления администрации района согласно письма комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации края от 20 октября 2009 года № №. Поскольку в соответствии с п.2 ст.40 Устава района структура администрации района утверждается районным Советом депутатов по представлению главы района, то решением Панкрушихинского районного Совета депутатов № № от 22 октября 2009 года была изменена структура администрации района путём сокращения должности помощника главы района по правовым и кадровым вопросам. Увольнение Ермакова Е.И. произведено в соответствии с требованиями трудового законодательства. О предстоящем увольнении он был предупрежден за два месяца. В период предупреждения об увольнении ему под роспись были предложены вакантные должности: начальника отдела ЖКХ администрации района, главного специалиста по животноводству отдела по развитию сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции администрации района, завхоза администрации, главного специалиста по ведению регистра муниципальных нормативных актов организационного отдела, но от замещения указанных должностей он отказался. При увольнении Ермакову Е.И. произведены все необходимые выплаты, а не только заработная плата, ему выплачено выходное пособие за январь и февраль 2010 года. Должности сторожей-истопников введены в штатное расписание в связи с ликвидацией муниципального унитарного предприятия «Агропромэнерго», для того, чтобы не допустить разморожения системы отопления и для сохранности муниципального имущества. Данные должности введены в штат администрации района временно с 01 октября 2009 года по 30 апреля 2010 года., то есть на отопительный сезон. Ермаков Е.И. был предупрежден о предстоящем увольнении 30 октября 2009 года. С 01 января 2010 года в новое штатное расписание аппарата администрации района введена должность начальника сектора управления по экономическому развитию и имущественным отношениям, но данная должность введена не за счёт увеличения штата работников администрации района, а в связи с повышением статуса должности специалиста по земельным и имущественным отношениям данного управления, что вызвано значимостью данной сферы деятельности. Преимущественное право на оставление на работе применяется при наличии нескольких работников, которые на альтернативной основе подлежат увольнению в связи с сокращением численности или штата работников, поэтому считает ссылку истца на ст.179 ТК РФ необоснованной, так как в данном случае произошло сокращение штата работников и сокращена только одна должность, которую замещал один работник - истец. Ему как руководителю организации принадлежит право выбора какую из имеющихся в структуре администрации должностей сократить. Те вакантные должности, которые предлагались истцу, значимы для администрации района, поэтому они не сокращены до настоящего времени. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение и.о.прокурора Панкрушихинского района Лебедева А.П., суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно распоряжения № № л от 12 января 2006 года Ермаков Е.И. назначен на старшую муниципальную должность главного специалиста по правовой работе комитета по управлению муниципальным имуществом, правовой и кадровой работе с 10 января 2006 года.

Распоряжением № № от 26 января 2009 года истец переведен с его согласия на старшую муниципальную должность помощника главы Панкрушихинского района Алтайского края по правовым и кадровым вопросам с 01 февраля 2009 года.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ работник может быть уволен по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации.

Письмом комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике от 20 октября 2009 года № № при составлении проектов местных бюджетов на 2010 год рекомендовано следующее: расходы на содержание органов местного самоуправления необходимо запланировать со снижением не менее 10 процентов от сокращенного уровня 2009 года В целях повышения эффективности использования бюджетных средств местных бюджетов органам местного самоуправления в 2010 года необходимо, в том числе, повышать эффективность расходов местных бюджетов и снижать неэффективные расходы, в том числе за счет сокращения расходов на управление и оптимизации численности аппарата управления.

В силу п.2 ст.40 Устава муниципального образования Панкрушихинский район Алтайского края структура администрации района утверждается районным Советом депутатов по представлению главы района.

Согласно решения Панкрушихинского районного Совета депутатов № № от 22 октября 2009 года в соответствии с п.2 ст.42 Устава муниципального образования Панкрушихинский район Алтайского края в целях эффективной работы администрации района, оптимизации расходов на содержание аппарата администрации района внесены изменения в структуру администрации района путём сокращения должности помощника главы района по правовым и кадровым вопросам с 01 января 2010 года.

В силу требований ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Распоряжением № № от 29 октября 2009 года с 01 января 2010 года сокращена должность помощника главы района по правовым и кадровым вопросам. В связи с предстоящим сокращением помощник главы района по правовым и кадровым вопросам Ермаков Е.И. предупрежден с 30 октября 2009 года.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 ч.1 ст.81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Распоряжением № № от 28 декабря 2009 года Ермакову Е.И. под роспись предложены следующие вакантные должности, имевшиеся в штатном расписании: начальник отдела ЖКХ администрации района, главный специалист по животноводству отдела по развитию сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции администрации района, завхоз администрации района, главный специалист по ведению регистра муниципальных нормативных актов организационного отдела.

Распоряжением № № л от 31 декабря 2009 года Ермаков Е.И. уволен по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение штата).

В соответствии со ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Из копий расходных кассовых ордеров № № и № от 31 декабря 2009 года видно, что Ермакову Е.И. выплачены все причитающиеся ему суммы, а именно заработная плата за декабрь 2009 года и пособие по временной нетрудоспособности, задолженности по отпускам у Ермакова Е.И. за 2009 года не имелось.

Реестр № № от 12 января 2010 года свидетельствует, о том, что Ермакову Е.И. на его расчетный счет в банке переведена сумма 0,0 рублей - это выходное пособие за январь и февраль 2010 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в администрации Панкрушихинского района в октябре-декабре 2009 года были проведены штатные мероприятия, и увольнение Ермакова Е.И. в связи с сокращением штата было произведено с соблюдением требований действующего трудового законодательства.

Проведение штатных мероприятий подтверждается исследованными в судебном заседании штатными расписаниями аппарата администрации Панкрушихинского района по состоянию на 1 апреля 2009 года, по состоянию на 14 августа 2009 года и по состоянию на 1 января 2010 года Из которых видно, что в штатном расписании по состоянию на 14 августа 2009 года в аппарате администрации района имеется 30 должностей, а в штатном расписании по состоянию на 01 января 2010 года в аппарате администрации района имеется фактически 29 должностей, но в связи с неправильной нумерацией: после цифры 2 указана цифра 4, после цифры 11 указана цифра 13, после цифры 19 указана цифра 21, должностей указано 32.

Из штатных расписаний по состоянию на 14 августа 2009 года и по состоянию на 01 января 2010 года видно, что должность главного специалиста по имуществу и земельным отношениям управления по экономическому развитию и имущественным отношениям, которую замещал Вязунов С.Н., преобразована в должность начальника сектора управления по экономическому развитию и имущественным отношениям, которую также замещает Вязунов С.Н.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что увеличение штата администрации района с введением в штатное расписание должности начальника сектора управления по экономическому развитию и имущественным отношениям, не произошло.

Как видно из распоряжения № № от 03 ноября 2009 года и штатного расписания технического персонала администрации Панкрушихинского района в связи с ликвидацией МП «Агропромэнерго» для охраны муниципального имущества и недопущения разморожения отопительной системы на период с 01 октября 2009 года по 30 апреля 2010 года в штатное расписание администрации района введены три должности сторожа-истопника.

Введение указанных должностей не нарушает права Ермакова Е.И. при его увольнении в связи с сокращением штата, т.к. данные должности являются должностями технического персонала и введены они с 01 октября 2009 года, а Ермаков Е.И. предупрежден о предстоящем увольнении с 30 октября 2009 года.

Довод истца о том, что решение районного Совета депутатов № № от 22 октября 2009 года не соответствует требованиям п.2 ст.40 Устава района, согласно которого решением районного Совета депутатов утверждается структура администрации района, а в данном случае в структуру администрации района внесены изменения путём сокращения должности, является не состоятельным. Поскольку внесение изменений в структуру администрации посредством сокращения должности помощника главы района по правовым и кадровым вопросам не нарушает процедуру, предусмотренную п.2 ст.40 Устава района.

Ссылка истца на то, что ему не предоставлено преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное ст.179 ТК РФ, необоснованна, т.к. положения указанной нормы закона должны применяться в случае сокращения нескольких работников, которые на альтернативной основе подлежат увольнению по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, в данном случае произошло сокращение штата работников и сокращена только одна должность, которую занимал один работник - истец.

В связи с необоснованностью исковых требований о восстановлении на работе, не подложат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ермакова Евгения Ивановича к администрации Панкрушихинского района Алтайского края о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда, отказать в связи с их необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения суда через Панкрушихинский районный суд.

Председательствующий И.Н. Кирьянова