Дело *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Панкрушиха **
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Кирьяновой И.Н.,
при секретаре Пашковой Л.Г.,
с участием заместителя прокурора Панкрушихинского района Лебедева А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Панкрушихинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Панкрушихинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края, ссылаясь на то, что при проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог вблизи образовательных учреждений установлены нарушения в деятельности администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края. В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми, независимо от наличия пешеходных переходов устанавливается знак 1.23 «Дети». Кроме того, устанавливается повторный знак с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящей вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 метров, повторный - на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка. Согласно акта проверки ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району улично-дорожной сети с *** от 16 апреля 2010 года в нарушение п. 5.2.25 ГОСТа 52289-2004: на ул.*** перед участками дороги, проходящими вдоль территории МДОУ Панкрушихинский детский сад «Березка» *** территории МОУ «Панкрушихинская СОШ» *** территории МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» *** отсутствуют 3 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 повторных с табличкой 8.2.1;
- на ул.*** перед участком дороги, проходящим вдоль территории КГОУ Панкрушихинский детский дом» *** отсутствуют 4 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 повторных знака с табличкой 8.2.1;
- на ул.*** перед участками дороги, проходящими вдоль территории МОУ «Центр детского творчества» *** территории МДОУ Панкрушихинский детский сад «Березка» *** отсутствуют 6 дорожных знаков 1.23 «Дети», 4 повторных знака с табличкой 8.2.1;
- на ул.*** перед участком дороги, проходящим вдоль территории МОК «Сеть муниципальных библиотек» *** отсутствуют 4 дорожных знака 1.23 «Дети», два повторных с табличкой 8.2.1. Отсутствие необходимых дорожных знаков является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью детей. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Панкрушихинского сельсовета в области осуществления дорожной деятельности, обязать ее установить в с.*** на участках дорог, проходящих вдоль детских учреждений, или часто пересекаемых детьми, необходимые дорожные знаки.
В судебном заседании заместитель прокурора Лебедев А.П. поддержал исковые требования, уточнив их, в части количества и расположения дорожных знаков, которые необходимо установить на ул.***, ул.***, ул. *** и ул.*** в с.***, поддержал данные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, обязать администрацию Панкрушихинского сельсовета установить необходимые дорожные знаки в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району Е. пояснил, что по поручению прокуратуры района в с.*** была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог вблизи образовательных учреждений. В ходе которой было установлено, что на участках дорог вблизи детских учреждение, и часто пересекаемых детьми отсутствуют необходимые дорожные знаки 1.23 «Дети» и повторные знаки с табличками 8.2.1, на которых указывается протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. По результатам проверки был составлен акт. Главе администрации Панкрушихинского сельсовета предложено устранить выявленные нарушения в срок до 26 апреля 2010 года Но до настоящего времени необходимые дорожные знаки не установлены. Дорожные знаки необходимо установить следующим образом: на ул.*** перед участками дороги, проходящими вдоль территории МДОУ Панкрушихинский детский сад «Березка»(малый) ***, территории МОУ «Панкрушихинская СОШ» *** территории МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» *** - 3 дорожных знака 1.23 «Дети», два из них повторные с табличками 8.2.1;
- на *** перед участком дороги, проходящим вдоль территории КГОУ «Панкрушихинский детский дом» *** - 4 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 из них повторные с табличками 8.2.1;
- на ул.*** перед участком дороги, проходящей вдоль территории МОУ «Центр детского творчества» *** территории МДОУ Панкрушихинский детский сад «Березка» (большой) *** - 6 дорожных знаков 1.23 «Дети», 3 из них повторные с табличками 8.2.1;
- на ул.*** перед участком дороги, проходящим вдоль территории МОК «Сеть муниципальных библиотек» *** - 4 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 из них повторные с табличками 8.2.1. Указанные знаки необходимо устанавливать в обоих направлениях движения.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает уточненные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Основной задачей закон определяет охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.12 названного закона содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.21 указанного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу п.6 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 7 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении, внедрению технических средств регулирования и управления дорожным движением.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Часть 1 ст.34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что содержание автомобильных дорог местного значения, обеспечение на них безопасности дорожного движения, в том числе и путем установления необходимых дорожных знаков, является обязанностью органов местного самоуправления и обеспечивается за счет средств их бюджетов.
Согласно п.4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Пунктом 5.2.25 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120-ст, предусмотрено следующее: перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми, независимо от наличия пешеходных переходов устанавливается знак 1.23 «Дети». Кроме того, устанавливается повторный знак с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 метров, повторный на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка.
В судебном заседании установлено, что администрацией Панкрушихинского сельсовета не выполнены требования ОГИБДД ОВД по Панкрушихинскому району об установке на улицах ***, ***, ***, *** в с.*** необходимых дорожных знаков. Данное бездействие администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края является незаконным, так как нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как жителей Панкрушихинского района, так и проезжающих по территории района граждан, поскольку отсутствие необходимых дорожных знаков является причиной ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поэтому обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением является законным и обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 0,0 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Панкрушихинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности.
Обязать администрацию Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в течение трех дней со дня вступления в законную силу настоящего решения установить в с.*** Панкрушихинского района Алтайского края: на улице *** перед участками дороги, проходящими вдоль территории МДОУ Панкрушихинский детский сад «Березка» (малый) *** территории МОУ «Панкрушихинская СОШ» *** территории МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» *** - 3 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 из них повторные с табличками 8.2.1 с указанием протяженности участка дороги, проходящего вдоль территории указанных детских учреждений, согласно ГОСТ 52289-2004;
- на улице *** перед участком дороги, проходящим вдоль территории КГОУ «Панкрушихинский детский дом» *** - 4 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 из них повторные с табличками 8.2.1 с указанием протяженности участка дороги, проходящего вдоль территории данного детского учреждения, согласно ГОСТ 52289-2004;
- на улице *** перед участками дороги, проходящими вдоль территории МОУ «Центр детского творчества» *** территории МДОУ Панкрушихинский детский сад «Березка» (большой) *** - 6 дорожных знаков 1.23 «Дети», 3 из них повторные с табличками 8.2.1 с указанием протяженности участка дороги, проходящего вдоль территории указанных детских учреждений, согласно ГОСТ 52289-2004;
- на улице *** перед участком дороги, проходящим вдоль территории МОК «Сеть муниципальных библиотек» *** - 4 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 из них повторные с табличками 8.2.1 с указанием протяженности участка дороги, проходящего вдоль данного детского учреждения, согласно ГОСТ 52289-2004.
Взыскать с администрации Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 0,0 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Панкрушихинский районный суд.
Председательствующий И.Н. Кирьянова