Решение по делу №2-96 по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий по ограничению режима электропотребления (вступило в законную силу)



Дело № *

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Панкрушиха **

Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Колесникова В.В., при секретаре Коротких Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Панкрушихинского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО « Алтайкрайэнерго», филиалу « Каменские МЭС» ОАО « Алтайкрайэнерго» о признании незаконными действий по ограничению режима электропотребления путем прекращения подачи электроэнергии на насосную станцию МУП « Панкрушихинское ЖКХ» ежедневно с 21 мая 2010 года с 09 часов до 16 часов,

Установил:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО « Алтайкрайэнерго», филиалу « Каменские МЭС» ОАО « Алтайкрайэнерго» о признании незаконными действий по ограничению режима электропотребления путем прекращения подачи электроэнергии на насосную станцию МУП « Панкрушихинское ЖКХ» ежедневно с 21 мая 2010 года с 09 часов до 16 часов и обязании устранить нарушения законодательства путем подачи электроэнергии на насосную станцию МУП « Панкрушихинское ЖКХ. Требования мотивировал следующим.

15 октября 2009 года между МУП «Панкрушихинское ЖКХ» и ОАО «Алтайкрайэнерго» заключен договор энергоснабжения № *

В связи с неисполнением МУП «Панкрушихинское ЖКХ» обязанности по оплате электроэнергии и предоставленных по указанному договору услуг более двух платежных периодов, филиалом Каменские МЭС ОАО «Алтайкрайэнерго» осуществлено частичное ограничение режима потребления электроэнергии путем прекращения подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ» с 14 мая 2010 года по 20 мая 2010 года ежедневно в период времени с 9 часов до 13 часов, а с 21 мая 2010 года по настоящее время ежедневно в период времени с 9 часов до 16 часов.

Согласно уведомлению от 25 мая 2010 года № * филиалом Каменские МЭС ОАО «Алтайкрайэнерго» в случае непогашения МУП «Панкрушихинское ЖКХ» задолженности по оплате электроэнергии и иных предоставленных по указанному договору услуг с 09 часов 10 июня 2010 года будет полностью ограничен режим потребления электроэнергии путем отключения насосной станции МУП «Панкрушихинское ЖКХ».

Действия по прекращению ежедневно в период времени с 9 часов до 16 часов подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ» и возможные действия по полному прекращению подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ» являются незаконными. Объекты водоснабжения относятся к потребителям, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается. Согласно акту согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии, являющемуся приложением к договору энергоснабжения установлено время перерыва электроснабжения не более 6 часов. Фактически электроснабжение прерывалось на срок более 6 часов ежедневно.

Ограничение режима потребления электроэнергии путем прекращения подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ», осуществленное с нарушением законодательства, влечет существенное нарушение конституционных прав граждан, проживающих на территории Панкрушихинского района, на охрану здоровья, медицинскую помощь, достойную жизнь (ст.ст.7, 41 Конституции Российской Федерации).

В судебном заседании зам. прокурора Лебедев А.П. частично отказался от исковых требований, в частности от обязания ответчиков устранить нарушения законодательства, путем подачи электроэнергии на насосную станцию, так как это устранено до рассмотрения дела. Просит признать действия ответчиков по прекращению энергоснабжения насосной станции незаконными, сослался на изложенное в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО « Алтайкрайэнерго» Кондрух Т.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что отключение электроснабжения насосной станции и других объектов ЖКХ произведено было в соответствии с действующим законодательством, в связи с задолженностью по оплате электроэнергии более чем за два отчетных периода. Перед началом прекращения энергоснабжения были направлены соответствующие уведомления.

Третье лицо представитель МУП « Панкрушихинское ЖКХ» Серых Г.П. поддержала иск прокурора, суду пояснила, что ответчик незаконно отключал электроэнергию на объектах ЖКХ, в том числе и на насосной станции с 09 часов до 16 часов, ежедневно. Задолженность действительно имела место, однако в настоящее время погашена. В селе *** имеется только одна насосная станция, снабжающая водой население села и организации. При прекращении подачи электроэнергии на насосную станцию, полностью прекращалась подача воды населению села. Других установок для подачи воды не имеется.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

15 октября 2009 года между МУП «Панкрушихинское ЖКХ» и ОАО «Алтайкрайэнерго» заключен договор энергоснабжения № *

В связи с неисполнением МУП «Панкрушихинское ЖКХ» обязанности по оплате электроэнергии и предоставленных по указанному договору услуг более двух платежных периодов, филиалом Каменские МЭС ОАО «Алтайкрайэнерго» на основании уведомления осуществлено частичное ограничение режима потребления электроэнергии путем прекращения подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ» с 14 мая 2010 года по 20 мая 2010 года ежедневно в период времени с 9 часов до 13 часов, а с 21 мая 2010 года по настоящее время ежедневно в период времени с 9 часов до 16 часов.

В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Таким образом, сторонами в договоре являются энергоснабжающая организация и абонент.

При наличии согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть другому лицу - субабоненту (ст. 545 ГК РФ). Субабонент энергоснабжаюшей организации - это потребитель, непосредственно присоединенный к электрическим сетям абонента и имеющий с ним договор на пользование электрической энергией.

В этом случае возникает сложная структура договорных связей: отношения между энергоснабжаюшей организацией и абонентом опосредуются договором энергоснабжения, а отношения, складывающиеся между; абонентом и субабонентом - договором на пользование электрической энергией.

Договор энергоснабжения относится к публичным договорам, а публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организации по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ)

В тех случаях., когда в качестве субабонента ( абонента) выступает физическое лицо и энергия используется последним в целях бытового потребления, законодатель допускает упрощенный порядок заключения договора. Для того, чтобы признать договор заключенным, достаточно первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети ( ст. 540 ч. 1 ГК РФ).

Исходя из положений ГК РФ в качестве потребителя или абонента в настоящее время могут выступать юридические лица и граждане.

Согласно ст. 523 ГК РФ ( в том числе и в случае неоднократного нарушения сроков оплаты), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Прекращение подачи электроэнергии, равно как и действия по перерыву или ограничению в подаче электроэнергии, если при этом могут пострадать интересы граждан-субабонентов, являются со стороны ответчика ОАО « Алтайкрайэнерго» неправомерными.

Договор энергоснабжения с гражданином считается заключенным на неопределенный срок. Право расторжения договора в одностороннем порядке принадлежит только гражданину (ч.1 ст. 546 ГК РФ) с последующим уведомлением энергоснабжающей организации.

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 31 августа 2006 года года № 53 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» к числу объектов, ограничение режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся: медицинские учреждения, учреждения социального обеспечения, объекты водоснабжения.

В соответствии с п. 177 вышеуказанных правил потребитель обязан принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса. В случае если потребитель в срок данных мер не предпринял, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, сетевая организация вправе производить действия по ограничению режима потребления.

Поскольку у МУП «Панкрушихинское ЖКХ» отсутствовала техническая возможность обеспечить подачу электроэнергии на насосную станцию в с. ***, обеспечивающую водоснабжением объекты здравоохранения, образования дошкольного воспитания, граждан, а именно потребителям, своевременно оплачивающим услуги водоснабжения, ОАО «Алтайкрайэнерго» не имело права на прекращение подачи электроэнергии на водозаборную станцию МУП « Панкрушихинское ЖКХ», чем были нарушены их конституционные права, несмотря на то, что Конституция РФ является актом прямого действия и гарантирует соблюдение прав граждан и интересов юридических лиц (ст. ст. 7, 8,17,41).

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующим субъектам, занимающих доминирующее положение па рынке, запрещаются действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности производства.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Кроме того, незаконными действиями ответчиков были нарушены права граждан, закрепленные ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, которым предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологичсским благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Водоснабжение, питание, условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека. Согласно ст.8 названного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Между тем, в весенне-летний период значительно повышается угроза возникновения различных видов пожаров, в том числе в жилом секторе граждан, а также на предприятиях и организациях, расположенных в селе. Длительное отсутствие водоснабжения в пожарных гидрантах создает угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан в случае пожара. В тоже время, в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (в ред, от 02 февраля 2006 года) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Гражданские права в силу ч, 2 ст.1 ГК РФ могут быть ограничены только на основании федерального закона.

Ограничение режима потребления электроэнергии путем прекращения подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ», осуществленное с нарушением законодательства, влечет существенное нарушение конституционных прав граждан, проживающих на территории Панкрушихинского района, на охрану здоровья, медицинскую помощь, достойную жизнь (ст.ст.7, 41 Конституции Российской Федерации).

В ст. 546 ГК РФ предусмотрены четыре основания для перерыва или прекращения подачи энергии, а именно: по соглашению сторон; при неоднократном нарушении сроков оплаты энергии (ст. 486 (п. 5) и 523 ГК РФ); при неудовлетворительном состоянии энергетических установок абонента; для предотвращения или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации.

Из материалов дела усматривается, что прекращение подачи энергии вызвано нарушением сроков оплаты энергии со стороны МУП «Панкрушихинское ЖКХ».

Действительно, предоставив энергоснабжающей организации право на прекращение (ограничение) подачи энергии организации-неплательщику, законодатель преследовал цели защиты и восстановления имущественного интереса исправного кредитора (ст. 309 ГК РФ), а также стимулирования надлежащего исполнения обязанности по оплате энергии неисправным должником.

Однако, применительно к обстоятельствам настоящего дела, в условиях функциональной и технологической связанности процессов производства, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, а также отсутствия в настоящее время у участников спорных отношений реальных возможностей, обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления, реализация снабжающей организацией предоставленного ей законом права на прекращение (ограничение) подачи энергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц (субабонентов - граждан), являющихся добросовестными плательщиками.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что восстановление имущественного интереса поставщика электроэнергии может привести к причинению добросовестным плательщикам материального ущерба и морального вреда, размер которого несоизмерим с потерями энергоснабжающей организации в рамках обязательственных отношений с организацией неплательщиком МУП «Панкрушихинское ЖКХ».

Жизнь и здоровье граждан, являющихся добросовестными субабонентами водных и энергетических ресурсов, являются приоритетными над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Отключение от электроэнергии насосной станции (единственного источника водоснабжения с. ***) может привести не только к прекращению водоснабжения жителей указанного села, но и к реальной угрозе их жизни и здоровья.

Поэтому, несмотря на наличие задолженности абонента МУП «Панкрушихинское ЖКХ» по оплате энергии, действия снабжающей организации ОАО Алтайкрайэнерго» по прекращению подачи электроэнергии на насосную станцию села *** нельзя признать правомерными.

Кроме того, в соответствии с п.168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Правил, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

Согласно п.189 Правил в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони.

Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6 к Правилам. Согласно п.3 Приложения № 6 к потребителям электроэнергии (отдельным объектам), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся объекты водоснабжения.

Порядок ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, в отношении потребителей, указанных в п.168 Правил, предусмотрен в п.177 Правил, согласно которому, в случае непогашения (неоплаты) задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони, полное ограничение режима потребления в отношении таких потребителей не допускается.

Запрет на ограничение ниже аварийной (технологической) брони и прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством РФ, предусмотрен также п.7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 января 1998 года № 1, который распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей, в том числе на объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Единственным предприятием, обеспечивающим водоснабжение населения, учреждений и организаций, в том числе в сфере здравоохранения, пожарной безопасности, социального обеспечения граждан, в с. *** Панкрушихинского района является МУП «Панкрушихинское ЖКХ». Прекращение подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ» влечет за собой прекращение водоснабжения на территории с. *** Панкрушихинского района, что в свою очередь влечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории района, поскольку водоснабжение является одним из источников жизнеобеспечения, его ограничение либо прекращение ведет к нарушению режима работы учреждений здравоохранения, пожарной безопасности, социального обеспечения граждан. Резервных источников водоснабжения на территории с. *** Панкрушихинского района нет.

Таким образом, насосная станция МУП «Панкрушихинское ЖКХ», как один из неотъемлемых объектов системы водоснабжения в с. *** Панкрушихинского района в соответствии с вышеназванным законодательством относится к объектам, к которым применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный п.177 Правил, и на которых не допускается ограничение режима потребления электроэнергии ниже уровня аварийной брони.

Согласно акту согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), являющемуся приложением к договору энергоснабжения № * заключенному 15 октября 2009 года между МУП «Панкрушихинское ЖКХ» и ОАО «Алтайкрайэнерго», установлена величина технологической брони для насосной станции МУП «Панкрушихинское ЖКХ» составляющая нагрузку 155 кВт и допустимое время перерыва электроснабжения не более 6 часов, величина аварийной брони не определена.

Таким образом, частичное ограничение режима потребления электроэнергии путем прекращения подачи электроэнергии на насосную станцию МУП «Панкрушихинское ЖКХ» с 21 мая 2010 года года ежедневно в период времени с 9 часов до 16 часов, то есть более чем на 6 часов, без установления аварийной брони осуществлялось работниками ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение вышеперечисленного законодательства, а также в нарушение договора энергоснабжения № * от 15 октября 2009 года.

Приложением № 6 к договору энергоснабжения подтверждается, что допустимая время перерыва электроснабжения не более 6 часов ( технологическая броня), аварийная броня не устанавливалась.

В справке, предоставленной третьим лицом указан перечень объектов социального значения, пользующихся услугами водоснабжения.

Отсутствие резерва дополнительного источника питания для подачи воды населению так же подтверждается справкой третьего лица и Панкрушихинского сельсовета.

В сообщениях МУЗ Панкрушихинская ЦРБ» и пожарной части указаны возможные последствия в результате прекращения подачи воды.

Исходя из изложенного суд считает необходимым признать действия ОАО «Алтайкрайэнерго», филиала « Каменские МЭС» ОАО « Алтайкрайэнерго» по ограничению подачи электроэнергии на насосную станцию МУП « Панкрушихинское ЖКХ» в с. ***, незаконными, удовлетворив исковые требования прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Панкрушихинского района удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО « Алтайкрайэнерго», филиала «Каменские МЭС» ОАО « Алтайкрайэнерго» по ограничению подачи электроэнергии на насосную станцию МУП « Панкрушихинское ЖКХ» в селе *** ежедневно с 21 мая 2010 года с 09 часов до 16 часов.

Взыскать с ОАО « Алтайкрайэнерго» государственную пошлину в сумме 0,0 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней, через Панкрушихинский районный суд.

Председательствующий Колесников В.В.