Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Панино 21 сентября 2010 года
Панинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Сорокина В.Н.
при секретаре Ивлевой Е.В.
с участием заместителя межрайонного прокурора Воронежской природоохранной прокуратуры Руденко А.А.,
представителя администрации П муниципального района В области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению межрайонного прокурора Воронежской природоохранной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении органа местного самоуправления к постановке на учет в П отдел Управления Росреестра по В области гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный прокурор Воронежской природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении органа местного самоуправления к постановке на учет в П отдел Управления Росреестра по В области гидротехнического сооружения – ГТС пруда «М», расположенного в границах И и Д сельских поселений муниципального района, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал и суду пояснил, что межрайонной природоохранной прокуратурой Воронежской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Проверкой установлено, что ГТС пруда «М», расположенное в границах И и Д сельских поселений муниципального района, в настоящее время является бесхозяйным. Документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанный объект, отсутствуют. В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Статус указанного ГТС как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения И и Д сельских поселений муниципального района, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийный бедствий и гибели людей. Каких-либо мер со стороны органа местного самоуправления – администрации П муниципального района по постановке ГТС на учет, дальнейшем его принятии в муниципальную собственность и обеспечении безопасности данного ГТС до настоящего времени не принято.
Вместе с тем, в ходе проведенной Дата обезличена года комиссионной проверки состояния данного гидротехнического сооружения была установлена реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации – гибели водных биологических ресурсов в связи с понижением уровня воды. В результате гибели водных биологических ресурсов, обитающих в данном водоеме, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ права неопределенного круга лиц – жителей И и Д сельских поселений П муниципального района на благоприятную окружающую среду, а также при разрушении ГТС произойдет затопление с. Н. К.
Представитель администрации П муниципального района по доверенности ФИО3 с заявлением прокурора фактически согласна, но суду пояснила, что у них отсутствует какая-либо документация и нет денежных средств на ее оформление.
Представитель третьего лица – В-Д управления Ростехнадзора в суд не явился, хотя был извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав мнения прокурора, представителя администрации П муниципального района, исследовав и оценив материалы гражданского дела в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73 – ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.п. 7, 24, 28 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, а также осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона поверхностные воды, животные и другие организмы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Воронежской области проверкой установлено, что ГТС пруда «М», расположенное в границах И и Д сельских поселений муниципального района, в настоящее время является бесхозяйным. Документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанный объект, отсутствуют.
Статус указанного ГТС как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения И и Д сельских поселений муниципального района, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийный бедствий и гибели людей.
Кроме того, в ходе проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Воронежской области Дата обезличена г. комиссионной проверки состояния данного гидротехнического сооружения была установлена реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации – гибели водных биологических ресурсов в связи с понижением уровня воды. В результате гибели водных биологических ресурсов, обитающих в данном водоеме, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ права неопределенного круга лиц – жителей И и Д сельских поселений П муниципального района на благоприятную окружающую среду, а также при разрушении ГТС произойдет затопление с. Н. К.
При таких обстоятельствах суд находит исковое заявление межрайонного прокурора Воронежской природоохранной прокуратуры обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации П муниципального района В области и обязать ее обратиться с заявлением в П отдел Управления Росреестра по В области о принятии ГТС пруда «М», расположенного в границах И и Д сельских поселений П муниципального района, на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток.
Судья