Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Панино 24 июня 2011 года Панинский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего Сорокина В.Н. при секретаре Ивлевой Е.В. с участием заместителя межрайонного прокурора Воронежской природоохранной прокуратуры Руденко А.А., представителя администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... области Казьмина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению межрайонного прокурора Воронежской природоохранной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании обратиться с заявлением в ... отдел Управления Росреестра по ... области о принятии плотины пруда «...» на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, УСТАНОВИЛ: Межрайонный прокурор Воронежской природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании обратиться с заявлением в ... отдел Управления Росреестра по ... области о принятии плотины пруда «...» на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. В судебном заседании прокурор свои требования поддержал и суду пояснил, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Проверкой установлено, на территории ... сельского поселения ... муниципального района ... области расположена плотина пруда «...». В собственности ... сельского поселения данная плотина не состоит и в настоящее время является бесхозяйной. Документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанный объект, отсутствуют. В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Статус указанной плотины как бесхозяйной, являющейся объектом, создающим повышенную опасность для населения с. ... сельского поселения ... муниципального района, требует принятия незамедлительных мер по передаче ее в собственность сельского поселения для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей. Каких-либо мер со стороны органа местного самоуправления – администрации ... сельского поселения муниципального района по постановке плотины на учет, дальнейшем ее принятии в муниципальную собственность и обеспечении безопасности до настоящего времени не принято. Вместе с тем, в ходе проведенной ... года комиссионной проверки состояния плотины пруда «...» была установлена реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации – гибели водных биологических ресурсов. В результате гибели водных биологических ресурсов, обитающих в данном водоеме, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ права неопределенного круга лиц – жителей с. ... сельского поселения ... муниципального района на благоприятную окружающую среду, а также при разрушении плотины пруда произойдет затопление с. ... муниципального района. Представитель администрации ... сельского поселения ... муниципального района Казьмин Олег Васильевич с заявлением прокурора фактически согласен, но суду пояснил, что у них отсутствует какая-либо документация и нет денежных средств на ее оформление. Представитель третьего лица – Верхнее-Донского управления Ростехнадзора в суд не явился, хотя был извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддержал. Суд, выслушав мнения прокурора, представителя администрации ... сельского поселения ... муниципального района, исследовав и оценив материалы гражданского дела в их совокупности, приходит к следующему. В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Статьей 9 вышеназванного закона установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Проведенной прокуратурой Панинского района проверкой установлено, что плотина пруда «...», расположенная в границах ... сельского поселения ... муниципального района, в настоящее время является бесхозяйной и каких-либо действий по постановке на учет в ... отделе Управления Росреестра по ... области администрацией ... сельского поселения ... муниципального района не предпринято (л.д. 7– 8). Таким образом, установленные меры по безопасности плотины, контроль за ее состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанного объекта, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Рассматриваемый объект расположен в границах ... сельского поселения ... муниципального района ... области, а следовательно, бездействие администрации в части обращения в ... отдел Управления Росреестра по ... области с заявлением о постановке плотины пруда «...» на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения п. 3 ст. 225 ГК РФ. При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора Панинского района обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие администрации ... сельского поселения ... муниципального района, заключающегося в невыполнении требований п. 3 ст. 225 ГК РФ об обращении с заявлением о постановке плотины пруда «...» на учет как бесхозяйного имущества в ... отдел Управления Росреестра по ... области, незаконным. Обязать администрацию ... сельского поселения ... муниципального района ... области обратиться с заявлением о постановке на учет в ... отделе Управления Росреестра по ... области плотины пруда «...», расположенной в границах ... сельского поселения ... муниципального района ... области, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий: