№ 2-181/2011г. Решение от 13.07.2011г. (вступило в законную силу)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Панино 13.07.2011 г.

Панинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Негода В.Е.

при секретаре Ивлевой Е.В.

с участием помощника прокурора Панинского района Воронежской области Козьякова О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Панинского района Воронежской области об оспаривании нормативно-правового акта,

установил:

Прокурор Панинского района Воронежской области обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта, указывая при этом, что главой XII Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрен контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района от 24.02.2010 № 90 утверждено положение «О муниципальном земельном контроле на территории Криушанского сельского поселения» (далее – положение). Положение вступило в силу 25.02.2011 после его официального обнародования и опубликования на стенде объявлений администрации Криушанского сельского поселения (ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.29 Устава Криушанского сельского поселения). Данное положение распространяется как на граждан, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с п.4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Разделом II положения определен порядок проведения проверок, согласно которому лицо, осуществляющее муниципальный земельный контроль, осуществляет проверки на основании планов работ или распоряжения главы администрации сельского поселения. Из указанного текста следует, что проверки могут проводиться как на основании планов работ, так и по распоряжению главы сельского поселения. Указанная норма положения является незаконной, поскольку противоречит требованиям ст.ст.9, 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, а не планами работы; каждая проверка проводится на основании распоряжения руководителя органа муниципального контроля. Этим же разделом положения предусмотрены основания проведения внеплановых проверок. В качестве одного из оснований предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений и получения документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства. Указанная норма положения противоречит требованиям п.2 ст.10 названного выше федерального закона № 294-ФЗ, которым предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Оспариваемое основание в данный перечень не входит. Разделом III положения предусмотрен порядок проведения проверок устранения нарушений земельного законодательства, согласно которому проверка исполнения предписания проводится в рамках первичной проверки и не требует вынесения распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства. Данная норма положения также является незаконной, поскольку противоречит требованиям ст.14 ФЗ № 294-ФЗ о необходимости вынесения распоряжения по каждой проверке, о чем указано выше. Этим же разделом положения предусмотрено, что в случае неустранения нарушений земельного законодательства вместе с актом составляется уведомление о необходимости прибыть в администрацию поселения для составления протокола об административном правонарушении. Указанная норма положения противоречит требованиям действующего административного законодательства, поскольку ни Кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законом Воронежской области от 31.12.03 г. № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» органам муниципального контроля не предоставлено право возбуждения дела об административном правонарушении. Таким образом, возможность осуществления административного производства неуполномоченным органом нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района – на личную неприкосновенность. Кроме того, несоблюдением установленного указанным выше федеральным законом № 294-ФЗ порядка и оснований проведения проверок индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории названного сельского поселения, круг которых непостоянен и персонально изменчив, создаются дополнительные административные ограничения для занятия предпринимательской деятельностью, чем нарушаются права указанной категории граждан. Согласно п.3 ст.23 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Прокурор просит признать раздел II положения «О муниципальном земельном на территории Криушанского сельского поселения», утвержденного решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения от 24.02.2010 № 90, в части возможности осуществления проверок на основании планов работ или распоряжения главы администрации сельского поселения; возможности проведения внеплановых проверок в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений и получения документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства; а также раздел III положения в части, предусматривающей возможность проведения проверки исполнения предписания без вынесения распоряжения о проведении проверки; возможности составления протокола об административном правонарушении в случае неустранения нарушений земельного законодательства, - недействующими полностью со дня принятия положения.

В судебном заседании помощник прокурора Панинского района Воронежской области Козьяков О.Б. подтвердил доводы, изложенные в заявлении и просил его удовлетворить.

Представитель Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения в суд не явился, несмотря на извещение о слушании дела надлежащим образом. Суд посчитал возможным рассмотреть дело без его участия.

Суд, исследовав письменные доказательства: решение Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения «об утверждении Положения «О муниципальном земельном контроле» от 24.02.2010 г. № 90 (л.д. 7); Положения «О муниципальном земельном контроле» (л.д. 8-10); акт обнародования решения сессии Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения № 90 (л.д.11); Устав Криушанского сельского поселения (л.д. 12-15), находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Главой XII Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрен контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель.

В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района от 24.02.2010 № 90 утверждено положение «О муниципальном земельном контроле на территории Криушанского сельского поселения» (далее – положение).

Положение вступило в силу 25.02.2011 после его официального обнародования и опубликования на стенде объявлений администрации Криушанского сельского поселения (ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.29 Устава Криушанского сельского поселения).

Данное положение распространяется как на граждан, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с п.4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Разделом II положения определен порядок проведения проверок, согласно которому лицо, осуществляющее муниципальный земельный контроль, осуществляет проверки на основании планов работ или распоряжения главы администрации сельского поселения.

Из указанного текста следует, что проверки могут проводиться как на основании планов работ, так и по распоряжению главы сельского поселения.

Указанная норма положения является незаконной, поскольку противоречит требованиям ст.ст.9, 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, а не планами работы; каждая проверка проводится на основании распоряжения руководителя органа муниципального контроля.

Этим же разделом положения предусмотрены основания проведения внеплановых проверок.

В качестве одного из оснований предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений и получения документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства.

Указанная норма положения противоречит требованиям п.2 ст.10 названного выше федерального закона № 294-ФЗ, которым предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Оспариваемое основание в данный перечень не входит.

Разделом III положения предусмотрен порядок проведения проверок устранения нарушений земельного законодательства, согласно которому проверка исполнения предписания проводится в рамках первичной проверки и не требует вынесения распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

Данная норма положения также является незаконной, поскольку противоречит требованиям ст.14 ФЗ № 294-ФЗ о необходимости вынесения распоряжения по каждой проверке, о чем указано выше.

Этим же разделом положения предусмотрено, что в случае неустранения нарушений земельного законодательства вместе с актом составляется уведомление о необходимости прибыть в администрацию поселения для составления протокола об административном правонарушении.

Указанная норма положения противоречит требованиям действующего административного законодательства, поскольку ни Кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законом Воронежской области от 31.12.03 г. № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» органам муниципального контроля не предоставлено право возбуждения дела об административном правонарушении.

Таким образом, возможность осуществления административного производства неуполномоченным органом нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района – на личную неприкосновенность.

Кроме того, несоблюдением установленного указанным выше федеральным законом № 294-ФЗ порядка и оснований проведения проверок индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории названного сельского поселения, круг которых непостоянен и персонально изменчив, создаются дополнительные административные ограничения для занятия предпринимательской деятельностью, чем нарушаются права указанной категории граждан.

Согласно п.3 ст.23 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать раздел II положения «О муниципальном земельном на территории Криушанского сельского поселения», утвержденного решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения от 24.02.2010 № 90, в части возможности осуществления проверок на основании планов работ или распоряжения главы администрации сельского поселения; возможности проведения внеплановых проверок в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений и получения документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства; а также раздел III положения в части, предусматривающей возможность проведения проверки исполнения предписания без вынесения распоряжения о проведении проверки; возможности составления протокола об административном правонарушении в случае неустранения нарушений земельного законодательства, - недействующими полностью со дня принятия положения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток.

Судья