№ 2-463/2011года. Решение от 26.12.2011года. Вступило в законную силу.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Панино 26.12.2011 г.

Панинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Золотаревой В.А.,

с участием заявителя помощника прокурора Панинского района Воронежской области Борисова Д.А.,

при секретаре Ивлевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица – главы администрации ... сельского поселения Ланкиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Панинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и обязании органа местного самоуправления к устранению нарушения требований законодательства РФ,

установил:

Прокурор Панинского района Воронежской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия незаконным и обязании органа местного самоуправления к устранению нарушения требований законодательства РФ, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что здание администрация ... сельского поселения не оборудовано пандусами для беспрепятственного проезда инвалидов-колясочников, чем нарушаются их права.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.

Аналогичное положение закреплено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Проведенной проверкой установлено, что в администрации ... сельского поселения расположенной по адресу: ... область, ... район, с. ..., ул. ..., условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа непосредственно в здание, не созданы.

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание учреждения социального обслуживания населения не имеет пандуса, что подтверждается актом проверки, объяснением главы органа местного самоуправления.

Указанное нарушение требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, а также создает препятствие к осуществлению ими права на личное обращение в орган местного самоуправления.

На основании изложенного, прокурор Панинского района просит суд признать бездействие администрации ... сельского поселения незаконным и обязать главу данного органа местного самоуправления обеспечить инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В судебном заседании помощник прокурора Панинского района Воронежской области Борисов Д.А. подтвердил доводы, изложенные в заявлении и просил суд его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица глава ... сельского поселения Ланкина Л.В. не возражала против удовлетворения заявления.

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные заявителем письменные доказательства (акт проверки л.д. 6), находит данное заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Панинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что здание администрация ... сельского поселения не оборудовано пандусами для беспрепятственного проезда инвалидов-колясочников, чем нарушаются их права.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Проведенной проверкой установлено, что в администрации ... сельского поселения расположенной по адресу: ... область, ... район, с. ..., ул. ... условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа непосредственно в здание, не созданы.

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание учреждения социального обслуживания населения не имеет пандуса, что подтверждается актом проверки, объяснением главы органа местного самоуправления.

Указанное нарушение требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, а также создает препятствие к осуществлению ими права на личное обращение в орган местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации ... сельского поселения ... муниципального района ... области незаконным и обязать главу данного органа местного самоуправления обеспечить инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток.

Председательствующий: