№ 2-333/2012 года. Решение от 28.06.2012 года. Не вступило в законную силу.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Панино 28 июня 2012 года

Панинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Сорокина В.Н.,

при секретаре Ивлевой Е.В.,

с участием помощника прокурора Панинского района Власова В.Г.,

главы Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области Воробьевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Панинского района Воронежской области в защиту муниципального образования Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области к Совету народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Панинского района обратился в суд с заявлением в защиту муниципального образования Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области к Совету народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области, в котором просит признать п. 1.9 раздела 1 Положения «О размерах оплаты труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Криушанском сельском поселении Панинского муниципального района Воронежской области», утвержденного решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области от ... года № 58, недействующим со дня его принятия.

В обоснование требований прокурор указал, что решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области от ... года № 58 утверждено Положение «О размерах оплаты труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Криушанском сельском поселении Панинского муниципального района Воронежской области» (далее по тексту решения – Положение).

Указанное Положение опубликовано ... года в официальном периодическом печатном издании Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района – «Криушанском муниципальном вестнике» за номером 6.

Прокуратурой района при проверке Положения на предмет соответствия его требованиям действующего федерального и регионального законодательства установлено, что вышеуказанное Положение не соответствует закону и подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно части 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.ч. 1-2 ст. 1 Закона Воронежской области от 23.12.2008 года № 139-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области» (далее по тексту решения – Закон) лицу, замещающему выборную муниципальную должность на постоянной основе, гарантируются: условия осуществления деятельности лица, замещающего выборную муниципальную должность, обеспечивающие исполнение должностных полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления; ежемесячное денежное вознаграждение; ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день. Уставом муниципального образования лицу, замещающему выборную муниципальную должность на постоянной основе, за счет средств местного бюджета могут гарантироваться: медицинское обслуживание лица, замещающего выборную муниципальную должность; частичная компенсация стоимости путевки в санаторно-курортных и иных оздоровительных учреждениях, расположенных в Российской Федерации, а также компенсация стоимости проезда к месту оздоровительного или санаторно-курортного лечения и обратно в пределах территории Российской Федерации в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу лица, замещающего выборную муниципальную должность, в связи с исполнением им должностных полномочий, а также на случай заболевания или утраты трудоспособности в период замещения им выборной муниципальной должности или после его прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных полномочий; пенсионное обеспечение; ежемесячные и иные дополнительные выплаты (ежемесячное денежное поощрение, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска).

Вышеуказанный перечень гарантии, который может быть предоставлен лицу, замещающему выборную муниципальную должность на постоянной основе, является исчерпывающим.

В этой связи норма п. 1.9 Положения, содержащая в себе такие гарантии лицам, замещающим выборные должности на постоянной основе, как выплата единовременных премий и премий за выполнение особо важных заданий и сложных заданий, является незаконной.

Кроме того, оспариваемая норма Положения закрепляет общеобязательные правила поведения в условиях отсутствия закона, т.е. содержит в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «е» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, и устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.

Незаконная выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий лицам, замещающим выборные должности на постоянной основе, влечет необоснованное расходование средств местного бюджета, что может негативно отразиться на исполнении органом местного самоуправления вопросов местного значения.

В судебном заседании помощник прокурора свои требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Глава Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области Воробьева Л.Г. с заявлением прокурора согласна, суду пояснила, что в настоящее время подготовлен проект изменений указанного Положения.

Суд, выслушав мнения помощника прокурора, представителя Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области, исследовав и оценив материалы гражданского дела в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 10 статьи 35 данного Федерального закона установлена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования. В силу части 11 названной статьи Федерального закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 43 указанного закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области от ... года № 14 утверждено Положение «О размерах оплаты труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Криушанском сельском поселении Панинского муниципального района».

Положение опубликовано ... года в официальном периодическом печатном издании Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района – «Криушанском муниципальном вестнике» за номером 6.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Указанное решение является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам, установленным в п. 9 цитируемого Постановления.

В соответствии с частью 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании ч.ч. 1-2 ст. 1 Закона лицу, замещающему выборную муниципальную должность на постоянной основе, гарантируются: условия осуществления деятельности лица, замещающего выборную муниципальную должность, обеспечивающие исполнение должностных полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления; ежемесячное денежное вознаграждение; ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день. Уставом муниципального образования лицу, замещающему выборную муниципальную должность на постоянной основе, за счет средств местного бюджета могут гарантироваться: медицинское обслуживание лица, замещающего выборную муниципальную должность; частичная компенсация стоимости путевки в санаторно-курортных и иных оздоровительных учреждениях, расположенных в Российской Федерации, а также компенсация стоимости проезда к месту оздоровительного или санаторно-курортного лечения и обратно в пределах территории Российской Федерации в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу лица, замещающего выборную муниципальную должность, в связи с исполнением им должностных полномочий, а также на случай заболевания или утраты трудоспособности в период замещения им выборной муниципальной должности или после его прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных полномочий; пенсионное обеспечение; ежемесячные и иные дополнительные выплаты (ежемесячное денежное поощрение, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска).

Данный перечень гарантии, который может быть предоставлен лицу, замещающему выборную муниципальную должность на постоянной основе, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В связи с чем, закрепление в п. 2.7 Положения дополнительных гарантий лицам, замещающим выборные должности на постоянной основе, в виде выплаты единовременных премий и премий за выполнение особо важных заданий и сложных заданий, противоречит требованиям закона субъекта РФ.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В силу подпункта «е» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.

Оспариваемая норма Положения устанавливает общеобязательные правила поведения в условиях отсутствия закона, т.е. содержит в себе коррупциогенный фактор.

При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора Панинского района обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать пункт 1.9 раздела 1 Положения «О размерах оплаты труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Криушанском сельском поселении Панинского муниципального района Воронежской области», утвержденного решением Совета народных депутатов Криушанского сельского поселения Панинского муниципального района Воронежской области от ... года № 58, недействующим со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца.

Председательствующий: