Дело №2-233/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «01» сентября 2011 года. пос. Палкино Палкинский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Устинова Д.А., с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора Палкинского района Иванова Д.Г., при секретаре Тепловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурору Палкинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществе с ограниченной ответственностью «организация » о понуждении ответчика к утверждению программы производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Палкинского района обратился в суд с иском к ООО «организация » о понуждении ответчика к утверждению программы производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами. В обосновании иска указывалось, что в ходе проведенной прокуратурой Палкинского района проверки установлено, что ООО «организация » имеет лицензию № **** от ********** г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Однако в ходе настоящей проверки установлено, что ООО «организация » не надлежащим образом осуществляется производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ) устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Согласно статье 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 «О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01» во исполнение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения утверждены Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01» (далее по тесту СП 1.1.1058-01), которыми определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований. Разделом 2 СП 1.1.1058-01 установлено, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; - сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. Раздел 3 СП 1.1.1058-01 устанавливает требования к программе (плану) производственного контроля, в соответствии с которыми: Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные: 1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; 2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; 3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний); 4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации; 5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию; 6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; 7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; 8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил. По результатам проведенной проверки установлено, что имеющаяся программа производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами в ООО «организация » в настоящее время не утверждена, что является недопустимым. Ранее прокуратурой района в октябре 2010 года в адрес директора ООО «организация » по факту отсутствия утвержденной программы производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами, вносилось представление с требованием об устранении выявленных нарушений законодательства. Согласно сведениям, представленным ООО «организация » руководством данной организации неоднократно принимались меры по согласованию с органами Росприроднадзоза указанной программы, однако данная программа до настоящего времени не согласована. Таким образом, прокурор в судебном порядке ставит вопрос о понуждении ответчика к утверждению программы производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, указав на отсутствие до настоящего времени разработанной программы производственного контроля со стороны ответчика. Представитель ООО «организация » М.В.С. исковые требования признал. Пояснил в судебном заседании, что в настоящее время им уже готовится требуемая программа и в ближайшее время будет принята к исполнению. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 11 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а так же при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. На основании раздела 2 санитарных правил 1.1.1058-01 установлено, что производственный контроль включает в себя среди прочего и разработку программы (плана) производственного контроля, который утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, не отрицал отсутствие на предприятии разработанной программы, наличие которой, вытекает из приведенных норм законодательства. Ответчик иск признал. Суд принимает признания иска ответчиком. Права и интересы сторон соблюдены. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Палкинского района удовлетворить. Обязать руководство ООО «организация » утвердить программу производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами согласованную в установленном порядке в органах Росприроднадзора в срок до 01.10.2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Псковский областной суд в течение 10 дней через Палкинский районный суд. Судья: Устинов Д.А.