о включении периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии



                                                                               Дело №2-253/2011

                                          Р Е Ш Е Н И Е

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» ноября 2011 года.                                              пос. Палкино

Палкинский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Устинова Д.А., при секретаре Егоровой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Е.Н. к Отделу Пенсионного фонда РФ в ********* о включении определенных периодов работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии и обязании перерасчета пенсии,

                                        У С Т А Н О В И Л :

Р.Е.Н. обратилась в суд с иском к Отделу Пенсионного фонда РФ в ********* о включении определенных периодов работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии и обязании перерасчета пенсии. В обосновании иска указала, что ********* года была принята на работу в качестве разнорабочей в крестьянское хозяйство возглавляемое Р.И.Г. ********* года была уволена.

********* года вновь была принята на работу в указанное крестьянское хозяйство в прежней должности- «разнорабочая». В хозяйстве проработала до ********* года и была уволена в связи с ликвидацией крестьянского хозяйства.

В 2001 году достигла пенсионного возраста 55 лет и с ********* года начала получать пенсию по старости. Размер пенсии исчислен исходя из 28 -летнего трудового стажа. Однако, в трудовой стаж не были включены периоды ее работы в крестьянском хозяйстве с ********* года по ********* года и с ********* года по *********.

Ответчик мотивировал невозможность включения указанных периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии рядом причин, в частности неуплатой страховых взносов в Пенсионный фонд и отсутствием удостоверения записей в трудовой книжке, при этом ответчик ссылается на положения закона, который на момент получения права на пенсию (2001 год) не был принят и не введен в действие.

Считает, что ответчик игнорирует положения Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 года, согласно которого неуплата работодателем страховых взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит на пенсию.

С ********* года вступил в силу Федеральный закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», согласно которого физическим лицам было предоставлено право исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до ********* года посредством уплаты декларационного платежа, то есть законом была провозглашена так называемая «налоговая амнистия». В 2007 году ею взносы в пенсионный фонд были уплачены и зачислены в полном объеме.

Несмотря на то, что она, как считает, устранила недостатки, указанные работниками пенсионного фонда, а именно предоставила документы об уплате страховых взносов, а так же заверенные записи в трудовой книжке, отдел пенсионного фонда по прежнему отказывается включить периоды ее работы в крестьянском хозяйстве в стаж для назначения пенсии.

Таким образом, считая, что исполнены все условия для зачисления периодов ее работы в крестьянском хозяйстве в страховой стаж для начисления пенсии по старости, а отказ ответчика считает незаконным и необоснованным, просит в судебном порядке обязать ответчика включить в страховой стаж для начисления пенсии по старости периоды ее работы в крестьянском хозяйстве Р.И.Г. в качестве разнорабочей с ********* года по ********* года и с ********* года по ********* года и с учетом увеличения стажа обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения по настоящее время.

В судебном заседании Р.Е.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в течение указанных ею периодов времени она работала в хозяйстве своего гражданского супруга Р.И.Г. в должности разнорабочей. Несмотря на то, что крестьянское хозяйство не получало никакой прибыли, страховые взносы в пенсионный фонд не начислялись и не выплачивались, она по своей инициативе в 2007 году уплатила взносы в пенсионный фонд и заверила записи в трудовой книжке, а поэтому, считает, что периоды работы должны быть включены в трудовой стаж.

Представители ответчика- Отдела Пенсионного фонда РФ в ********* И.И.В., Т.Л.А. исковые требования не признали. Представили письменный отзыв и дополнительно пояснили, что периоды работы в крестьянском- фермерском хозяйстве могут быть включены в трудовой стаж только в случае уплаты страховых взносов. Крестьянское хозяйство Романова на учете в Пенсионном фонде не состояло, Глава крестьянского хозяйства не был зарегистрирован в Пенсионном фонде и как работодатель. Начисление страховых взносов и их выплата в пенсионный фонд не производилась. Квитанция об оплате, предоставленная Р.Е.Н. в судебном заседании не может являть доказательством, свидетельствующим об оплате страховых взносов за прошедшие периоды ее работы. Такой платеж в Пенсионный фонд не поступал, является «неопознанным» платежом. Истица, не являлась застрахованным лицом, не могла быть плательщиком взносов, поскольку, как она утверждает, состояла в трудовых отношениях с другим лицом- главой крестьянского хозяйства, который и должен был зарегистрироваться в качестве плательщика страховых взносов, начислять и выплачивать их. Таким образом, Пенсионный фонд не усматривает правовых оснований для включения в страховой и общий трудовой стаж указанных периодов работы Р.Е.Н. в крестьянском хозяйстве Р.И.Г.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «О Трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 названного Федерального Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонда РФ.

Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе и вопросы пенсионного страхования главы и членов хозяйств, регулировались действующим на момент спорного правоотношения Законом РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который утратил силу в связи с принятием ФЗ №74-ФЗ от 11.06.2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве. В соответствии со ст. 1 действовавшего Закона №348-1 от 22.11.1990 года крестьянское (фермерское) хозяйство представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Вопросы государственного социального страхования и социального обеспечения членов крестьянского хозяйства регулировались ст. 25 действовавшего на тот момент Закона РСФСР №348-1 от 22.11.1990 г. Согласно п. 1 ст. 25 указанного Закона глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежали государственному страхованию на равных основаниях, а страховые взносы должны были уплачиваться со всей суммы заработка (дохода) членов хозяйства.

В соответствии с п. 3.6 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», действовавшего до принятия Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» и утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. №190 предусматривалось, что время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

Согласно ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица- лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, в том числе, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555, основным документом о трудовом стаже является трудовая книжка. Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документами территориального органа пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Те же условия подтверждения трудового стажа работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, предусмотрены п.6 ст. 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №348-1, утратившим силу с принятием Федерального закона от 11.06.2003 г. №74-ФЗ.

Крестьянское хозяйство имеет особый правовой статус. Имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности. Правовой статус наемного работника отличается от статуса члена крестьянского хозяйства, что влияет на условия подтверждения и включения тех или иных периодов в страховой стаж.

Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1, действовавшим до 01.01.2002 года, предусматривалось, что финансирование выплат пенсий осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (ст. 8 закона); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному пенсионному страхованию. Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона (об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») должен был производить работодатель. То есть право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, исходя из анализа приведенных правовых норм, следует, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, периоды работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве, в том числе и граждан, заключивших договор об использовании их труда, могут быть включены только в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В судебном заседании были исследованы материалы пенсионного дела истицы, и установлено, что глава крестьянского хозяйства Р.И.Г. на учете в отделе Пенсионного фонда не состоял, страховые взносы в Пенсионный фонд, в том числе и в пользу истицы не начислял и не оплачивал.

Ссылка истицы на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года №9-П, согласно которой положения п.1 ст. 10 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в которой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части является несостоятельной, поскольку согласно п. 1.4 названного постановления предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являлись взаимосвязанные нормативные положения п.1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той части, в которой они относятся к застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, при ненадлежащем исполнении работодателем обязанности по перечислению страховых взносов. В то же время Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года №9-П п.1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемый в расчетный пенсионный капитал, признаны не противоречащими Конституции РФ в части безусловной обязанности всех страхователей уплачивать страховые взносы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года №9-П распространяется на застрахованных лиц, с которыми у работодателя были заключены трудовые договоры и в отношении которых, за период их работы страхователем начислялись, но не уплачивались страховые взносы. Иное противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Не могут быть приняты во внимание судом и доводы истицы об уплате в 2007 году взносов в пенсионный фонд в соответствии с законом №269-ФЗ от 30.12.2006 года «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», поскольку в соответствии с ч.1 ст.1 названного закона, его целью является предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных ими до ********* года и подлежащих налогооблажению в Российской Федерации посредством уплаты устанавливаемого декларационного платежа. В судебном заседании представители Отдела Пенсионного фонда РФ пояснили, что платеж истицы не может быть зачислен, так как он «является неопознанным платежом». Р.Е.Н. уплатила его как физическое лицо, хотя из ее искового заявления следует, что она являлась работником крестьянского хозяйства, глава которого и должен был являться страхователем и производить платежи в пользу Р.Е.Н.. Платеж произведен уже после отказа ответчика включить периоды работы в страховой стаж для назначения пенсии. В судебном заседании установлено, и это следует из пояснений истицы, доходов, в том числе и подлежащих налогооблажению крестьянское хозяйство не имело.

Заверительные надписи, произведенные управляющей делами администрации ********* в трудовой книжке истицы, произведены с нарушением действующего законодательства и так же не могут быть приняты во внимание судом. Порядок заполнения трудовых книжек регламентирован «Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях». В соответствии с п.2.3 инструкции все записи в трудовой книжке производятся после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении- в день увольнения. На основании п. 4.1 записи в трудовой книжке заверяются печатью. Как следует из пояснений истицы, записи были удостоверены в ********* на основании ее устного обращения в 2010 году, каких- либо документов о своей трудовой деятельности не предоставляла. Суд констатирует, что действующее законодательство, регламентирующее порядок ведения трудовых книжек не предусматривает возможности удостоверения правильности записей в них органом местного самоуправления. По смыслу инструкции таковое возможно, если гражданин является служащим органа местного самоуправления.

Таким образом, судом установлено, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации крестьянским хозяйством Романова в пользу истицы не начислялись и не выплачивались, ее трудовые отношения не были надлежащим образом зафиксированы в трудовой книжке, а следовательно суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л :

Р.Е.Н. в удовлетворении исковых требований к Отделу Пенсионного фонда РФ в ********* о включении определенных периодов работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии и обязании перерасчета пенсии-                        о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Псковский областной суд в течение 10 дней через Палкинский районный суд.

Судья:                                                                        Устинов Д.А.

Мотивированное решение составлено «15» ноября 2011 года.

Судья:                                                                       Устинов Д.А.