Именем Российской Федерации 7 июня 2011 года г. Палласовка Палласовский районный суд Волгоградской области в составе Председательствующего судьи Балашовой И.Б., При секретаре Стукановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прияшкиной Нины Сергеевны к УПФР в Палласовском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по выслуге лет незаконным, и о понуждении включить определённые периоды деятельности в специальный стаж и назначить льготную пенсию, У С Т А Н О В И Л : Прияшкина Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором оспаривает законность решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Палласовском районе об отказе в назначении ей пенсии по выслуге лет. Одновременно с этим просит об установлении тождественности выполняемых функций, условий и характера работы, обязывании ответчика засчитать в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья, определенные периоды трудовой деятельности, и о понуждении к назначению ей пенсии с даты возникновения такого права. В обоснование своих требований истица указала о том, что в настоящее время работает в должности начальника территориального отдела в Палласовском, Старополтавском районах Управления Роспотребнадзора во Волгоградской области, является при этом главным государственным санитарным врачом по Палласовскому, Старополтавскому районам. 6 октября 2010 года в связи с выработкой специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Однако решением от 9 декабря 2010 года УПФР в Палласовском районе ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Основанием для отказа послужило не включение в специальной стаж периодов работы с 01.03.2005 года по 05.10.2008 года, с 18.10.2008 года по 03.05.2010 года, с 08.05.2010 года по 06.10.2010 года в должности начальника-заместителя главного государственного санитарного врача, а также начальника – главного государственного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, так как данные должности и учреждение не предусмотрены в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность. Полагает, что не включение этих периодов является необоснованным: с 11 августа 1980 года она непрерывно работала санитарным врачом, затем в должности главного врача санитарно-эпидемиологической станции, которая была переименована в Центр госсанэпиднадзора. Работа в указанных должностях, согласно «Спискам…» засчитывается в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С 01.10.2005 года такой орган как Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, в городах и районах были упразднены, а функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора были переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако, в связи с этим, функции и характер её деятельности от этого не изменился, она выполняет функции тождественные прежним, характер их по–прежнему определяется Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.» Кроме того, в льготный стаж не были включены периоды учебных отпусков с 01.10.1993 года по 31.10.1993 года, с 27.09.1999 года по 16.10.1999 года, с 06.10.2008 года по 17.10.2008 года. Полагает, что не включение указанных периодов является необоснованным, т.к. в эти периоды за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд. В связи с чем, просит суд установить тождественность выполняемых ею функций, условий и характера деятельности в должностях главного врача СЭС, Главного врача ЦГСЭН, начальника-заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах с 01.03.2005 года по 01.08.2006 года и начальника территориального отдела в Палласовском, Старополтавском районах - главного государственного санитарного врача по Палласовскому, Старополтавскому районах с 01.08.2006 года по 06.10.2010 года. Признать незаконным исключение из стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, период нахождения в служебной командировке с 27.09.1999 года по 10.10.1993 года, а также период с 18.01.1993 года по 21.01.1993 года. Признать решение об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, принятое УПФР в Палласовском районе от 9 декабря 2010 года № 249 незаконным, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периоды с 01.03.2005 года по 06.10.2010 года, с 27.09.1999 года по 16.10.1999 года, с 18.01.1993 года по 21.01.1993 года. В судебном заседании вышеназванные требования истица поддержала частично, просила признать решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной пенсии признать незаконным, обязать включить в льготный стаж периоды работы 01.03.2005 года по 05.10.2008 года, с 18.10.2008 года по 03.05.2010 года, с 08.05.2010 года по 06.10.2010 года в должности начальника-заместителя главного государственного санитарного врача, а также начальника – главного государственного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1993 года по 31.10.1993 года, с 27.09.1999 года по 16.10.1999 года, с 06.10.2008 года по 17.10.2008 года, а также обязать ответчика назначить пенсию с даты обращения за назначением пенсии. От требований в части установления тождественности выполняемых ею функций истица отказалась, производство в этой части судом прекращено. Представитель ответчика УПФР в Палласовском районе Кравченко Л.А. просила в иске отказать, т.к. в оспариваемые периоды работы 01.03.2005 года по 05.10.2008 года, с 18.10.2008 года по 03.05.2010 года, с 08.05.2010 года по 06.10.2010 года истица выполняла работу на должности и в учреждении, которые не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» и в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица отсутствуют сведения о специальном стаже за этот период. В стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, дающей право истице на назначение льготной трудовой пенсии по старости не включаются учебные отпуска и время нахождения на курсах повышения квалификации. Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит исковые требования Прияшкиной Н.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 28 п.1 п/п 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона ( для женщин – ранее 55 лет) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с передачей функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской федерации. Как установлено в судебном заседании, решением УПФР в Палласовском районе от 9 декабря 2010 года Прияшкиной Н.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Отказ мотивирован тем, что периоды работы с 01.03.2005 года по 05.10.2008 года, с 18.10.2008 года по 03.05.2010 года, с 08.05.2010 года по 06.10.2010 года в должности начальника-заместителя главного государственного санитарного врача, а также начальника – главного государственного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как данные должности и учреждение не предусмотрены в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность. Периоды с 01.10.1993 года по 31.10.1993 года. с 27.09.1999 года по 16.10.1999 года и с 06.10.2008 года по 17.10.2008 года, приходящиеся на учебные отпуска не включены в льготный стаж со ссылкой на то, что согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж для назначения указанной пенсии включаются только периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по инициативе работника, в учебном отпуске, на курсах повышения квалификации и т.п. названными Правилами не предусмотрено. Прияшкина Н.С. в период с 01.03.2005 года по 31.07.2006 года работала в должности начальника – заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области по Палласовскому, Старополтавскому районам Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, с 01.08.2006 года по настоящее время в должности начальника территориального отдела в Палласовском, Старополтавском районах - главного государственного санитарного врача по палласовскому, Старополтавскому районам Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, что подтверждается записями ( под № 9,10) в трудовой книжки истицы. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст. 28 «О трудовых пенсиях в РФ» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Как следует из п. 2 данных Правил, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по стрости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в части неурегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г. Согласно п.3 указанных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на пенсионное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения. Кроме того, в списке содержится в качестве учреждения, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, такое как «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.» 01.10.2005 года в связи со вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ № 569 от 15.09.2005 года «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», такой орган как Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах были упразднены, а функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора были переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с п. 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации от 15 сентября 2005 года должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации являются руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главные государственные санитарные врачи по городам, районам и их заместители. Деятельность же ранее существовавших центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялась в соответствии с Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554. В соответствии с пп.6 п.18 Положения, должностными лицами, уполномоченными, осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений службы, являются главные врачи центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах, районах. То есть, функции должностных лиц остались после реорганизации в 2005 году прежними. До 2005 года полномочия главного государственного санитарного врача, его обязанности, компетенция, были определены законом РСФСР от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с п. 6 действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 15 сентября 2005 года «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ » организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ осуществляют главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте. Аналогичные положения закреплены в ч.2 ст. 46 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2005 года № 569 должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ являются главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте и их заместители. В соответствии с п. 2.1 Типового положения о Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного Приказом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 28 декабря 1995 года № 138, основными целями Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются обеспечение охраны здоровья населения. Согласно п.8.2 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 мая 2006 года № 144, управление в пределах своей компетенции осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья граждан и среды обитания. Согласно представленного в деле «Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах» территориальный отдел осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактику инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения (раздел 2). Непосредственно начальник территориального отдела, согласно его должностного регламента, утвержденного 07.04.2005 года руководителем территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, обязан осуществлять функции на территории Палласовского и Старополтавского районах по государственному санитарно-эпидемиологического надзору и контролю за реализацией Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения( п.2.2.1 должностного регламента). С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ УПФР в Палласовском районе засчитать периоды работы Прияшкиной Н.С. в должности начальника-заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах и начальника территориального отдела в Палласовском, Старополтавском района - главного государственного санитарного врача по Палласовскому, в ее специальный стаж, суд считает не обоснованным. Указанные периоды работы подлежат зачету в льготный стаж Прияшкиной Н.С. Нельзя признать обоснованной и ссылку представителя ответчика как на основание отказа к назначению досрочной пенсии -отсутствие кода особых условий труда при предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета работодателем. Согласно Федерального Закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года «Об индивидуальном персонифицированном учете…», обязанность по предоставлении сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность возложена на работодателя, а надлежащий контроль за предоставлением работодателем указанных сведений на Пенсионный Фонд РФ, поэтому гражданин не должен быть лишен приобретенных им в период трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения последними своих обязанностей. Управление пенсионного фонда, отказывая включить в специальный стаж работы периоды учебных отпусков с 01.10.1993 года по 31.10.1993 года, с 27.09.1999 года по 16.10.1999 года и с 06.10.2008 года по 17.10.2008 года сослалось на то, что согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж для назначения указанной пенсии включаются только периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по инициативе работника, в учебном отпуске, на курсах повышения квалификации и т.п. названными Правилами не предусмотрено. Однако, в силу п. 4 названных правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы(должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работу. Как видно из копии трудовой книжки Прияшкиной Н.С., выписок из приказов о предоставлении учебных отпусков, направления на курсы повышения квалификации, периоды учебных отпусков и курсов повышения квалификации приходятся на периоды работы, когда Прияшкина Н.С. работала главным врачом Палласовской СЭС, главным врачом центра государственного санэпиднадзора, начальника территориального отдела в Палласовском,Старополтавском районах – главного государственного санитарного врача по Палласовскому, Старополтавскому районам. Согласно оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда, настоящего решения суда, работа в данных должностях подлежит зачету в специальный стаж работы. Согласно названных выписок из приказов о предоставлении учебных отпусков и направления на курсы повышения квалификации, представленных в деле справок филиала ФГУЗ «центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах, Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, за Прияшкиной Н.С. в период учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации сохранялось место работы, средний заработок, с которых производились отчисления в пенсионный фонд. При таких обстоятельствах, суд находит отказ ответчика засчитать указанные истицей периоды трудовой деятельности в специальный стаж необоснованным. С учетом периода работы в должностях начальника-заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах и начальника территориального отдела в Палласовском, Старополтавском района - главного государственного санитарного врача по Палласовскому, периодов курсов повышения квалификации, учебных отпусков, стаж работы истицы по осуществлению лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья составляет более 30 лет, следовательно пенсию ей следует назначить согласно её обращению к ответчику с соответствующим заявлением. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прияшкиной Нины Сергеевны удовлетворить. Решение УПФР в Палласовском районе от 9 декабря 2010 года № 249 об отказе в назначении пенсии по выслуге лет Прияшкиной Нине Сергеевне признать незаконным. Обязать УПФР в Палласовском районе включить в стаж работы Прияшкиной Н.С., дающий право на назначение трудовой пенсии по выслуге лет период работы в должности начальника-заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах и начальника территориального отдела в Палласовском, Старополтавском района - главного государственного санитарного врача по Палласовскому, Старополтавскому районах, а именно с 01.03.2005 года по 05.10.2008 года, с 18.10.2008 года по 03.05.2010 года, с 08.05.2010 года по 06.10.2010 года, периоды учебных отпусков с 01.10.1993 года по 31.10.1993 года, с 27.09.1999 года по 16.10.1999 года, 06.10.2008 года по 17.10.2008 года, и назначить пенсию с момента возникновения права, то есть с 6.10.2010 года. Решение может быть обжаловано в областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме (Срок изготовления мотивированного решения – 14.06.2011 года). Судья И.Б.Балашова