РЕШЕНИЕ по делу № 2-1163/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2010 года

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гольцверт Ю.П.,

при секретаре Смирновой Н.М.,

с участием истцов Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1163-2010 по исковому заявлению Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 102», Департаменту образования города Братска, администрации города Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Виноградова Т.К., Васина С.Н., Иванова Г.Д., Савина О.Б., Шошина Г.А., Григорьева Л.Н., Столбова Ю.Н., Гончарова Т.В., Шестакова Л.Я., Семенова Н.А. обратились в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 102», Департаменту образования города Братска, администрации города Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

В обоснование исковых требований истцы Виноградова Т.К., Васина С.Н., Иванова Г.Д., Савина О.Б., Шошина Г.А., Гончарова Т.В., Шестакова Л.Я., Семенова Н.А. указали, что они работают в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102»:

Виноградова Т.К. воспитателем. Согласно трудовому договору ей был установлен 12 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применятся межразрядный коэффициент 2,427. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 3886 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010 г.- 9069,90 руб., март - 8594,90 руб., апрель - 8689,90 руб.

Васина С.Н. воспитателем. Приказом № 44 от 01.04.2009 года ей была присвоена 2-ая квалификационная категория по должности, с 01.04.2009 года установлен 12 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применятся межразрядный коэффициент 2,427. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 2914,50 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010 г.- 13438,11 руб., март-7856,75 руб., апрель - 7856,75 руб.

Иванова Г.Д. воспитателем. Приказом № 108 от 01 сентября 2009г. производится доплата за специализацию (на основании закона РФ «Об образовании» ст.50, п.10,с целью организации развития и обучения детей, имеющих нарушения речи, Типового Положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», и приказа Департамента образования №363 от 28.05.2009г. «О зачислении детей в МДОУ «ДСКВ №102») в размере 1,2ставки и 20%. Согласно трудовому договору ей был установлен 13 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применяться межразрядный коэффициент 2618. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 5028,77 руб. и 20% добавкой за специализацию 1005,75 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010г.-17601,80 руб., март 12763,77 руб., апрель - 15705,35 руб.

Савина О.Б. воспитателем. Приказом № 108 от 01 сентября 2009г. производится доплата за специализацию (на основании закона РФ «Об образовании» ст.50, п.10,с целью организации развития и обучения детей, имеющих нарушения речи, Типового Положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», и приказа Департамента образования №363 от 28.05.2009г. «О зачислении детей в МДОУ «ДСКВ №102») в размере 1,2 ставки и 20%. Согласно трудовому договору ей был установлен 13 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применяться межразрядный коэффициент 2618. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 5028,77 руб. и 20% добавкой за специализацию 1005,75 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010г.-12892,35 руб., март 12763,77 руб., апрель – 12890,52 руб.

Шошина Г.А. воспитателем. Согласно трудовому договору ей был установлен 12 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применятся межразрядный коэффициент 2,427. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 3886 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010 г.- 8046,75 руб., март – 11240,48 руб., апрель – 8261,32 руб.

Гончарова Т.В. воспитателем. Согласно трудовому договору ей был установлен 9 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применятся межразрядный коэффициент 1,868. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 2991 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010г.- 6827,90 руб., март – 6637,90 руб., апрель – 6922,90 руб.

Шестакова Л.Я. воспитателем. Согласно трудовому договору ей был установлен 12 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применятся межразрядный коэффициент 2,427. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 3691,70 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010 г.- 9829,20 руб., март – 8952,82 руб., апрель – 8118,14 руб.

Семенова Н.А. воспитателем. Согласно трудовому договору ей был установлен 12 разряд единой тарифной сетки, в соответствии с которым при расчете её должностного оклада должен применятся межразрядный коэффициент 2,427. С учетом данного коэффициента ей был установлен оклад в размере 3886 руб., а заработная плата за последние три месяца составила: февраль 2010 г.- 9069,90 руб., март – 8879,90 руб., апрель – 8879,90 руб.

Считают, что при начислении и выплате им заработной платы ответчиком не соблюдаются требования трудового законодательства, чем нарушается их конституционное право на справедливое вознаграждение за труд.

Так, согласно ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальной размере оплаты труда» № 91-ФЗ от 24 июня 2008 г. минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 г. установлен в сумме 4330 руб. в месяц.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором" в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, согласно ч. 2- 5 ст. 129 того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы Ч"руда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Соответственно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые,- в свою очередь, могут устанавливаться работниками лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. А согласно ст. 315-317 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, установленных Правительством РФ.

С учетом указанных положений трудового законодательства должностной оклад должен установлен:

Виноградовой Т.К. не менее 10508,91 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 19966,92 руб. (расчет прилагает);

Васиной С.Н. не менее 10508,91 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 20066,92 руб. (расчет прилагает);

Ивановой Г.Д. не менее 13603,13 руб., 20 % доплата за специализацию 2720,63 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 31015,14 руб. (расчет прилагает);

Савиной О.Б. не менее 13603,13 руб., 20 % доплата за специализацию 2720,63 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 31015,14 руб. (расчет прилагает);

Шошиной Г.А. не менее 10500,25 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 20050,47 руб. (расчет прилагает);

Гончаровой Т.В. не менее 8088,44 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 15468,04 руб. (расчет прилагает);

Шестаковой Л.Я. не менее 10508,9 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 19966,9 руб. (расчет прилагает);

Семеновой Н.А. не менее 10508,91 руб., а заработная плата с северными надбавками и районным коэффициентом должна составлять не менее 19966,92 руб. (расчет прилагает).

Им выплачивалась заработная плата в меньшем размере.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратится в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В связи с чем, она имеют право на предъявление требования о взыскании недоначисленной заработной платы за последние три месяца, что составляет для:

Виноградовой Т.К. – 33846,06 руб.;

Васиной С.Н. – 29151,61 руб.;

Ивановой Г.Д. – 46974,50 руб.;

Савиной О.Б.- 54498,74 руб.;

Шошиной Г.А. – 32602,86 руб.;

Гончаровой Т.В. – 26015,42 руб.;

Шестаковой Л.Я. – 42704,47 руб.;

Семеновой Н.А. – 33371,06 руб.

Кроме этого, согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующий в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Выплата заработной платы в учреждении производится один раз 10 числа следующего месяца. Ставка рефинансирования на день предъявления иска в суд равна 8 % годовых. В соответствии с произведенным ими расчетами подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение установленного срока выплаты заработной платы по состоянию на 20.05.2010г. в сумме: для Виноградовой Т.К. – 365,41 руб.; Васиной С.Н. – 291,89 руб.; Шошиной Г.А. – 357,08 руб.; Гончаровой Т.В. – 284,07 руб.; Шестаковой Л.Я. – 479,66 руб.; Семеновой Н.А. – 361,82 руб.; на 31.05.2010 года Ивановой Г.Д. – 987,91 руб.; Савиной О.Б.- 1162,48 руб., которую они просят увеличить на день вынесения решения судом.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ предусмотренная ответственность работодателя в виде компенсации работнику, чьи трудовые права нарушены неправомерными действиями (бездействием) работодателя, морального вреда. Невыплатой им заработной платы в полном размере, ответчик нарушил их конституционные и трудовые права, допустил их дискриминацию в сфере труда, в связи с чем, должен компенсировать им моральный вред. С учетом характера причиненных им нравственных страданий, выразившихся в том, что они не имели возможности обеспечить достойный образ жизни своей семье, т.к. заработная плата выплачивалась им в меньшем размере, чем полагается. Просят учесть и то, что как воспитатели они не могут зарабатывать деньги иным путем. С учетом требований разумности и справедливости, а так же степени вины причинителя вреда, они определяю размер компенсации морального вреда в 5000 руб. каждый.

Просят суд взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №102» г. Братска в свою пользу: Виноградова Т.К. заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 33846 руб. 06 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 20.05.2010 г. в размере 365 руб. 41 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 39211 руб. 47 коп.

Васина С.Н. заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 38232 руб. 22 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 20.05.2010 г. в размере 291 руб. 89 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, а всего 38524 руб. 11 коп.;

Иванова Г.Д. заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 46974 руб. 50 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 31.05.2010 г. в размере 987 руб. 91 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 52962 руб. 41 коп.;

Савина О.Б. заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 54498 руб. 74 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 31.05.2010 г. в размере 1162 руб. 48 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 60661 руб. 22 коп.;

Шошина Г.А. – заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 32602 руб. 86 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 20.05.2010 г. в размере 357 руб. 08 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 32964 руб. 94 коп.;

Гончарова Т.В. заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 26015 руб. 42 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 20.05.2010 г. в размере 284 руб. 07 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 31299 руб. 49 коп.;

Шестакова Л.Я. заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 42704 руб. 47 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 20.05.2010 г. в размере 479 руб. 66 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 43184 руб. 13 коп. + 5000 руб. моральный ущерб = 48184 руб.;

Семенова Н.А. заработную плату за февраль - апрель 2010 г. в размере 33371 руб. 06 коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы по состоянию на 20.05.2010 г. в размере 361 руб. 82 коп., с увеличением на день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 38732 руб. 88 коп.

Обязать ответчика начислять и выплачивать им заработную плату не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, с применением разрядного коэффициента, районного коэффициента, северных надбавок.

В обоснование заявленных исковых требований истцы Григорьева Л.Н., Столбова Ю.Н. указали, что они - работники муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 102» г. Братска получают заработную плату в размере меньше минимального размера оплаты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - к заработной плате истцов (которая не может быть ниже МРОТ - 4330 рублей в месяц) не применяется районный коэффициент и процентная надбавка.

Федеральный закон от 22.04.2007г. № 54-ФЗ внес существенные изменения в Трудовой кодекс РФ. Так данный закон признал не действующей часть вторую ст. 129 Трудового кодекса РФ, в которой говорилось «минимальная заработная плата (МРОТ) -устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты». Приняв данную поправку, законодатели позволили работодателям и чиновникам в оплату труда включать, в том числе компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

В то же время в соответствии со ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В соответствии с ч.2 ст.55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, не предполагают отмену гарантий гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Ст. 129 Трудового кодекса РФ дает понятие заработной платы (оплаты труда) -вознаграждения за труд и данная статья относится к диспозитивным, дающим понятие правовой нормы и не отменяющей императивные нормы других статей Трудового кодекса РФ. Статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также статьи 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ четко определяют, что «оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.». Данное утверждение однозначно, императивно и каких-либо других толкований не предполагает. Другими словами статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 и ст.315, 316, 317 Трудового кодекса РФ утверждают о том, что данные надбавки выплачиваются к заработной плате, в том числе и к минимальной оплате труда.

Таким образом, нарушения трудового законодательства имеют место (в отношении соистцов), однако отмена данных нарушений возможна исключительно в судебном порядке.

К последнему выводу они приходят в результате анализа правовой позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009г. № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева Виталия Александровича, Хисаевой Лилии Исмагиловны и Юмагулова Марса Расульевича на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». В данном Определении КС РФ указано следующее: «...3. Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той ясе профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере но сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Таким образом, оспариваемые заявителями законоположения в системной связи с положениями статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях, в том числе при выполнении работ с вредными условиями, не направлены па установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в нормальных и во вредных условиях труда, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Проверка же соблюдения работодателем при установлении системы оплаты труда и заработной платы конкретного работника требований трудового законодательства, равно как и разрешение вопроса о законодательном запрещении устанавливать тарифную ставку, оклад (должностной оклад) в размере меньп1ем, чем минимальный размер оплаты труда, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относятся.».

В соответствии со ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями труда оплачивается в повышенном размере. Ст. 315 ТК РФ закрепляет, что оплата труда в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.

Включение в МРОТ, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки недопустимо. При этом происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не установлены, с заработной платой работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями, расположенными на Крайнем севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера.

Согласно ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местности с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Это означает, что так называемый районный коэффициент, как составляющая зарплаты работника, выплачивается сверх минимального месячного размера оплаты труда. В ином случае повышающий характер данной компенсации не имеет социально-правового эффекта, поскольку уравнивается оплата труда низкооплачиваемых работников в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых.

Кроме того, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2009 года (Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года) на вопрос: «Включается ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты?» - Дан следующий ответ, содержащий в себе правовую позицию ВС РФ:

«Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -Трудовой кодекс) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 названного Кодекса, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность но профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов {должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст.133 Трудового кодекса, также без учёта компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда».

Полагают, что указанная выше правовая аргументация убедительно доказывает обоснованность их исковых требований.

Приводят расчет (разница между фактической заработной платой и справедливой заработной платой) денежной суммы, которую ответчик недоплатил истцам (использована формула - для определения фактической заработной платы - базовый оклад 1601 умножается на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент и умножается на 1.9 - 90% северного и районного коэффициента; для определения справедливой заработной платы используется аналогичный расчет, но в качестве базового оклада применяется МРОТ - 4330 рублей):

- Григорьева Л.Н. — 32801 (тридцать две тысячи восемьсот один) рубль 68 копеек

- Столбова Ю.Н. – 35641 (тридцать пять тысяч шестьсот сорок один) рубль 94 копейки

- это разница между фактической заработной платой за период с 01 февраля 2010 года по 01 мая 2010 года (рассчитанной из базового оклада в размере 1601 рубль, умножаемый на межразрядный тарифный коэффициент с начислением всех надбавок - северного коэффициента в размере 50% и районного в 40%), и справедливой заработной платой истца за тот же период (рассчитанной из базового оклада в размере 4330 рублей умножаемый на межразрядный тарифный коэффициент с начислением всех надбавок - северного коэффициента в размере 50% и районного в 40%).

Просят взыскать с ответчика в пользу истцов:

- Григорьевой Л.Н. — 32801 (тридцать две тысячи восемьсот один) рубль 68 копеек недоначисленной заработной платы за период с 01 февраля 2010 года по 01 мая 2010 года;

- Столбовой Ю.Н. – 35641 (тридцать пять тысяч шестьсот сорок один) рубль 94 копейки недоначисленной заработной платы за период с 01 февраля 2010 года по 01 мая 2010 года.

В судебном заседании истцы Виноградова Т.К., Васина С.Н., Иванова Г.Д., Савина О.Б., Шошина Г.А., Григорьева Л.Н., Столбова Ю.Н., Гончарова Т.В., Шестакова Л.Я., Семенова Н.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковых заявлениях и исходя из представленных расчетов недоначисленной заработной платы.

Представитель ответчика - руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Шведова И.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, согласно письменному заявлению просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования города Братска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель ответчика Бархатова О.С., действующая на основании доверенности от 11.01.2010 года, в письменном заявлении от 11.08.2010 года просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Представитель ответчика – Департамента образования г. Братска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель Бархатова О.С., действующая на основании доверенности от 11.01.2010 года, в письменном заявлении от 11.08.2010 года просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. В письменном отзыве на исковые заявления представитель Бархатова О.С. указала следующее. Департамент образования администрации муниципального образования города Братска полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В настоящее время согласно статьям 129, 133 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Непосредственно же минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

По состоянию на 01 сентября 2007 года было установлено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, а в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Изменяя общий принцип к системе начисления заработной платы, законодатель с того же дня увеличил Минимальный размер оплаты труда более чем в 2 раза (с 1100 рублей), установив в размере 2300 рублей, то есть конечный результат - получаемую на руки заработную плату - увеличил, тем самым улучшив материальное положение работников.

Установив новый минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 года, законодатель тем же Федеральным законом запретил снижение в любом виде всех видов выплат работникам (тарифных ставок, должностных окладов, стимулирующих доплат и компенсационных выплат), тем самым гарантировав реальное повышение материального благосостояния работников и исключив любые негативные финансовые механизмы, способные повлиять на конечный финансовый результат.

Более того, законодатель статьей 133.1 Трудового кодекса РФ разрешил субъектам РФ в зависимости от социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации устанавливать иной размер минимального размера оплаты труда, указав лишь на запрет его уменьшения по сравнению с общероссийским МРОТ. Сейчас Трудовой кодекс рассматривает только понятие заработной платы, которая включает в себя должностной оклад, северную надбавку, районный коэффициент и пр. Законодатель установил лишь наименьший ее размер, то есть этот самый пресловутый МРОТ.

Даже Схемы законодательства как информационный блок правовой системы «Гарант», открывающие раздел VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ, однозначно указывают на то, что заработная плата (оплата труда работника) как конечный результат представляет собой сумму вознаграждения за труд с компенсационными и стимулирующими выплатами.

В своем определении от 1 октября 2009г. N 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева Виталия Александровича, Хисаевой Лилии Исмагиловны и Юмагулова Марса Расульевича на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации» Конституционный суд РФ указал, что «заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.».

Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с разделом II Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2008 г., протокол N 8) (далее-Рекомендации) обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации: минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, минимальная заработная плата, установленная региональным соглашением в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации; включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе размеров окладов, должностных окладов, ставок заработной платы, устанавливаемых работодателем по занимаемой работником должности в зависимости от квалификации работников и сложности выполняемых работ, а также доплат, надбавок и поощрительных выплат; размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты), установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

В соответствии с разделом VII Рекомендаций при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом VI указанных Рекомендаций для федеральных государственных учреждений. Основными из них, в том числе, являются: применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящих в систему оплаты труда работников, в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; установление выплат компенсационного характера в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в частности, согласно приложению № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» к видам выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях относятся: в выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Согласно Рекомендациям по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2008 № 425н устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: районные коэффициенты; коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях; коэффициенты за работу в высокогорных районах; процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края. Иркутской и Читинской областей. Республики Бурятия, в Республике Хакасия.

Согласно статьям 314, 315, 316 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Соответственно, как районный коэффициент, так и северная надбавка являются выплатами за работу в местностях с особыми климатическими условиями, исчисляемыми в процентном соотношении к должностным окладам, тарифным ставкам, которые входят в состав заработной платы (оплаты труда).

При этом совершенно непонятной является позиция истцов. В частности, с точки зрения трудового законодательства становится не ясным, что в конечном результате получает работник, если непосредственно заработная плата не включает в себя районный коэффициент и заработную плату, каким термином назвать такую оплату конечного результата труда, какое место такая оплата занимает в трудовом законодательстве, а, в частности, в Трудовом кодексе РФ.

Основная позиция «правотолкователей» сводится к своеобразному прочтению статьей 10 и 11 Закона о севере, названия которых звучат «Статья 10. Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям», «Статья 11. Процентная надбавка к заработной плате». Вместе с тем, «Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников», и «Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме» - это уже норма статьи 10 Закона. Порядок выплаты северной надбавки устанавливаются в порядке, определяемом для установления размера районного коэффициента и порядка его применения, то есть подход как к районному коэффициенту, так и северной надбавке Закон о севере установил тождественный. Аналогичное звучание и у статьей 316, 317 ТК РФ.

Если и исходить из позиции русского языка, лингвистики и толкования норм, то названия статей должны звучать «Районный коэффициент на заработную плату» и «Северная надбавка на заработную плату». Такое звучание снимало бы все вопросы. Однако же таких формулировок закон не содержит.

О минимальной заработной плате в своем письме от 16.07.2009 № 2102-6-1 высказалась Федеральная служба по труду и занятости (РОСТРУД). Так, с учетом положений статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, включает оклад (тарифную ставку), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и не должна быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 19.02.2009 в своем письме на вопрос «Включаются ли в МРОТ "северные надбавки" и районные коэффициенты» указало на то, что «В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего нормы труда), включая оклад (тарифную ставку), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), должна быть с 1 января 2009 г. не менее 4330 руб. Это следует из определения заработной платы (оплаты труда работника), данного в ст. 129 Трудового кодекса РФ.».

В указанном письме имеется ссылка на позицию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.06.2009 № 22-1/10/2-4728 (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в том числе по вопросам оплаты труда), согласно которой «в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором, поскольку, с учетом положений статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, включает оклад (тарифную ставку), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и не должна быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.».

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее. Постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» установлена с 1 января 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404 (одна тысяча четыреста четыре) рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска».

Таким образом, установление базовых окладов, базовых тарифных ставок работников муниципальных учреждений, как и порядок исчисления заработной платы не относится к компетенции руководителей муниципальных учреждений. Руководитель муниципального учреждения не вправе принимать какое-либо решение, ведущее к увеличению финансирования учреждения, поскольку такое решение будет противоречить принципам формирования бюджета муниципального образования, то есть его учредителя.

Кроме того, требования в части установления заработной платы работникам в размерах, отличных от установленных трудовыми договорами, противоречат установленным Трудовым кодексом РФ принципам заключения, вступления в силу и порядку изменения трудовых договоров.

Так, согласно статьям 56, 61, 72 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований истцов о взыскании недоначисленной заработной платы – отказать.

Представитель третьего лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав истцов, исследовав письменные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. надлежит отказать в полном объеме, по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

В соответствии со ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права. Статьей 382 ТК РФ установлено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

В силу ст. 21 ТК РФ, работник, в том числе, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Работодатель на основании ст.22 ТК РФ, в том числе, обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Из материалов дела установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком МДОУ «ДСКВ № 102», что подтверждается материалами дела:

- трудовой книжкой Виноградовой Т.К. от 02.09.1976 года, в которой имеется запись о принятии на работу к ответчику, трудовым договором № 33 от 06.05.2010 года;

- трудовой книжкой Васиной С.Н. от 29.09.1971 года, приказом № 66 о переводе работника на другую работу от 09.09.2008 года, трудовым договором № 23 от 05.05.2010 года;

- трудовой книжкой Ивановой Г.Д. АТ-III № 1765208 от 02.06.1981 года, трудовым договором № 35 от 06.05.2010 года;

- приказом № 1 от 15.01.2004 года о принятии на работу, трудовой книжкой Савиной О.Б. АТ-III № 6113744 от 10.09.1987 года, трудовым договором № 44 от 27.05.2010 года;

- трудовой книжкой Шошиной Г.А. АТ-III № 6793954 от 04.11.1970 года, приказом № 64 о переводе работника на другую работу от 09.09.2008 года, трудовым договором № 19 от 05.05.2010 года;

- приказом № 377 от 02.10.2002 года о принятии на работу, трудовой книжкой Григорьевой Л.Н. АТ-V № 7462341 от 04.08.1989 года, трудовым договором № 17 от 05.05.2010 года;

- трудовой книжкой Столбовой Ю.Н. АТ-V № 8777807 от 19.10.1990 года, трудовым договором № 24 от 05.05.2010 года;

- трудовой книжкой Гончаровой Т.В. АТ-VII № 4452846 от 15.08.1995 года, трудовым договором № 18 от 26.10.2009 года;

- трудовой книжкой Шестаковой Л.Я. АТ-IV № 8060730 от 27.08.1973 года, трудовым договором № 18 от 05.05.2010 года;

- трудовой книжкой Семёновой Н.А. АТ-II № 1944993 от 04.09.1979 года, трудовым договором № 31 от 06.05.2010 года.

При обращении в суд с исками, истцами указано на неправильность начисления им ответчиком заработной платы за период с 01 февраля 2010 года по 01 мая 2010 года по основаниям, указанным в исках, и представлены расчеты недополученной заработной платы, в соответствии с которым заявлены требования о взыскании недополученной заработной платы.

При разрешении исковых требований истцов Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. суд исходит из следующего.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст. 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июля 2006 года № 90-ФЗ).

При этом, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального чакона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 нюня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 1007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условии выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названой статьи тарифная станка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. от 24.07.2009г.) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц. Согласно ст. 2, 3 данного Закона, минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе, вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Законом Иркутской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» от 09.10.2008 года № 82-оз, установлено, что в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника государственного учреждения Иркутской области, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Иркутской области, работнику государственного учреждения Иркутской области работодателем производится соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы (ст.6).

В Иркутской области на спорный период времени не был установлен минимальный размер оплаты труда, поскольку региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от 19.01.2008 года, которым был установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области – с 01.07.2008 года 3500 рублей утратило силу, в связи с принятием вышеуказанного Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым установлена ее величина в размере 4330 рублей.

Разъяснением Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области указано, что в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Таким образом, налог на доходы физических лиц удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ежемесячный минимальный размер оплаты труда истцов Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А., установленный законом на спорный период времени при условии того, что каждым из них отработана норма рабочего времени, должен был составлять не менее 4330 рублей с учетом всех ее элементов, в том числе, стимулирующих и компенсационных надбавок. Указанные выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 23.07.2010 года по делу № 75-В10-2 по иску Местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ производственных рабочих ОАО «Сегежский ЦБК» в интересах Подберезской О.А., Хариной Л.А., Ходакайнен В.А. к ОАО «Сегежский ЦБК» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

Из материалов дела установлено, что в спорный период времени истцам Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. начислялась и выплачивалась ежемесячная совокупная заработная плата (с учетом всех причитающихся доплат и надбавок) в размере, соответствующем требованиям законодательства – не менее 4330 рублей. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело сторонами письменными доказательствами - финансовыми справками, справками формы 2-НДФЛ в отношении указанных истцов. Данные документы соответствуют друг другу, истцами и ответчиками не оспаривались, в связи с чем, суд считает установленным факт начисления каждому из истцов заработной платы за спорный период времени в размерах, указанных в вышеназванных документах, и выплаты с учетом произведенных удержаний.

Истцами, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено иных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ответчиков при начислении и выплате им заработной платы нарушений действующего трудового законодательства, а также условий заключенного с каждым из них трудового договора.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав истцов при начислении и выплате им заработной платы со стороны ответчиков не допущено, при этом ежемесячные суммы оплаты труда истцов соответствуют установленным Постановлениями Правительства Иркутской области величинам прожиточного минимума по Иркутской области за спорные периоды времени.

Оценивая все доказательства и обстоятельства в совокупности, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 102», Департаменту образования города Братска, администрации города Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании начислять и выплачивать им заработную плату не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда надлежит отказать в полном объеме, поскольку нарушений трудовых прав истцов при начислении и выплате им заработной платы со стороны ответчиков не допущено.

Учитывая, что истцам Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. отказано в удовлетворении исковых требований, суд считает, что оснований для применения ст.ст. 236, 237 ТК РФ и взыскания с ответчиков денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. в данной части также надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Виноградовой Т.К., Васиной С.Н., Ивановой Г.Д., Савиной О.Б., Шошиной Г.А., Григорьевой Л.Н., Столбовой Ю.Н., Гончаровой Т.В., Шестаковой Л.Я., Семеновой Н.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 102», Департаменту образования города Братска, администрации города Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании начислять и выплачивать им заработную плату не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, взыскании денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение десяти дней со дня изготовления полного мотивированного текста решения.

Мотивированный текст изготовлен 25 августа 2010 года.

Судья: Ю.П. Гольцверт