Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гольцверт Ю.П.,
при секретаре Смирновой Н.М.,
с участием истцов Суховой Е.А, Анцибор Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1156/2010 по иску Суховой Е.А., Анцибор Е.Ю. к Администрации муниципального образования города Братска, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 101», Департаменту образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Сухова Е.А, Анцибор Е.Ю. обратились в суд с исками к Администрации муниципального образования города Братска, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 101», Департаменту образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы.
В обоснование своих исковых требований указали, что работают в МДОУ «ДСОВ № 101»: Сухова Е.А. в должности воспитателя, Анцибор Е.Ю. в должности педагога-психолога.
Согласно трудовому договору Суховой Е.А. был установлен месячный должностной оклад в размере 4191 рубль. С 18.03.2010 года на основании приказа № 27 «Об аттестации педагогических работников МДОУ «ДСОВ № 101» ей была присвоена II квалификационная категория (12 разряд) с должностным окладом 3886 рублей.
Согласно трудовому договору Анцибор Е.Ю. был установлен месячный должностной оклад в размере 3886 рублей.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Также ст. 129 ТК РФ содержит в себе определение заработной платы - заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
22.02.2007 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» № 54-ФЗ, который признал не действующей часть вторую ст. 129 ТК РФ, которая была изложена в следующей редакции: «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».
Однако, статья 315 ТК РФ указывает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9 районный коэффициент установлен в размере 1.4.
Статьи 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также четко определяют, что оплата труда в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ установил минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4330 рублей в месяц.
Ч.3 статьи 133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Также, согласно ст. 146 ТК РФ говорится, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Действительно был принят Федеральный закон от 22. 04. 2007г. № 54-ФЗ, который внес существенные изменения в Трудовой кодекс РФ. Так данный закон признал не действующей часть вторую ст. 129 Трудового кодекса РФ, в которой говорилось «минимальная заработная плата МРОТ) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты». Приняв данную поправку, законодатели позволили работодателям и чиновникам в оплату труда включать, в том числе компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
В то же время в соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В соответствии с ч.2 ст.55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, не предполагают отмену гарантий гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Ст. 129 Трудового кодекса РФ дает понятие заработной платы (оплаты труда) - вознаграждение за труд и данная статья относится к диспозитивным, дающим понятие правовой нормы и не отменяющей императивные нормы других статей Трудового кодекса РФ.
Статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года (в ред. Федерального закона от 22.08 2004г. №122-ФЗ) № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а так же статьи 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ четко определяют, что «оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Данное утверждение однозначно, императивно и каких-либо других толкований не предполагает. Другими словами статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 и ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ утверждают о том, что данные надбавки выплачиваются к заработной плате, в том числе и к минимальной оплате труда.
Таким образом, нарушения трудового законодательства в отношении истцов имеют место, однако отмена данных нарушений возможна исключительно в судебном порядке.
К последнему выводу они приходят в результате анализа правовой позиции Конституционного суда РФ по данному вопросу, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 г. № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева Виталия Александровича, Хисаевой Лилии Исмагиловны и Юмагулова Марса Расульевича на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 федерального закона « О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации».
В данном Определении КС РФ указано следующее: «....3. Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системы оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть статьи 147).
Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132. 135, 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
Таким образом, оспариваемые заявителями законоположения в системной связи с положениями статей 2, 22, 130, 132, 135, 146,147 Трудового кодекса Российской Федерации предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях, в том числе при выполнении работ с вредными условиями, не направлены на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в нормальных и во вредных условиях труда, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей.
Проверка же соблюдения работодателем при установлении системы оплаты труда и заработной платы конкретного работника требований трудового законодательства, равно как и разрешение вопроса о законодательном запрещении устанавливать тарифную ставку, оклад (должностной оклад) в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относятся».
В соответствии со ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями труда оплачивается в повышенном размере. Ст. 315 ТК РФ закрепляет, что оплата труда в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением в районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Включение в МРОТ, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки недопустимо. При этом происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не установлены, с заработной платой работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями, расположенными на Крайнем севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера.
Согласно ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местности с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Это означает, что так называемый районный коэффициент, как составляющая зарплаты работника оплачивается сверх минимального месячного размера оплаты труда. В ином случае повышающий характер данной компенсации не имеет социально-правового эффекта, поскольку уравнивается оплата труда низкооплачиваемых работников в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых.
Полагают, что указанная выше правовая аргументация убедительно доказывает обоснованность их исковых требований.
Так как Сухова Е.А. работала с 01.02.2010г. по 17.03.2010 по тарифной ставке 13 разряда, то к МРОТ применяется тарифный коэффициент 2,618 (установленный Постановлением Правительства РФ). Получается: ((4330 х 2,618) х 90% (50% северная надбавка + 40% районный коэффициент)) = 21538 рублей. С 18.03.2010г. по 30.04.2010г. работает по тарифной ставке 12 разряда, то к МРОТ применяется тарифный коэффициент 2,427 (установленный Постановлением Правительства РФ). Получается: ((4330 х 2,427) х 90% (50% северная надбавка + 40% районный коэффициент)) = 19966 рублей.
Исходя из данного расчета (разница между фактической заработной платой и справедливой заработной платой) ей с 01.02.2010 года по 30.04.2010 года ответчик недоплатил 35675 (тридцать пять тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей.
Так как Анцибор Е.Ю. работает по тарифной ставке 12 разряда, то к МРОТ применяется тарифный коэффициент 2,427 (установленный Постановлением Правительства РФ). Получается: ((4330 х 2,427) х 90% (50% северная надбавка + 40% районный коэффициент)) = 19966 рублей.
Исходя из данного расчета (разница между фактической заработной платой и справедливой заработной платой) ей с 01.01.2009 года по 01.05.2010 года ответчик недоплатил 201321 (двести одна тысяча триста двадцать один) рубль 60 коп.
Просят суд взыскать с ответчиков в свою пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.02.2010 года по 30.04.2010 года в размере:
Суховой Е.А. - 35675 (тридцать пять тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей;
Анцибор Е.Ю. - 201321 (двести одна тысяча триста двадцать один) рубль 60 коп.
В судебном заседании истец Сухова Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске, исходя из представленных расчетов недоначисленной заработной платы, и пояснила следующее. При обращении в суд с иском, она опирается на закон, в соответствии с которым оклад должен составлять не менее 4330 рублей и соответствовать тарифной сетке. К окладу должны производится доплаты за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу, за стаж, на основании единой тарифной сетки. Расчетные листы она получала ежемесячно.
Истец Анцибор Е.Ю. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске, исходя из представленных расчетов недоначисленной заработной платы, и пояснила следующее. Они получают меньше, чем люди в других регионах, однако на основании ст.133, 135 ТК РФ оклад должен составлять суммы, не ниже прожиточного минимума, а заработная плата должна соответствовать закону. Расчетные листы она получала ежемесячно. Просила восстановить пропущенный срок давности по причине её некомпетентности в юридических и правовых вопросах.
Представитель ответчика – Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 101» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования города Братска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика – Департамента образования города Братска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель Бордюкова Ю.А., действующая на основании доверенности от 02.06.2010 года, в своем письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменных возражениях на исковое заявление председатель комитета Пасичник Е.Б. указал, что установление должностных окладов для сотрудников МДОУ не входит в компетенцию КУМИ, просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя.
Выслушав истцов Сухову Е.А., Анцибор Е.Ю., исследовав письменные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Суховой Е.А, Анцибор Е.Ю. надлежит отказать в полном объеме, по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.
В соответствии со ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права. Статьей 382 ТК РФ установлено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В силу ст. 21 ТК РФ, работник, в том числе, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Работодатель на основании ст.22 ТК РФ, в том числе, обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов дела установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101», что подтверждается материалами дела:
- трудовым договором от 01.10.1992 года, трудовой книжкой Суховой Е.А. АТ- V № 9999446 от 17.08.1987 года, в которой имеется запись о принятии её на работу к ответчику МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101», приказом от 18 марта 2010 года № 27 о присвоении Суховой Е.А. II квалификационной категории воспитателя;
- трудовым договором № 27 от 13 ноября 2006 года, заключенным между Салуевой Е.Ю. и ответчиком МДОУ «ДСОВ № 101», приказом от 18.12.2007 года № 59 о присвоении педагогу-психологу Салуевой Е.Ю. II квалификационной категории, трудовой книжкой Анцибор Е.Ю. АТ-VI № 3671090 от 21.04.1997 года, в которой имеется запись о принятии на работу к ответчику МДОУ «ДСОВ № 101». Свидетельством о заключении брака 1-СТ № 755841, выданным отделом по г. Братску /Падунский район/ управления службы ЗАГС Иркутской области 20.02.2010 года подтверждается, что Анцибор Е.Г. и Салуева Е.Ю. заключили брак 20.02.2010 года, после чего жене присвоена фамилия Анцибор.
В судебном заседании стороны взаимно не оспаривали факт нахождения МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101» с каждым из истцов в трудовых отношениях в спорный период времени, в связи чем, суд считает установленным данный факт.
При обращении в суд с иском, истцами Суховой Е.А., Анцибор Е.Ю. указано на неправильность начисления ответчиком заработной платы за спорный период по основаниям, указанным в иске, и представлен расчет недополученной заработной платы, в соответствии с которым заявлены требования о взыскании недополученной заработной платы.
При разрешении исковых требований истцов Суховой Е.А., Анцибор Е.Ю. суд исходит из следующего.
В силу ст.5 Трудового кодекса РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст. 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июля 2006 года № 90-ФЗ).
При этом, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального чакона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 нюня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 1007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условии выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названой статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата процентной надбавки и районного коэффициента установлена федеральным законодательством - ст. ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 10 и 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
При этом, ст.316, 317 ТК РФ указывают, что суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. В силу ст.255 НК РФ, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда; начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели; начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях; надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Таким образом, действующее законодательство относит к расходам на оплату труда все предусмотренные законодательством начисления и надбавки, в том числе, стимулирующие и компенсационные надбавки.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Указанные выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 23.07.2010 года по делу № 75-В10-2 по иску Местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ производственных рабочих ОАО «Сегежский ЦБК» в интересах Подберезской О.А., Хариной Л.А., Ходакайнен В.А. к ОАО «Сегежский ЦБК» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. от 24.07.2009г.) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц. Согласно ст. 2, 3 данного Закона, минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе, вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Законом Иркутской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» от 09.10.2008 года № 82-оз, установлено, что в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника государственного учреждения Иркутской области, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Иркутской области, работнику государственного учреждения Иркутской области работодателем производится соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы (ст.6).
В Иркутской области на спорный период времени не был установлен минимальный размер оплаты труда, поскольку региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от 19.01.2008 года, которым был установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области – с 01.07.2008 года 3500 рублей утратило силу, в связи с принятием вышеуказанного Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым установлена ее величина в размере 4330 рублей.
Разъяснением Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области указано, что в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Таким образом, налог на доходы физических лиц удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Кроме того, в силу ч.2 ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Пунктом 1 Постановления администрации МО г. Братска от 06.10.2008 N 1952 "Об отдельных вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений и предприятий города Братска" установлено, что с 01.01.2009 года месячная заработная плата работника муниципального учреждения или муниципального предприятия города Братска, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера, не может быть ниже 4330 (четыре тысячи триста тридцать) рублей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ежемесячный минимальный размер оплаты труда истцов Суховой Е.А., Анцибор Е.Ю, установленный законом на спорный период времени, должен был составлять не менее 4330 рублей с учетом всех ее элементов, в том числе, стимулирующих и компенсационных надбавок, при условии отработки ими нормы рабочего времени.
Из материалов дела установлено, что в спорный период времени истцам начислялась и выплачивалась ежемесячная совокупная заработная плата (с учетом всех причитающихся доплат и надбавок) в размере, соответствующем требованиям законодательства – не менее 4330 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело сторонами письменными доказательствами - финансовыми справками, справками формы 2-НДФЛ. Данные документы соответствуют друг другу, истцами и ответчиками не оспаривались, в связи с чем, суд считает установленным факт начисления каждому из истцов оплаты труда (заработной платы) за спорный период времени в размерах, указанных в вышеназванных документах, и выплаты с учетом произведенных удержаний.
Истцами, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено иных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ответчиков при начислении и выплате им заработной платы нарушений действующего трудового законодательства, а также условий заключенного с каждым из них трудового договора.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав истцов при начислении и выплате им заработной платы со стороны ответчиков не допущено, при этом ежемесячные суммы оплаты труда истцов соответствуют установленным Постановлениями Правительства Иркутской области величинам прожиточного минимума по Иркутской области за спорные периоды времени.
Кроме того, статья 10 Конституции РФ относит к основам конституционного строя Российской Федерации разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что предполагает самостоятельное выполнение каждой ветвью государственной власти своих специфических, установленных Конституцией РФ и федеральным законом функций и полномочий. При этом в соответствии со ст. 118 (ч. 1) Конституции РФ исключительную компетенцию судебной власти составляет осуществление правосудия. Согласно Конституции РФ судопроизводство в Российской Федерации осуществляется в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статьей 251 ГПК РФ установлено, что граждане, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, в случае несогласия с вышеуказанными нормативными правовыми актами, в том числе с нормами Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», Постановления администрации МО г. Братска от 06.10.2008 N 1952 "Об отдельных вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений и предприятий города Братска" каждый из истцов был вправе на основании главы 24 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, однако в нарушение ст.56 ГПК РФ, истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о признании указанных нормативных правовых актов недействующими в установленном законом порядке.
Представителем ответчика – Департамента образования администрации города Братска Бордюковой Ю.А., действующей на основании доверенности от 02.06.2010 года, подано заявление о пропуске срока на обращение в суд, в котором указано следующее. В соответствии со статьей 381 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда).
Статьей 392 ТК РФ определено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Предусмотренный трехмесячный срок исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, чем обеспечивается возможность надлежащего обоснования исковых требований. Доказательства пропуска срока исковой давности по уважительным причинам не представлено. На основании изложенного, полагает, что срок исковой давности, предусмотренные ст.392 ТК РФ, пропущен, в связи с этим исковые требования удовлетворению не подлежат.
Истицей Анцибор Е.Ю. подано письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности по причине её некомпетентности в юридических и правовых вопросах.
Разрешая данные ходатайства, учитывая доводы истца Анцибор Е.Ю. в этой части, суд исходит из того, что согласно ч.ч. 1, 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17 марта 2004г. «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» следует, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока обращения в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Таким образом, в Постановлении Пленума указывается на начисленную, но невыплаченную заработную плату. В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что истцам заработная плата в размерах, указанных каждым из ним при обращении в суд с исковыми требованиями, не начислялась и не выплачивалась, поскольку ее начисление производилось исходя из условий трудового договора, они знали о фактически начисленной и выплаченной заработной плате, получали расчетные листы, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцы достоверно в период всего срока действия трудового договора знали о нарушении своих прав.
При этом суд учитывает, что спор о праве на получение заработной платы является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем. Статьей 392 ТК РФ для обращения работника в суд по такому спору установлен трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако своим правом истцы не воспользовались и не представили доказательств пропуска срока по уважительным причинам. Доводы истицы Анцибор Е.Ю. в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока давности по причине её некомпетентности в юридических и правовых вопросах, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются уважительными причинами для восстановления срока давности согласно требованиям закона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о пропуске истцами срока обращения в суд, в связи с чем, считает, что при разрешении исковых требований суду следовало проверить правильность начисления заработной платы истцам за последние три месяца до дня обращения в суд, в остальной части срок обращения с иском в суд истцами пропущен, что служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Оценивая все доказательства и обстоятельства в совокупности, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Суховой Е.А., Анцибор Е.Ю. к Администрации муниципального образования города Братска, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 101», Департаменту образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы надлежит отказать в полном объеме, поскольку нарушений трудовых прав истцов при начислении и выплате им заработной платы со стороны ответчиков не допущено, начисленная заработная плата полностью соответствует требованиям федерального законодательства, законодательства субъекта РФ и муниципального образования города Братска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Суховой Е.А., Анцибор Е.Ю. к Администрации муниципального образования города Братска, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 101», Департаменту образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение десяти дней со дня изготовления полного мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 30 сентября 2010 года.
Судья: (подпись) Ю.П. Гольцверт