РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
02 ноября 2010 года г. Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Бахаровской Ю.Н.,
при секретаре Ширине А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1236/2010 по исковому заявлению Москвиной Т.И. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18», департаменту образования администрации города Братска, администрации муниципального образования города Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Москвина Т.И. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что она работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Братска Иркутской области (далее - МОУ) в должности гардеробщика с 2002г. Ее тарифная ставка с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. составляла 1600=56 рублей, с 01.01.2010г. по настоящее время – 1601=00 рублей. Заработная плата при полной выработке нормы рабочего времени с учетом районного коэффициента и северной надбавки составляет 4330=00 рублей.
Считает, что установленный ей размер заработной платы не соответствует положениям Конституции РФ и трудовому законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении и изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» Российской Федерации с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330=00 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 132 ТКРФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, при условии, что работником полностью отработана норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Равным образом не могут быть ниже этого размера и размеры тарифных ставок (окладов), а также базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников.
Следовательно, установленный ей месячный должностной оклад (тарифная ставка) в размере 1601=00 рубль, на который начисляются компенсационные и стимулирующие выплаты, является незаконным, так как в силу ч. 5 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными
В силу ч. 1 и 5 ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, за выполнение нормы труда определенной сложности, квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей, определенной сложности (квалификации) за календарный месяц, устанавливаются без учета компенсационных стимулирующих и социальных выплат.
Следовательно, включение в МРОТ, установленный в целом по Российской Федерации, как это делает ответчик, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат определяемых ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» является незаконным.
При этом происходит уравнение в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не установлены, а, кроме того, в оплате труда уравниваются работники с разной квалификацией, имеющие разные тарифные разряды и разную трудовую нагрузку.
В связи с тем, что она проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому, согласно Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», к заработной плате необходимо прибавить северный коэффициент, который составляет 50%, а также районный коэффициент, который составляет 40%.
Таким образом, отработав полную норму времени в месяц ее минимальная оплата труда должна составлять 8227=00 руб (4330=00 руб. х 1,9). С января 2009 года по настоящее время ей начислялась заработная плата 4330=00 рублей? т.е. менее 8227=00 рублей.
Таким образом, недоплата по заработной плате без учета суммы вычета подоходного налога составила: всего 62154=00 рублей, из них за 2009 год 46566=00 рублей, за 2010 год – 15588=00 рублей.
На основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право на обжалование действий работодателя в трехмесячный срок со дня, когда он узнал о нарушении его прав.
О том, что ее права как работника нарушены, она узнала только из средств массовой информации после ознакомления с «Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской федерации за четвертый квартал 2009 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года.
Согласно ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Она считает, что обстоятельства, которые воспрепятствовали ей подать исковое заявление в установленные сроки, а именно то, что она не знала, как ответчик начисляет ей заработную плату, являются уважительными причинами для восстановления пропущенного процессуального срока.
Просила суд восстановить пропущенный срок для подачи искового заявления о взыскании недоплаченной заработной платы в период времени с 01 января 2009 года по 01 мая 2010 года; взыскать с ответчиков департамента образования администрации г. Братска и муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату в период времени с 01 января 2009 года по 01 мая 2010 года в размерах, согласно прилагаемым расчетам, в сумме 62154=00 руб., и расходы на юридические услуги в размере 1500=00 рублей в солидарном порядке; обязать ответчиков - департамент образования администрации г.Братска и муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» выплачивать ей в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и трудового законодательства, то есть тарифная ставка (оклад) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера – сверх фиксированного размера оплаты труда.
В судебное заседание истица Москвина Т.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика – директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» Фролов А.В., действующий на основании устава и прав по занимаемой должности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил в суд письменное ходатайство, заявленные требования не признал.
Из копии устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18», утвержденного 16.03.2009г., следует, что Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование города Братска. От имени муниципального образования права собственника осуществляет администрация города Братска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска.
Определениями судьи Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 27 июля 2010 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация муниципального образования города Братска, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска.
Представитель соответчика - администрации муниципального образования города Братска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.
В судебное заседание представитель соответчика – департамента образования администрации города Братска не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.
В соответствии с ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей соответчиков – администрации муниципального образования города Братска и департамента образования администрации муниципального образования города Братска.
Представитель третьего лица – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Братска.
Исследовав и тщательно проанализировав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3, 4 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Часть 1 ст. 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Кроме того, ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права.
Статьей 382 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Как видно из представленных суду копии трудовой книжки, выписок из приказов № 1/1лс от 03 января 2002 года и 42 лс от 14 августа 2002 года, а также трудового договора № 53 от 16 сентября 2008 года Москвина Т.И. с 03 января 2002 года принята на работу ответчиком – МОУ «СОШ № 18» уборщицей, а затем с 14 августа 2002 года переведена на должность гардеробщика, в этой должности работает по настоящее время.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства совокупностью исследованных доказательств установлено, что Москвина Т.И. состоит в трудовых отношениях с муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 18».
Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, что предусмотрено ч. 2 ст. 4 Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ст. 3 ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается, в том числе путем применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В то же время ст. 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» в ч.1 ст.56 предусмотрено, что для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что работодатель истца – «Средняя общеобразовательная школа № 18» является муниципальным общеобразовательным учреждением.
В соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
Частью 4 ст. 41 данного нормативно-правового акта предусмотрено, что нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации (ст. 8 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 10 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования отнесено к компетенции образовательного учреждения.
В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, муниципальными учреждениями обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
Устав ответчика МОУ «СОШ № 18» содержит положения о том, что в вопросах организации и оплаты труда Учреждение руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок оплаты труда работников Учреждения определяется администрацией муниципального образования города Братска. Минимальная оплата труда работников должна быть не менее установленного законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 40 Устава муниципального образования города Братска, утвержденного решением Братской городской Думы от 31 июля 1998 года N 187/г-Д, к компетенции администрации города Братска, в том числе отнесено определение размеров и условий оплаты труда работников муниципальных предприятий и бюджетных учреждений города Братска.
С 01 января 2008 года Постановлением мэра г. Братска N 3525 от 11 декабря 2007 года установлена тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404=00 рубля.
С 01 февраля 2008 года Постановлением мэра г. Братска от 07 марта 2008 года N 411 размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11 декабря 2007 года N 3525, повышены в 1,14 раза.
Согласно постановлению главы администрации города Братска № 2386 от 29 декабря 2009 года «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска», оплата труда указанных работников осуществляется с применением тарифной системы оплаты труда, включающей в себя тарифные ставки (оклады), 18-ти разрядную тарифную сетку и межразрядные тарифные коэффициенты. Размеры тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки и межразрядных тарифных коэффициентов определяются постановлением администрации муниципального образования города Братска. Тарифные ставки (оклады) со второго по восемнадцатый разряд тарифной сетки определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент. Индексация тарифной ставки (оклада) первого и последующих разрядов тарифной сетки осуществляется постановлением администрации муниципального образования города Братска с округлением их размеров до целого рубля в сторону увеличения.
Данным постановлением утверждена тарифная сетка по оплате труда бюджетных учреждений, из которой следует, что тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, установлена в размере 1601=00 рубль.
Постановление главы администрации города Братска № 2386 от 29 декабря 2009 года вступило в законную силу 01 января 2010 года. Указанное Постановление в целом, равно как и отдельные его положения, истец в установленном законом порядке не оспаривала.
Пунктом 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.
В силу ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов), о чем говорит п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ.
Часть 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусматривает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В Определении Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года N 74-Г08-27 указано «суд пришел к выводу о нетождественности таких категорий как минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка. Данный вывод согласуется с положениями статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не тарифная ставка, как это утверждается заявителем».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, в том числе включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В свою очередь ст. 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Нормы ст. 133.1 Трудового кодекса РФ указывают о том, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Федеральным законом от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года в сумме 4330=00 рублей в месяц.
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области, подписанным 19 января 2008 года, на территории Иркутской области был установлен размер минимальной заработной платы:
в сумме 3000=00 рублей в месяц со дня вступления в силу настоящего Соглашения;
в сумме 3500=00 рублей в месяц с 1 июля 2008 года, но не ранее внесения соответствующих изменений в областной бюджет на 2008 год в установленном порядке.
В связи с установлением указанным Федеральным законом минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года в сумме 4330=00 рублей в месяц Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области дало следующие разъяснения (опубликованы 26 января 2009 года в газете «Областная», N 7):
С 01 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», устанавливающий минимальный размер оплаты труда в сумме 4330=00 рублей в месяц.
Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от 19 января 2008 года, утратило силу.
Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации.
В связи с чем на территории Иркутской области с 01 января 2009 года действует минимальный размер заработной платы на уровне, установленном федеральным законом о минимальном размере оплаты труда, - 4330=00 рублей в месяц. Данное положение подлежит обязательному исполнению всеми работодателями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории Иркутской области, независимо от организационно-правовой формы.
В Определении Верховного Суда РФ от 03 августа 2005 года N 58-Г05-21 указано, что понятия «минимальный размер оплаты труда» и «тарифная ставка» различны и повышение минимального размера оплаты труда федеральным законом не является обязательным основанием для одновременного повышения тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный закон в данном случае носит рекомендательный характер, а размер и сроки повышения тарифных ставок должны определяться при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О, принято оно по жалобе гражданки Барахтенко Марии Николаевны. В данной жалобе Барахтенко М.Н. просила Конституционный Суд РФ проверить конституционность Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» в той части, в какой им признана утратившей силу часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, содержавшая определение понятия «минимальная заработная плата». По мнению заявительницы, указанное законоположение нарушает ее право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и противоречит статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Часть 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ предусматривала, что минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
В данном Определении указано, что в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Содержание указанных в ст. 129 Трудового кодекса РФ определений понятий «тарифная ставка», «оклад (должностной оклад)», «базовый оклад (базовый должностной оклад)», исходя из которых истцу начисляется и выплачивается заработная плата, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ не изменено и не отменено.
Часть 5 ст. 135 Трудового кодекса РФ выступает гарантом того, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как следует из представленной муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 18» карточки-справки, заработная плата истцу при отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей) с учётом всех её элементов выплачивается в размере минимального размера оплаты труда - 4330=00 рублей.
Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что предусмотрено ст. 313 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень установлен Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 и, как следует из данного Постановления, город Братск Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В Определении от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О Конституционный Суд РФ указал, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Данный минимум денежных средств – минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом и как следует из представленных суду доказательств, в частности, справки о начислении и выплате заработной платы истцу, представленной ответчиком – МОУ «СОШ № 18», начисляется и выплачивается истцу.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 4 Закона РФ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
В ходе судебного разбирательства установлено, что оплата труда истицы производится ответчиком с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. О необходимости применения районных коэффициентов и процентных надбавок к минимальному размеру оплаты труда Конституционным Судом не указано.
Заработная плата с учетом районного коэффициента, а также суммы расходов по выплате процентной надбавки относятся к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме, о чем указывают ст.ст. 10, 11 Закона РФ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 года N 8-В10-2).
Федеральное законодательство допускает установление размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы ниже минимального размера оплаты труда. Между тем, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 133 Трудового кодекса РФ) (Определение Верховного Суда РФ от 21 июля 2010 года N 1-Г10-13).
В Определении от 23 июля 2010 года по делу N 75-В10-2 Верховный Суд Российской Федерации указал, что Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ) … допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 1 ст. 19 ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года, однако Президиум Верховного Суда Российской Федерации не является правотворческим органом, утвержденный им обзор судебной практики не является судебным решением, равно как и нормативно-правовым актом.
Разъяснения на вопрос № 3, содержащиеся в данном Обзоре, указывающие о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда, отозвано Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года.
Кроме того, в силу разъяснений, данных п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» суду при принятии решения следует учитывать:
а) постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах «а», «б», «в» части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения;
б) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле;
в) постановления Европейского Суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле.
Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает нарушений законодательства в том, что при расчете заработной платы истца работодатель учитывал районный коэффициент, процентную и стимулирующие надбавки как составные части заработной платы, поэтому доводы истца о незаконности включения в минимальный размер оплаты труда указанных надбавок <данные изъяты> не состоятельны.
Истица просила суд о взыскании в ее пользу недоначисленной и невыплаченной (недополученной) заработной платы в размере 62154=00 рублей за период с 01 января 2009 года по 01 мая 2010 года, согласно произведенному ею расчету.
В указанном расчете истица исходила из того, что заработная плата должна начисляться и выплачиваться ей исходя из минимального размера оплаты труда – 4330=00 рублей (минимальный размер оплаты труда) и начисления на него денежной суммы районного коэффициента и процентной надбавки.
Между тем, установление тарифной ставки первого разряда в размере менее минимального размера оплаты труда, включение в состав заработной платы таких элементов как районный коэффициент и процентная надбавка суд по указанным выше мотивам счел не противоречащим законодательству.
Норма ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в ч. 1 ст. 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом гарантией защиты прав граждан от их нарушений деятельностью участвующих в деле лиц по собиранию доказательств выступает норма ч. 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 года № 478-О-О).
Часть 1 ст. 66 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Конституционный Суд РФ в Определении от 17 июня 2010 года № 808-О-О указал о том, что реализация предусмотренных ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правомочий суда по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти, является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
В ходе судебного разбирательства истицей не представлено доказательств, свидетельствующих об обязанности работодателя начислять и выплачивать заработную плату в соответствии с представленным ею расчетом, равно как и доказательств наличия задолженности ответчиков по выплате ей предусмотренных законом денежных сумм.
Трудовым кодексом РФ в ст. 21 предусмотрено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данное право истицы ответчиками не нарушено, поэтому суд считает требования Москвиной Т.И. о взыскании в ее пользу недоначисленной и невыплаченной (недополученной) заработной платы не подлежащим удовлетворению ввиду отсутствия таковой.
В Постановлении Президиума от 24 июня 2009 года N 25пв09 Верховным Судом РФ указано, что правильное и единообразное толкование норм материального права имеет существенное значение при разрешении аналогичных споров в судах, ориентирует на принятие судами законных решений, исключающих необоснованное взыскание денежных средств с государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета.
Не подлежат удовлетворению и требования истицы Москвиной Т.И. о возложении на муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» и Департамент образования администрации г.Братска обязанности по начислению и выплате в дальнейшем ей заработной платы с учётом выплаты районного коэффициента и процентной надбавки, а также стимулирующих выплат – сверх фиксированного минимального размера оплаты труда.
Включение ответчиком в состав заработной платы истца указанных выплат в качестве составляющих элементов, суд признал законным, установление размеров тарифных ставок работникам муниципальных образовательных учреждений не входит в компетенцию суда.
Как ранее указал суд, выплата заработной платы работникам муниципальных учреждений, расходы по выплате районного коэффициента и процентной надбавки относятся к обязательствам муниципального образования.
Часть 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Конституцией РФ в ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе.
Кроме того, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данное положение отражено в ст. 12 Конституции РФ.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязание «Средней общеобразовательной школы № 18», являющейся муниципальным образовательным учреждением, и Департамент образования администрации города Братска выплачивать истице заработную плату в определенном размере и исходя из определенного расчета, явилось бы нарушением принципов разделения властей и самостоятельности местного самоуправления, провозглашенных Конституцией РФ.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требование истицы об обязании ответчиков – МОУ «СОШ № 18» и Департамент образования администрации города Братска начислять и выплачивать заработную плату, исходя из представленного ею расчета, не подлежит удовлетворению.
Истица Москвина Т.И. также просила суд взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» и Департамента образования администрации г.Братска судебные расходы в виде расходов на оказание юридических услуг в сумме по 1500=00 рублей.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2010 года N 88-О-О указал, что возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании приведенных норм осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Поскольку суд признал незаконными и необоснованными основные требования истицы, не могут быть удовлетворены и ее требования о взыскании судебных расходов, несмотря на то, что данные расходы подтверждены соответствующими доказательствами.
Статья 18 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Суд полагает необходимым отметить, что истица как работник (ее представители, указанные в ст. 29 Трудового кодекса РФ) не лишена права на обсуждение и разрешение вопроса о размере выплачиваемой ей заработной платы, размере тарифной ставки в рамках социального партнерства в сфере труда в формах, предусмотренных ст. 27 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 392 ТК Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 5 Постановления Пленума от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 ГПК Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Москвина Т.И. в своем исковом заявлении просила восстановить ей пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд с требованием о взыскании недоплаченной заработной платы в период времени с 01.01.2009г. по 01.05.2010г., однако, принимая во внимание, что от ответчиков соответствующих заявлений суду не поступало, суд считает, что при вынесении решения по делу данный вопрос обсуждению не подлежит.
В силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Москвиной Т.И. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18», департаменту образования администрации города Братска, администрации муниципального образования города Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение десяти дней со дня вынесения полного мотивированного текста решения, начиная с 12 ноября 2010 года.
Судья:_______________________________________(Ю.Н.Бахаровская)