РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2010 года Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе
председательствующего судьи Кравчук И.Н.
при секретаре Юдиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1867/2010 по исковым заявлениям Маришкиной Е.Н., Ереминой О.И., Чувасовой Л.А., Присмотровой А.А. к Департаменту здравоохранения администрации города Братска, Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №2» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Маришкина Е.Н., Еремина О.И., Чувасова Л.А., Присмотрова А.А. обратились в суд с исковыми заявлениями к Департаменту здравоохранения администрации города Братска (далее по тесту – Департамент здравоохранения администрации г. Братска), Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №2» (далее по тексту – МУЗ «ГБ №2») в которых просят взыскать недоплаченную заработную плату за период с 01.01.2009г. по 31.05.2010г. в пользу Маришкиной Е.Н. в размере 168955 руб. 55 коп., в пользу Ереминой О.И. в размере 108047 руб. 44 коп., в пользу Присмотровой А.А. в размере 87811 руб. 48 коп., в пользу Чувасовой Л.А. в размере 143271 руб. 24 коп.
В обоснование своих исковых требований указали, что состоят в трудовых отношениях с МУЗ «ГБ №2». Считают, что ответчик неполностью выплачивает им заработную плату, занижая ее размер. Федеральным законом с 01.01.2009г. установлена минимальная оплата труда в РФ в размере 4330 руб. Считают, что включение в МРОТ, установленный в целом по РФ, районного коэффициента и северной надбавки недопустимо. При этом происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не установлены, с заработной платой работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Город Братск включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Таким образом, минимальная оплата труда в г. Братске составляет 8227 руб. (4330 руб. * (1,5+1,4). Ставки (оклады) работников остальных разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент (4330 руб. * тарифный коэффициент = оклад истцов). Заработная плата должна начисляться исходя из суммы полученного оклада, умноженного на северную надбавку и районный коэффициент.
Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 13.07.2010г. вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.
Истец Присмотрова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что работает в МУЗ «ГБ №2», ее заработная плата зависит от размера ставки первого разряда ЕТС, так как она определяется путем умножения ставки первого разряда ЕТС на межразрядный коэффициент, установленный в этой же ЕТС. Единая тарифная сетка должна быть разработана в соответствии с трудовым законодательством. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна осуществляться с применением районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате. С 01 января 2009 года на всей территории России установлен МРОТ в размере 4330 руб. В размер МРОТ не могут входить районный коэффициент и северная надбавка, так как это приведет к уравниванию заработной платы на всей территории РФ, т.е. работнику, выполняющему работу по 1 разряду в местности, не имеющей дополнительных надбавок в виде северного и районного коэффициента, гарантирована ставка не ниже 4330 руб., что соответствует МРОТ, а так как размер МРОТ един на всей территории РФ, то и ставка по 1 разряду в г. Братске должна быть не менее 4330 руб. плюс дополнительные надбавки в виде северного и районного коэффициента.
В судебное заседание истцы Чувасова Л.А., Маришкина Е.Н., Еремина О.И. не явились, будучи надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание представитель МУЗ «ГБ №2» не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации г. Братска не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, представил заявления, в которых просит рассматривать дело в его отсутствие, а также отказать истцам в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Выслушав истца Присмотрову А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) (в ред. ФЗ от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшая до 01 сентября 2007 года (до вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007 N54-ФЗ) часть 2 статьи 129 ТК РФ определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Федеральным законом от 20.04.2007г. №54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» ч. 2 ст. 129 ТК РФ признана утратившей силу, а также признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи ТК РФ тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе, и определения её размеров, регламентированы Федеральным законом №184-ФЗ от 06 октября 1999 года (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона №184-ФЗ от 6 октября 1999 года органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Из ст. 133.1 ТК РФ следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 24.06.2008 года) «О минимальном размере оплаты труда», составил 4330 рублей в месяц.
В силу Постановления Администрации Иркутской области от 13 февраля 2008 года №17-ПА «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» (в ред. от 19.02.2009, с изм. от 13.03.2009) с 01 января 2009 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области в размере 1600, 73 рублей. Утверждены тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, в частности, для 6 разряда – 1,407, что составляет 2252,23 руб., для 9 разряда – 1,866, что составляет 2986,96 руб., для 11 разряда – 2,242, что составляет 3588,84 руб.
Согласно Федеральному закону от 20апреля2007года N54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ с 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение ч. 4 ст. 133 ТК РФ о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 6 Закона Иркутской области от 09.10.2008 №82-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» (в ред. от 30.06.2009г. №41/7-оз), в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника государственного учреждения Иркутской области, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Иркутской области, работнику государственного учреждения Иркутской области работодателем производится соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы.
В соответствии с копией Устава МУЗ «ГБ №2», утвержденного распоряжением №257 председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Братска, согласованного начальником департамента здравоохранения г. Братска 30.06.1999г., ответчик является юридическим лицом, подведомственен в своей деятельности Департаменту здравоохранения. Основан на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом для осуществления социальных функций некоммерческого характера и финансируемый собственником частично. Находится в ведении собственника и функционирует в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Иркутской области, решениями органов местного самоуправления и настоящим Уставом.
Из копии штатного расписания на 01.01.2010г., утвержденного главным врачом МУЗ «ГБ №2» 11.01.2010г., следует, что количество штатных единиц ответчика составляет 1 020,55, в том числе, медицинские и фармацевтические должности – 884,25: врачи – 208,50, провизоры – 2,50, средний медперсонал – 464, младший медперсонал – 206; прочие – 136.
Из представленных копий трудовых договоров МУЗ «ГБ №2» с истцами следует, что:
- Маришкина Е.Н. принята на работу с 01 ноября 2007 года на должность медицинской сестры;
- Еремина О.И. принята на работу с 01 апреля 1991 года на должность медицинской сестры;
- Присмотрова А.А. принята на работу с 16 декабря 1991 года на должность фельдшера;
- Чувасова Л.А. принята на работу с 18 августа 2003 года на должность фельдшера.
Согласно финансовым справкам Департамента здравоохранения администрации г. Братска:
- Маришкина Е.Н. работает в МУЗ «ГБ №2» в должности медицинской сестры по 9 разряду (оклад – 2 990 руб., с 01.01.2010г. – 2991 руб.), ей с января 2009 года по май 2010 года (без учета удержаний) начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени: 10598,81 руб.; 10111,27 руб.; 10623,47 руб.; 12325,97 руб.; 12595,32 руб.; 12318,31 руб.; 0 руб.; 1352,61 руб.; 13634,40 руб.; 12782,25 руб.4 5679,64 руб.; 13066,30 руб.; 13638,96 руб.; 13070,67 руб.; 12502,38 руб.; 13640,77 руб.; 14 207,25 руб.;
- Еремина О.И. работает в МУЗ «ГБ №2» в должности инструктора по лечебной физкультуре по 6 разряду (оклад – 2 255 руб., с 01.01.2010г. – 2256 руб.), ей с января 2009 года по май 2010 года (без учета удержаний) начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени: 6965,07 руб.; 6668,02 руб.; 6122,45 руб.; 6730,59 руб.; 8045,14 руб.; 8963,42 руб.; 1726,58 руб.; 1186,77 руб.; 8426,04 руб.; 8578,01 руб.; 8320,69 руб.; 8180,64 руб.; 9248,04 руб.; 8485,33 руб.; 8736,52 руб.; 9090,10 руб.; 8363,58 руб.;
- Присмотрова А.А. работает в МУЗ «ГБ №2» в должности фельдшера по 11 разряду (оклад – 3 593 руб., с 01.01.2010г. – 3594 руб.), ей с января 2009г. по май 2010г. (без учета удержаний) начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени: 12471,78 руб.; 14623,50 руб.; 11423,90 руб.; 12843,90 руб.; 14990,28 руб.; 13300,71 руб.; 14974,23 руб.; 11947,96 руб.; 0 руб.; 19702,93 руб.; 14694,22 руб.; 13992,66 руб.; 13998,63 руб.; 13290,64 руб.; 13068,91 руб.; 12327,54 руб.; 13998,63 руб.;
- Чувасова Л.А. работает в МУЗ «ГБ №2» в должности фельдшера по 9 разряду (оклад – 2 990 руб., с 01.01.2010г. – 2 991 руб.), ей с января 2009г. по май 2010г. (без учета удержаний) начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени: 12829,61 руб.; 12829,61 руб.; 13320,88 руб.; 14059,15 руб.; 14544,69 руб.; 0 руб.; 0 руб.; 2678,20 руб.; 15338,70 руб.; 15338,70 руб.; 14770,60 руб.; 15906,80 руб.; 15912,12 руб.; 15322,92 руб.; 14207,25 руб.; 15345,64 руб.; 15912,12 руб.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему: истцы состоят в трудовых отношениях с МУЗ «ГБ №2», что подтверждается письменными доказательствами и не оспаривается сторонами.
МУЗ «ГБ №2» является юридическим лицом.
Истцы просят взыскать с ответчика МУЗ «ГБ №2» в их пользу недоначисленную недоплаченную заработную плату, исходя из того, что размер тарифной ставки (оклада) должен быть равен минимальному размеру оплаты труда, т.е. 4330 руб., а к этой сумме должны применяться межразрядные тарифные коэффициенты.
Суд находит данные выводы истцов необоснованными по следующим основаниям:
Правовое регулирование, действовавшее до 1 сентября 2007 года определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» из статьи 129 ТК РФ исключена указанная выше часть 2, в которой также указывалось, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с требованиями ст. 133 ТК РФ, органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение тарифных ставок, окладов и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Также статьей 6 Закона Иркутской области «Об оплате труда работников государственных учреждениях Иркутской области» предписывается обеспечить минимальный размер оплаты труда (с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) и тем самым гарантировать размер месячной заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Положения ст.ст. 129, 133, 133.1 Трудового Кодекса РФ указывают на то, что именно месячная заработная плата работника с учетом компенсационных выплат (северной надбавки, районного коэффициента) и стимулирующих выплат, начисляемых истцам, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому довод истцов о том, что их должностной оклад должен складываться из минимального размера оплаты труда, умноженного на межразрядный тарифный коэффициент, а уже на эту сумму должны начисляться стимулирующие и компенсационные выплаты, т.к. для них, как для лиц, работающих в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, существует такая гарантия, действующим законодательством не подтверждается.
Из финансовых справок о начисленной истцам заработной плате за оспариваемые ими периоды следует, что их ежемесячная заработная плата с учетом северной надбавки, районного коэффициента и иных выплат не является ниже минимального размера оплаты труда.
Сопоставляя размеры окладов истцов, указанные в справках с размерами окладов, установленных Постановлением Администрации Иркутской области от 13 февраля 2008 года №17-ПА «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области», суд приходит к выводу о том, что размеры должностных окладов истцов соответствуют Единой тарифной сетке (ЕТС) по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области.
Поскольку совокупный размер месячной заработной платы истцов в оспариваемый период превышал установленный минимальный размер оплаты труда, таким образом, нарушений трудовых прав истцов при начислении и выплате им заработной платы в указанные ими периоды ответчиками не допущено, следовательно, суд считает требования истцов о взыскании недоплаченной заработной платы необоснованными, а в связи с тем, что МУЗ «ГБ №2» является бюджетным учреждением незаконное взыскание заработной платы приведет не только к нарушению прав ответчика, но и к нарушению общественных (публичных) интересов в целевом расходовании бюджетных средств.
Также представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации г. Братска представил заявление о пропуске истцами срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В силу ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Оценивая доводы ответчика о пропуске истцами установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, суд приходит к следующему:
Истцы обратились в суд 22.06.2010г. с исками, в которых просят взыскать с ответчиков в свою пользу недоплаченную заработную плату с января 2009г. по май 2010 года.
В судебном заседании истец пояснила, что считает срок для обращения в суд не пропущенным, при этом пояснила, что о нарушении своих трудовых прав она узнала только из Обзора законодательства и судебной практики за 4 квартал 2009г. в марте 2010г. также пояснила, что расчетные листы им выдаются за прошедший месяц в первых числах месяца, также в первых числах месяца они получают заработную плату за прошедший месяц.
В суд исковые заявления истцов поступили 22.06.2010г., о чем свидетельствуют штампы Падунского районного суда г. Братска входящей корреспонденции.
Начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом (часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с требованием о взыскании заработной платы за прошедший месяц начинает течь со следующего месяца, так как зарплата и расчетные листы истцам выдаются за прошедший месяц только в следующем месяце. В связи с этим суд считает, что истцами пропущен процессуальный срок обращения с иском о взыскании заработной платы по 31 января 2010 года включительно, так как срок для обращения в суд по требованиям о взыскании заработной платы за более ранние месяцы истцами пропущен.
Истцы в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательств об уважительных причинах пропуска срока обращения в суд не представили, в судебном заседании о наличии уважительных причин пропуска указанного срока не указали, равно как и не просили суд о восстановлении пропущенного срока, настаивая на том, что срок на обращение в суд ими не пропущен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов о взыскании недоплаченной заработной платы за период с января 2009г. по январь 2010г. также не подлежат удовлетворению в связи с пропуском ими срока для обращения в суд.
Оценивая все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования истцов удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Маришкиной Е.Н., Ереминой О.И., Чувасовой Л.А., Присмотровой А.А. к Департаменту здравоохранения администрации города Братска, Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №2» о взыскании заработной платы ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в десятидневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: И.Н. Кравчук