РЕШЕНИЕ по г/д № 2-1498/2011 о признании прекратившим права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета



                                      РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2011 года         г. БратскПадунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Чагочкиной М.В.,

при секретаре Власовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1498/2011 по иску Котовой А.Н. к Котову М.Н. о признании прекратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,

у с т а н о в и л:

         

Котова А.Н. обратилась в суд с иском, в котором указала, что ей принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Право собственности на данное жилое помещение ею приобретено на основании договора дарения квартиры от 06 декабря 2007 года, заключенного между ней и Филипповой В.В..

На основании указанного договора дарения квартиры ею было получено свидетельство о государственной регистрации права от 18 декабря 2007 года.

В настоящее время ответчик членом ее семьи не является, так как 17 сентября 2010 года брак между ними был расторгнут. Ответчик проживал в указанном жилом помещении с 2003 года по август 2010 года, а затем переехал в г. Красноярск. Ответчик не проживает в квартире и не оплачивает за нее. В данное время ей необходимо продать квартиру, однако регистрация ответчика препятствует ей в этом. Она неоднократно обращалась к ответчику с просьбой сняться с регистрационного учета, но он отказывается это сделать.

Просит суд признать Котова М.Н. прекратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> и снять его с регистрационного учета по указанному адресу.

В судебном заседании истец Котова А.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме и подтвердила выше изложенное.

В судебное заседание ответчик Котов М.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. В сообщении просил иск рассмотреть в его отсутствие, требования признал и просил выслать решение суда в г. Красноярск по указаному им адресу.

Третье лицо - представитель отдела управления федеральной миграционной службы России по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, сведения о причинах неявки суду не представил.

В соответствии ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Свидетель ФИО5 в суде показала, что <данные изъяты>

Свидетель ФИО6 в суде показала, что <данные изъяты>

Выслушав истца, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

В силу ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется путем: признания права, прекращения или изменения жилищного правоотношения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

           В пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» указано, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

           В силу ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

           Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

           В силу ст. 31 п. 1 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

          Как достоверно установлено в судебном заседании пояснениями истца, представленными допустимыми доказательствами в силу ст. 59-60 ГПК РФ, Котова А.Н. приобрела в собственность на основании договора дарения квартиры от 06 декабря 2007 года квартиру <адрес>.

          Данный договор дарения был зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 18 декабря 2007 года и выдано Котовой А.Н. свидетельство о государственной регистрации права от 18 декабря 2007 года.

Таким образом, совокупностью представленных доказательств установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 1, 2 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

           Справкой от 01 августа 2011 года ТСЖ «Поток» подтверждается, что в квартире <адрес> зарегистрированы: собственник Котова А.Н. и ответчик Котов М.Н. и их дочь ФИО8.

<данные изъяты>

В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик в принадлежащей Котовой А.Н. квартире совместно с ней не проживает, членом семьи истцу не приходится, совместное с ней хозяйство не ведет.

          Согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ и в соответствии с п. 13 Постановления пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» следует, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи.

           Исходя из выше изложенного, суд приходит к выводу, что Котов М.Н. не может быть признан членом семьи Котовой А.Н., а является бывшим членом семьи.

Соглашение о пользовании ответчиком принадлежащим Котовой А.Н. жилым помещением заключено не было, оснований для сохранения за Котовым М.Н. права пользования квартирой <адрес> судом не установлено.

В силу ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Судом установлено, что после прекращения права пользования квартирой, принадлежащей Котовой А.Н., ответчик выехал из данного жилого помещения, однако сохранил в ней регистрацию.

           В соответствии с п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года, граждане обязаны регистрироваться по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

В суде установлено, что ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>. Однако ответчик не проживает по указанному адресу, и обязан был сняться самостоятельно с регистрационного учета, что им не было сделано. По мнению суда, выше указанные требования Правил, ответчиком нарушаются, равно как и права Котовой А.Н., являющейся собственником данного жилого помещения на основании договора дарения.

Сама по себе регистрация или отсутствие таковой согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

          Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что требования Котовой А.Н. к Котову М.Н. о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета подлежит удовлетворению в полном объеме в соответствии с ст. 30, ч. 1, 4 ст. 31, 35 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,

р е ш и л :

           Заявленный иск Котовой А.Н. к Котову М.Н. о признании прекратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Признать Котова М.Н. прекратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> и снять его с регистрационного учета по указанному адресу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья:                                                                                         М.В.Чагочкина