Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 ноября 2011 Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе председательствующего судьи Кравчук И.Н. при секретаре Афониной Ю.П., с участием: представителя истца - старшего помощника прокурора Падунского района г. Братска Янковой Н.В., действующей на основании доверенности № 32 от 25.11.2011 г., сроком на один год, со всеми процессуальными правами, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1745/2011 по иску прокурора Падунского района г. Братска в интересах Высоких-Кручинина Ю.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» о признании действий незаконными, взыскании материального ущерба, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» (далее по тексту - ООО «ПКК-ПЯТЬ») с исковым заявлением в интересах Высоких-Кручинина Ю.И., в котором просит признать незаконными действия ООО «ПКК-ПЯТЬ», выразившиеся в неправильном начислении районного коэффициента к заработной плате Высоких-Кручинина Ю.И. взыскать с ООО «ПКК-ПЯТЬ» в пользу Высоких-Кручинина Ю.И. материальный ущерб в сумме <данные изъяты>, причиненный ему в результате занижения ответчиком размера районного коэффициента к заработной плате Высоких-Кручинина Ю.И. В обоснование иска указал, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических ООО «ПКК-ПЯТЬ» 10.06.2006 г. внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1063805013227. Решением Арбитражного суда Иркутской области данное юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него с 28.03.2011 года открыто конкурсное производство сроком до 19.12.2011 года, конкурсным управляющим утвержден Дроздов А.В. 30.06.2008 г. ООО «ПКК-ПЯТЬ», как работодатель, заключило с Высоких- Кручининым Ю.И., как работником, трудовой договор № 26, по условиям которого он с 01.07.2008 г. был принят на работу, на должность работника выгребных ям на период отсутствующего работника, впоследствии переведен на постоянную должность. В соответствии с п. 4 трудового договора Высоких-Кручинину Ю.И. был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. в месяц, надбавка к должностному окладу в размере 45 %, и предусмотрено начисление надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50 %, и районного коэффициента в размере 30%. Дополнительным соглашением № 12 от 10.02.2010 года работнику установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей с надбавкой к должностному окладу в размере 11%. Приказом № 03К от 20.06.2011 года Высоких-Кручинин Ю.И. уволен с 01.07.2011 года в связи с ликвидацией ООО «ПКК-ПЯТЬ» на основании п.1ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК Российской Федерации) Предусмотренный заключенным с Высоких-Кручининым Ю.И. трудовым договором размер районного коэффициента к заработной плате 1,3 не соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 316 ТК Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне единый районный коэффициент не установлен. Основываясь на постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года №76, глава администрации Иркутской области издал Постановление от 28 января 1993 года №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно пункту 1 которого на территории г. Братска и Братского района с 01 января 1993 года установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,4. По требованиям пункта 2 Постановления от 28 января 1993 года №9 затраты на выплату установленного районного коэффициента предприятия осуществляют за счет собственных средств. Исходя из изложенных требований законодательства, при трудоустройстве в ООО «ПКК-ПЯТЬ» Высоких-Кручинину Ю.И. должен был быть установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4. Таким образом, в результате допущенных работодателем нарушений требований Закона Высоких-Кручинину Ю.И ежемесячно недоначисляется районный коэффициент к заработной плате в размере 1,1 в месяц. По требованиям ст. 392 ТК Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пунктом 4 заключенного с Высоких-Кручининым Ю.И. трудового договора сроки выплаты заработной платы работнику установлены 12 и 26 числа ежемесячно. Исходя из установленных Законом сроков обращения за разрешением индивидуального трудового спора и предусмотренных трудовым договором сроков выплаты заработной платы, размер районного коэффициента к заработной плате Высоких-Кручинина Ю.И. подлежит перерасчету за последние три календарных месяца, то есть за июль, июнь и май 2011 года. В указанный период времени ответчик производил начисление районного коэффициента к заработной плате Высоких-Кручинина Ю.И. в размере 1,3, что свидетельствует о недоплате ответчиком районного коэффициента к заработной плате Высоких-Кручинина Ю.И. в размере 1,1 ежемесячно. По данным бухгалтерского учета предприятия за май - июль 2011 года недоплата районного коэффициента в размере 1,1 к должностному окладу Высоких-Кручинина Ю.И. составила <данные изъяты>., которая образует размер причиненного ему материального ущерба в результате неправильного начисления ответчиком размера районного коэффициента к его заработной плате. Недоначисление ответчиком районного коэффициента к заработной плате Высоких-Кручинина Ю.И. свидетельствует о нарушении работодателем обязанностей, предусмотренных ст. 22 ТК Российской Федерации в части выплаты Высоких-Кручинину Ю.И. причитающейся ему заработной платы в полном размере. В судебном заседании старший помощник прокурора Падунского района г. Братска Янкова Н.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Высоких-Кручинин Ю.И. состоял с ответчиком в трудовых отношениях с 30 июня 2008 года по 01 июля 2011 года, трудовым договором ему установлен, в том числе, районный коэффициент в размере 30%. При этом действующим законодательством предусмотрено, что районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в Иркутской области составляет 1,4. Таким образом, работодатель ежемесячно недоначислял Высоких-Кручинину Ю.И. районный коэффициент к заработной плате в размере 1,1 в месяц. Учитывая, что по данной категории дел установлен трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, районный коэффициент к заработной плате истца подлежит перерасчету за три месяца, предшествующих обращению в суд, - май, июнь, июль 2011 года, из справки о начисленной заработной плате Высоких-Кручинину Ю.И. за указанные месяцы следует, что размер недоплаченной заработной платы составляет сумму <данные изъяты>., которая образует размер причиненного ему материального ущерба в результате неправильного начисления ответчиком размера районного коэффициента к его заработной плате. На основании изложенного, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Истец Высоких-Кручинин Ю.И. в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представитель ответчика - конкурсный управляющий ООО «ПКК-ПЯТЬ» Дроздов А.В., действующий на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011г., в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, согласно заявления просит рассматривать дело в его отсутствие, пояснил, что исковые требования о признании незаконными действия ООО «ПКК-ПЯТЬ», выразившиеся в неправильном начислении районного коэффициента 1,3 и взыскании с ООО «ПКК-ПЯТЬ» материального ущерба в пользу Высоких-Кручинина Ю.И. в сумме <данные изъяты>., признает в полном объеме. Выслушав пояснения старшего помощника прокурора Падунского района г. Братска Янковой Н.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В силу ч.1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК Российской Федерации), исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В силу ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на: своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; В соответствии со ст. 22 ТК Российской Федерации работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; Согласно ст. 129 ТК Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с ч. 1 ст. 316 ТК Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 (в ред. от 29.12.2004 года) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, …, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 423 ТК Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964г. N380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в г. Братске Иркутской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30. Согласно п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» от 4 февраля 1991г. N76 предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. Как следует из Постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», с учетом действующих в настоящее время районных коэффициентов на предприятиях области постановлено с 1 января 1993г. установить, выравнив, единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере: 1,4 - на территории г. Братска, Братского района. Согласно п. 2 затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов. Согласно копии выписки Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области по состоянию на 01.10.2011 г. ООО «ПКК-ПЯТЬ» является предприятием-банкротом на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011г. Согласно копии решения Арбитражного суда Иркутской области по делу А-19-12414/10-68 от 04.04.2011г. ООО «ПКК-ПЯТЬ» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Дроздов А.В.. Согласно копии приказа № 56-К от 30.06.2008 года Высоких Ю.И. принят на работу в ООО «ПКК-ПЯТЬ» с 01.07.2008 года рабочим по благоустройству (выгребные ямы). В соответствии с копией трудового договора №26 от 30 июня 2008 года, заключенного между ООО «ПКК-ПЯТЬ» (работодателем) и Высоких-Кручининым Ю.И. (работником), работник принимается на работу по должности рабочего выгребных ям с 01.06.2008 года по 25.08.2008 г. на период отпуска Голиковой А.И.. Согласно п. 4.2. ему установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., процентная надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%, районный коэффициент - 30%, надбавка 45% к должностному окладу (месячной тарифной ставке). Из копии дополнительного соглашения №2 от 10.02.2010 года к трудовому договору, заключенному с Высоких-Кручининым Ю.И., № 26 от 30.06.2008 года следует, что с 01 января 2009 года п. 4.2. трудового договора изложен в следующей редакции: работнику установлена надбавка к должностному окладу 119%. Из копии дополнительного соглашения №12 от 01.04.2010 года к трудовому договору, заключенному с Высоких-Кручининым Ю.И., № 2 от 10.04.2010 года следует, что с 01 марта 2010 года п. 4.2. трудового договора изложен в следующей редакции: работнику установлен оклад в размере <данные изъяты> руб. в месяц, надбавка к должностному окладу 11%. Согласно копии справки №4 о начисленной заработной плате Высоких-Кручинину Ю.И. начислена заработная плата <данные изъяты> Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что истец Высоких-Кручинин Ю.И. с 01 июля 2008 года по 01 июля 2011 г. состоял в трудовых отношениях с ответчиком ООО «ПКК-ПЯТЬ» в должности работника выгребных ям. Месячный оклад Высоких-Кручинина Ю.И. составлял <данные изъяты> рублей, ему выплачивалась надбавка к окладу в размере 11%, что составляет <данные изъяты>., районный коэффициент в размере 1,3, что составляет <данные изъяты>. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела. Ответчик зарегистрирован в г. Братске, и свои должностные обязанности, как работник ООО «ПКК-ПЯТЬ», Высоких-Кручинин Ю.И. выполнял в г. Братске, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что сторонами также не оспаривается. Прокурор считает, что право истца на получение заработной платы в полном объеме нарушено в связи с недоплатой ему ответчиком ежемесячно районного коэффициента в размере 1,1, так как в г. Братске Иркутской области на основании Постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 года №9 установлен единый районный коэффициент 1,4, а истцу выплачивался 1,3. Представитель ответчика против указанных доводов не возражал, считает требования истца правомерными, не возражал против их удовлетворения в полном объеме. Суд считает возможным принять от ответчика признание иска, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действиями ответчика ООО «ПКК-ПЯТЬ» нарушено гарантированное Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской Федерации право истца на вознаграждение за труд. В связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Выслушав пояснения старшего помощника прокурора, изучив заявление представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно части 1 статьи 316 ТК Российской Федерации размер районного коэффициента устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако, на сегодняшний день такой нормативный акт не принят. Поэтому в соответствии со статьей 423 ТК Российской Федерации на территории Российской Федерации могут применять нормативные акты бывшего СССР, не противоречащие действующему ТК Российской Федерации. Так, в соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964г. N380/П-18 в г. Братске Иркутской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,3. Вместе с тем, позднее было принято постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года №76, пунктом 13 которого облисполкомам предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. На основании указанного пункта 28 января 1993 года Постановлением главы администрации Иркутской области установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,4 на территории г. Братска, Братского района с 01 января 1993 года. Оба постановления на сегодняшний день являются действующими. Суд считает, что глава администрации Иркутской области, принимая данное постановление во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1991 года N76, действовал в пределах полномочий, предоставленных законом, и правомерно установил единый районный коэффициент на территории г. Братска, Братского района в размере 1,4. Кроме того, согласно данным постановлениям затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств. Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 года №66-Г08-1 судом проверялись пункты 1 и 2 Постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года №9, из которых следует, что с 01 января 1993 года на территории г. Братска и Братского района установлен единый районный коэффициент в размере 1,4 и предусмотрено, что затраты на выплату установленных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств, бюджетными организациями за счет соответствующих бюджетов. Проверив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что данные пункты не противоречат действующему законодательству. Указанным Определением Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» было отказано. Следовательно, Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 года №9 является законным и обоснованным. Таким образом, суд считает, что доводы истца нашли своё подтверждение по указанным выше обстоятельствам. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что, установив Высоких-Кручинину Ю.И. районный коэффициент в размере 1,3 вместо 1,4, ответчик ООО «ПКК-ПЯТЬ» допустил нарушение гарантированного Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской Федерации право истца на справедливое и в полном объеме вознаграждение за труд. В связи с чем, требования прокурора в интересах Высоких-Кручинина Ю.М. о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в неправильном начислении районного коэффициента к заработной плате истца в размере 1,3 подлежат удовлетворению. Также прокурор просит взыскать с ООО «ПКК-ПЯТЬ» в пользу Высоких-Кручинина Ю.И. материальный ущерб в сумме <данные изъяты>, причиненный ему в результате занижения ответчиком размера районного коэффициента к заработной плате. Требования заявлены за три месяца - май, июнь, июль 2011 года. Из представленной справки о начисленной заработной плате Высоких-Кручинину Ю.И. следует, что за май, июнь и июль 2011 г. истцу была начислена заработная плата <данные изъяты>. с учетом районного коэффициента 30 %. При расчете заработной платы за указанные три месяца, с учетом районного коэффициента 40%, она составляет <данные изъяты>. Разница в начислении районного коэффициента составила <данные изъяты>., данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Так как судом было установлено, что начисление районного коэффициента в размере 1,3 незаконно, следовательно, суду необходимо рассчитать недоплаченный истцу районный коэффициент, который составит 1,1 в месяц. Таким образом, за май 2011 года истцу недоплачен районный коэффициент в сумме: <данные изъяты>. За июнь 2011 года: <данные изъяты>. За июль 2011 года: <данные изъяты> Всего за май - июль 2011 года истцу недоплачен районный коэффициент в сумме: <данные изъяты>., данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу Высоких-Кручинина Ю.И., как сумма недоплаченного районного коэффициента в размере 1,1 ежемесячно за период с мая по июль 2011 года. Оценивая все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В силу ст. 393 ТК Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. В силу ч.1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в пользу государства госпошлина в размере <данные изъяты> рублей, исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК Российской Федерации. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять», выразившиеся в неправильном начислении районного коэффициента к заработной плате Высоких-Кручинина Ю.И. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» в пользу Высоких-Кручинина Ю.И. материальный ущерб в сумме <данные изъяты>. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» госпошлину в госдоход в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: И.Н.Кравчук