РЕШЕНИЕ по г/д № 2-130/2012 о признании незаконным бездействия



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н ем Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

06 февраля 2012 года         

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гольцверт Ю.П.,

при секретаре Костенко В.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г. Братска Серёдкина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-130/2012 по иску Прокурора города Братска в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Транслес» о признании незаконным бездействия, обязании предоставления сведений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Транслес», в котором просит признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Транслес» по непредставлению индивидуальных сведений на застрахованных лиц в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе в установленный срок, обязать общество с ограниченной ответственностью «Транслес» представить в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Братске и Братском районе индивидуальные сведения на застрахованных лиц, в соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном персонифицируемом учете в системе обязательного пенсионного страхования» 27-ФЗ за второй квартал 2011 года.

В обоснование иска указал следующее. Прокуратурой г.Братска проведена проверка по информации Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе о нарушении требований пенсионного законодательства в части непредставления индивидуальных сведений в ПФ на застрахованных лиц ООО «Транслес», ОГРН 1093805001520, чем ущемляют пенсионные права застрахованных лиц в системе пенсионного страхования.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 01.04.1999 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о застрахованных лицах.

Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской федерации зачисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемые особыми условиями труда, работой в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь предоставляет сведения индивидуального (персонифицируемого) учета до 15 июля 2011г.

Указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.

Между тем ООО «Транслес» в нарушение предписаний указанного закона, требуемые индивидуальные сведения на застрахованных лиц в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе в установленный срок не представлены. Более того, данные сведения не представлены до сих пор, чем грубо нарушаются права застрахованных граждан на пенсионное обеспечение.

Одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ). В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда от 20.01.2003г. в редакции от 24.06.2008г. «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» дела об оспаривании решений, действий, бездействий учреждений, предприятий, организации, объединений, общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поводом для обращения в суд прокурора с указанным заявлением послужила необходимость защиты интересов работников ООО «Транслес». При этом принято во внимание то, что представление индивидуальных сведений не связано с деятельностью конкретного работника, а направлено на обеспечение пенсионных прав всех работников общества. Поскольку целью индивидуального (персонифицируемого) учета является информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в пенсионный фонд РФ, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования, упрощения порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам. Кроме того, статьей 5 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» установлено, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. В соответствии со ст. 24 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Реализацией указанной нормы относительно системы обязательного пенсионного страхования являются дотации в Пенсионный фонд РФ из средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Братска Серёдкин Е.В. исковые требования поддержал и подтвердил вышеизложенное.

Представитель ответчика - руководитель ООО «Транслес» Ганюшкин Д.А. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица - Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещён.

Выслушав представителя истца Середкина Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора города Братска подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7, 39 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. В силу ст.ст.6, 7 страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются, в том числе, граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальной (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», на страхователя возложена обязанность по представлению в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, при этом ст.1 данного закона установлено, что страхователями являются, в том числе, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Транслес» зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Братске и Братском районе с 24 ноября 2009 года, регистрационный номер , и является действующим юридическим лицом. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 30 января 2012 года, предоставленной Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Статьей 15 данного Федерального Закона на страхователя возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Как следует из сообщения заместителя начальника УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе от 21.12.2011г., по состоянию на 21.12.2011г. страхователем ООО «Транслес» ) не представлены индивидуальные сведения на работников за 2 квартал 2011 года.

В соответствии с письмом начальника УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Лойчиц А.И. от 30.11.2011г., ООО «Транслес» не представил индивидуальные сведения за 2 квартал 2011 года о застрахованных лицах в соответствии с ФЗ от 01.06.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

В материалы дела представлена копия уведомления УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе от 06.10.2011г., которым ООО «Транслес» предложено в связи с произведённым в 2011 году перечислением на обязательное пенсионное страхование в ПФР в г. Братске и Братском районе предоставить индивидуальные сведения о стаже и начисленных страховых взносах работников за второй квартал 2011г., а также предоставить расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в Пенсионный Фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1) в срок до 24.10.2011г.

Доказательств того, что со стороны ответчика - ООО «Транслес» выполнены вышеуказанные требования закона, и в УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе представлены индивидуальные сведения на работников за 2 квартал 2011 года, суду не представлено, чем нарушены требования ст.56 ГПК РФ.

В соответствии со ст.13 ФЗ от 17.01.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», трудовые пенсии в РФ назначаются по данным индивидуального (персонифицированного) учёта.

Суд считает, что непредставление указанных сведений страхователем ущемляют права застрахованных лиц в области пенсионного страхования. Отсутствие указанных сведений по вине страхователя влечёт за собой задержку в назначении пенсии, уменьшении её размера, а в некоторых случаях может также послужить основанием для отказа в назначении пенсии, чем со стороны ответчика ущемляются права работников.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Судом достоверно установлено, что в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 № 27- ФЗ, ответчик ООО «Транслес» не представил в установленный срок в орган Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, вследствие чего, указанное бездействие ответчика является незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поскольку судом установлено, что незаконное бездействие ответчика ООО «Транслес» нарушает права неопределенного круга застрахованных лиц в области пенсионного обеспечения, суд считает правильном возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения, путем представления в Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в г.Братске и Братском районе индивидуальных сведений на застрахованных лиц за II квартал 2011 года, в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», и установить срок для устранения данного нарушения - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче данного искового заявления неимущественного характера надлежало уплатить государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах, учитывая удовлетворение иска в полном объеме, с ответчика ООО «Транслес» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Братска в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Транслес» о признании незаконным бездействия, обязании предоставления сведений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Транслес» по непредставлению индивидуальных сведений на застрахованных лиц в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе в установленный срок.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Транслес» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Братске и Братском районе индивидуальные сведения на застрахованных лиц, в соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицируемом учете в системе обязательного пенсионного страхования» за второй квартал 2011 года.

Взыскать с ООО «Транслес» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья:          (подпись)       Ю.П. Гольцверт