О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 марта 2012 года г.Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Бахаровской Ю.Н.,
при секретаре Березовской Л.В.,
с участием представителя истцов Муштаева В.Н., действующего на основании доверенностей от 08.05.2010г., 20.06.2011г., 04.05.2010г., 08.07.2009г., 04.05.2009г.,
представителя ответчика - Военного комиссариата Иркутской области Новохатского С.В., действующего на основании доверенности № 221 от 12.03.2012г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании соединенное гражданское дело № 2-507/2012 по исковым заявлениям Осинцева Ю.С., Заливахиной С.М., Семакина В.Ю., Черняцкого В.Ф., Зайцева В.Л. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании задолженности по пенсии, возложении обязанности выплачивать пенсию, производить перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Осинцев Ю.С., Заливахина С.М., Семакин В.Ю., Черняцкий В.Ф., Зайцев В.Л. обратились в суд с исковыми заявлениями к Военному комиссариату Иркутской области, в которых просили взыскать с военного комиссариата в их пользу задолженность по пенсии в указанном истцами размере, образовавшуюся по состоянию на 01 мая 2012г., возложить на ответчика обязанность выплачивать пенсию с 01 мая 2012г. в заявленном размере, а также при увеличении составляющих для исчисления пенсии, производить перерасчет пенсии.
Определением Падунского районного суда г.Братска Иркутской области от 19.03.2012г. гражданские дела по указанными исковым заявлениям объединены в одном производство.
В судебное заседание истцы Осинцев Ю.С., Заливахина С.М., Семакин В.Ю., Черняцкий В.Ф., Зайцев В.Л. не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, доверили представление своих интересов Муштаеву В.Н.
В соответствии со ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Представитель истцов Осинцева Ю.С., Заливахиной С.М., Семакина В.Ю., Черняцкого В.Ф., Зайцева В.Л. – Муштаев В.Н., действующий на основании доверенностей со всеми правами, в судебном заседании возражал против передачи дела по подсудности в другой суд – по месту нахождения юридического лица – Военного комиссариата Иркутской области, поскольку обособленное подразделение – отдел Военного комиссариата Иркутской области в г.Братск является фактически филиалом Военного комиссариата Иркутской области со всеми правами, заявленные истцами требования должны разрешаться именно в Падунском районном суде г.Братска Иркутской области в соответствии с требованиями ст.29 ч.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей альтернативную подсудность по выбору истца.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Иркутской области Новохатский С.В., действующий на основании доверенности со всеми правами, рассмотрение исковых требований Осинцева Ю.С., Заливахиной С.М., Семакина В.Ю., Черняцкого В.Ф., Зайцева В.Л. полагал необходимым передать по подсудности в Кировский районный суд г.Иркутска – по месту нахождения юридического лица Военного комиссариата Иркутской области, суду пояснил, что надлежащим ответчиком по делу является Военный комиссариат Иркутской области, который расположен в г. Иркутске, ул. Ударника, д. 4, при этом филиалов либо представительств у ответчика не имеется. В г. Братске находится структурное подразделение Военного комиссариата Иркутской области - Отдел военного комиссариата Иркутской области по городу Братск, которое поставлено на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области по адресу: г. Братск, ул.Рябиновая, д. 11. Данный отдел не является филиалом либо представительством юридического лица Военного комиссариата Иркутской области, равно как и помещение, которое занимает военный комиссариат, расположенное по ул.Гидростроителей, 16 г.Братска. Кроме того, выплата пенсии лицам, уволенным с военной службы, осуществляется Военным комиссариатом Иркутской области.
Выслушав пояснения представителя истцов, представителя ответчика суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть указаны наименование ответчика, при этом, если ответчиком является организация, ее место нахождения.
По общим правилам подсудности, предусмотренным в ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Положениями ч. 2 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлена также подсудность по выбору истца, в соответствии с которой иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может также быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Согласно ч.1 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Под представительством юридического лица понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, о чем свидетельствует ч. 1 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Филиалом же юридического лица, как следует из ч. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В силу ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Из содержания исковых заявлений Осинцева Ю.С., Заливахиной С.М., Семакина В.Ю., Черняцкого В.Ф., Зайцева В.Л., а также пояснений представителя истцов Муштаева В.Н., данных им в судебном заседании, следует, что исковые требования ими предъявлены к Военного комиссариату Иркутской области, однако, пользуясь правом, предусмотренным ч. 2 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования предъявлены по месту нахождения филиала или представительства Военного комиссариата Иркутской области, а именно, обособленного подразделения Военного комиссариата Иркутской области – Отдела по г.Братску, расположенного по адресу: г.Братск-12, ул. Гидростроителей, 16.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президент Российской Федерации утверждает положения о военных комиссариатах.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132 Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.
Военный комиссариат имеет печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства.
Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Решение о создании, реорганизации и ликвидации военных комиссариатов: субъектов Российской Федерации; муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района; объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований принимает Министр обороны Российской Федерации.
Организация деятельности военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица серии 38 №0018512, Военный комиссариат Иркутской области, местонахождение: 664011, Россия, г.Иркутск, ул. Ударника, 4, постановлен на учет по месту нахождения в ГНИ по Правобережному округу г.Иркутска. На основании свидетельства серии 38 №001607774, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице – Военном комиссариате Иркутской области. В соответствии с выпиской из приказа военного комиссариата Иркутской области №310 от 30.11.2009г. о реорганизации (переводе на новый штат) военного комиссариата Иркутской области, с 01.12.2009г. приказано военный комиссариат г.Братска Иркутской области считать реорганизованным путем присоединения в военный комиссариат Иркутской области, в качестве структурных подразделений военного комиссариата приказано иметь отдел (военного комиссариата Иркутской области по городу Братску, муниципальный-1 разряда, дислокация – г.Братск).
В соответствии с приказом Военного комиссариата Иркутской области № 308 от 30.11.2009г. «Об утверждении Положения об отделах военного комиссариата Иркутской области по муниципальным образованиям» в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации № Д-79 дсп от 29.08.2009г. «Об организационных мероприятиях, проводимых в военных комиссариатах в 2009 году», Директивой штаба СибВО № 39 дсп от 28.10.2009г. «Об организационных мероприятиях, проводимых в военных комиссариатах Сибирского военного округа» утверждено Положение об отделах военного комиссариата Иркутской области по муниципальным образованиям.
Согласно п. 2 данного Положения, отделы военного комиссариата являются структурными подразделениями Военного комиссариата Иркутской области. В перечне отделов Военного комиссариата Иркутской области значится отдел военного комиссариата Иркутской области по г. Братск.
На основании приказа Военного комиссариата Иркутской области № 59/1 от 06.04.2010г. «О создании обособленных подразделений Военного комиссариата Иркутской области без права ведения бухгалтерского учета» во исполнение директив Министра обороны Российской Федерации от 29.08.2009 № Д-79 дсп, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 19.09.2009 № 314/2/3539, командующего войсками СибВО от 28.10.2009 № 39, с 06 апреля 2010 года создано обособленное подразделение, в том числе, отдел (военного комиссариата Иркутской области по городу Братск), место нахождения подразделения: дисклокация- г. Братск.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц также подтверждается, что военный комиссариат города Братск Иркутской области прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения, а Военный комиссариат Иркутской области продолжает деятельность после завершения реорганизации, расположено юридическое лицо в г. Иркутске, ул. Ударника, д. 4. Реорганизуемыми юридическими лицами, правопреемниками которых является создаваемое юридическое лицо, являются военный комиссариат г. Братска, Падунский районный военный комиссариат г. Братска. Правопреемником является Военный комиссариат Иркутской области.
Как следует из уведомления о постановке на учет Российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации №1267097 от 05.05.2010г., Военный комиссариат Иркутской области состоит на учете по месту своего нахождения в Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска, кроме того, его обособленное подразделение - Отдел военного комиссариата Иркутской области по г.Братску, адрес: 665717, Иркутская область, г.Братск, ул. Рябиновая, 11, поставлен на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области.
Тщательно проанализировав представленные суду доказательства, принимая во внимание, что Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», не предусмотрено создание филиалов или представительств у военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, учитывая также то, что военный комиссариат города Братск Иркутской области прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Военному комиссариату Иркутской области, а Отдел Военного комиссариата Иркутской области по г.Братску на основании приказа Военного комиссариата Иркутской области № 308 от 30.11.2009г. является структурным подразделением, суд приходит к выводу, что указанный отдел Военного комиссариата Иркутской области по г.Братску не является ни филиалом, ни представительством Военного комиссариата Иркутской области, равно как не обладает признаками, предусмотренными ч. 1 и 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, из содержания ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, между тем, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о наличии представительств и филиалов у Военного комиссариата Иркутской области не имеется.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
При этом, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Постановка же на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Таким образом, сама по себе постановка Отдела военного комиссариата Иркутской области по г.Братску на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области не может служить основанием для признания данного Отдела филиалом или представительством юридического лица, такая постановка на учет осуществляется в целях проведения налогового контроля.
Кроме того, из обоснования исковых требований следует, что предметом спорных правоотношений является соблюдение требований закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, при этом спор вытекает из деятельности Военного комиссариата Иркутской области, поскольку им производится начисление и выплата пенсии истцам.
На основании изложенного, учитывая отсутствие филиалов или представительств Военного комиссариата Иркутской области в г.Братске, принимая во внимание, что исковые требования связаны с пенсионными правоотношениями, вытекающих из деятельности Военного комиссариата Иркутской области, местом нахождения которого является г.Иркутск, ул.Ударника, д. 4, отсутствия оснований для применения положения ст. ст. 29, 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, исходя из требований ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что в ходе рассмотрения данного дела выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности, поэтому дело подлежит передаче на рассмотрение другого суда по подсудности в Кировский районный суд г.Иркутска, расположенного по адресу: 664011, г.Иркутск, ул. Желябова, 6.
Руководствуясь ст.ст. 33, 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Передать гражданское дело №2-507/2012 по исковым заявлениям Осинцева Ю.С., Заливахиной С.М., Семакина В.Ю., Черняцкого В.Ф., Зайцева В.Л. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании задолженности по пенсии, возложении обязанности выплачивать пенсию, производить перерасчет пенсии для рассмотрения по существу по подсудности в производство Кировского районного суда г.Иркутска.
На определение может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд в течение пятнадцати дней через Падунский районный суд г.Братска Иркутской области.
Судья: Ю.Н.Бахаровская