РЕШЕНИЕ по г/д № 2-571/2012 о возложении обязанности восстановить ограждение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2012 года Падунский районный суд г. Братска Иркутской области

в составе:

председательствующего судьи                                              Гусаровой Л.В.,

при секретаре                                                                           Бак Т.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Падунского района г. Братска Граниной Ю.Ю.,

представителя ответчика администрации муниципального образования города Братска – Обожиной С.Н., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 г., сроком по 31.12.2012 г., со всеми процессуальными правами,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-571/2012 по исковому заявлению прокурора Падунского района г. Братска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2» муниципального образования города Братска, администрации муниципального образования города Братска о возложении обязанности восстановить ограждение вокруг территории учреждения,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2» муниципального образования города Братска (далее – МБОУ «О(С)ОШ № 2), администрации муниципального образования города Братска (далее по тексту – администрация г. Братска), в котором просил обязать администрацию МБОУ «О(С)ОШ № 2» г. Братска и администрацию г. Братска восстановить ограждение вокруг территории учреждения – МБОУ «О(С)ОШ № 2» г. Братска.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Падунского района г. Братска проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В ходе проверки установлено, что в МБОУ «О(С)ОШ № 2» муниципального образования г. Братска частично отсутствует ограждение территории учреждения, что является нарушением требований закона.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.

Общеобразовательное учреждение является потенциальным объектом для террористических посягательств, вследствие постоянного пребывания в нем несовершеннолетних граждан и отсутствия специализированной охраны. Отсутствие целостного ограждения образовательного учреждения нарушает требования федерального законодательства о праве несовершеннолетних на безопасное пребывание в учреждении.

В соответствии со ст. 25 Устава муниципального образования города Братска, утвержденного решением Братской городской Думы от 31.07.1998 г. № 187/г-Д, составляющей структуры органов местного самоуправления г. Братска является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация г. Братска, которая на основании ст. 39 Устава обладает правами юридического лица.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение действует в соответствии с Уставом, который утверждается учредителем (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Пункт 1.2 Устава МБОУ «О(С)ОШ» № 2» предусматривает, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование города Братска. Функции собственника осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска.

В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, администрация г. Братска от имени муниципального образования г. Братска обладает правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 ГК Российской Федерации, и соответственно на основании ст. 210 ГК Российской Федерации обязана нести бремя содержания имущества.

Статьей 45 Конституции РФ гарантируется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 35 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Выявленные в ходе проверки нарушения ставят в незащищенное состояние жизнь, здоровье и имущество лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся МБОУ «О(С)ОШ № 2», и не гарантируют защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения террористических посягательств, снижения тяжести их последствий.

Впоследствии прокурор Падунского района г. Братска уточнил заявленные исковые требования, просил обязать администрацию МБОУ «О(С)ОШ № 2» г. Братска, и администрацию муниципального образования города Братска восстановить ограждение вокруг территории учреждения – МБОУ «О(С)ОШ № 2» г. Братска в разумный срок, а именно, в срок до 01.09.2012 года.

Помощник прокурора Падунского района г. Братска Гранина Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске, дополнений не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Братска по доверенности Обожина С.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в соответствии с Уставом муниципального образования города Братска администрация г. Братска является органом местного самоуправления города Братска. По рассматриваемому гражданскому делу администрация г. Братска привлечена в качестве ответчика, поскольку в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Т.е. в данном случае речь идет о публичных правоотношениях, и администрация города Братска выступает, как носитель властных полномочий. Таким образом, требования прокурора Падунского района города Братска к администрации города Братска не могут быть рассмотрены в исковом производстве.

Администрация города Братска не является тем субъектом, деятельность которого связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся. Таким образом, СанПиН 2.4.2.2821-10 не распространяется на администрацию г. Братска.

В целях реализации полномочия органов местного самоуправления пообустройству прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательныхучреждений территорий администрацией города Братска разработана и утвержденаведомственная целевая программа развития департамента образования администрациигорода Братска «Безопасное детство» на 2012-2014 годы.

В целях реализации ведомственной программы приказом начальника департамента образования от 23.04.2012 № 260 утвержден план мероприятий на 2012 год, в соответствии с которым устройство ограждений на территории МБОУ «О(С)ОШ № 2» будет выполнено до 31.08.2012 г.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена лишь за причинение вреда личности или имуществу гражданина. Установленному запрету на нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения корреспондирует ответственность, предусмотренная статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом названного административного правонарушения выступают не гражданские правоотношения, а общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, заявленное прокурором Падунского района города Братска требование не может быть удовлетворено, поскольку судебное решение об этом приведет к установлению дополнительной ответственности – судебной ответственности, не предусмотренной действующим законодательством.

На основании изложенного, просила суд отказать в удовлетворении требований прокурора Падунского района г. Братска.

Представитель ответчика МБОУ «О(С)ОШ № 2» – и.о. директора Бугелис О.Ю., в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, представителя администрации г. Братска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту – Закон «Об образовании») образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закон «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации Закон «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

В соответствии с п. 1.3 вышеуказанного СанПиНа санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК Российской Федерации) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Согласно ч. 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решения суда должно быть исполнено.

Согласно приложению 1 к ведомственной целевой программе развития департамента образования администрации города Братска «Безопасное детство» на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования города Братска от 14.11.2011 г. № 2484, «Система программных мероприятий ведомственной целевой программы развития департамента образования администрации города Братска «Безопасное детство» на 2012-2014 гг.» одной из задач по улучшению материально-технической базы образовательных учреждений города Братска являются мероприятия по устройству ограждений территорий образовательных учреждений города Братска.

Как следует из приказа начальника департамента образования администрации г. Братска от 23.04.2012 г. № 260 утвержден план мероприятий на 2012 год в рамках реализации ведомственной целевой программы развития «Безопасное детство» на 2012-2014 годы в новой редакции, согласно которому предусмотрено в срок до 31.08.2012 г. реализовать мероприятие по устройству ограждений территорий образовательных учреждений города Братска, в том числе, МБОУ «О(С)ОШ № 2».

Судом установлено, что согласно Уставу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2» муниципального образования г. Братска, утвержденного приказом и.о. начальника департамента образования администрации города Братска от 21.12.2011 г. № 917, Учреждение переименовано на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска от 27.09.2011 г. № 1200 из муниципального общеобразовательная учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2», является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование г. Братска.

Согласно копии Положения об администрации муниципального образования города Братска, утвержденного решением Думы г. Братска от 28.08.2006 г. № 193/г-Д, администрация города Братска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (п. 1); администрация города Братска может от имени муниципального образования города Братска приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде (п. 3).

Из копии ответа на запрос от 05.09.2011 г. следует, что Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе ставит и.о. прокурора Падунского района в известность, что при проведении приемки образовательных учреждений в МОУ (О)СОШ № 2 выявлены следующие замечания: выполнить ограждения участка.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серии 38 АГ № 824868 от 10.07.2008 года в постоянном (бессрочном) пользовании у Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2» находится земельный участок по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Падун, ул. Гидростроителей, уч. 83.

Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права серии АГ № 824870 от 10.07.2008 г. в постоянном (бессрочном) пользовании у Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2» находится земельный участок по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Падун, ул. Гидростроителей, уч. 80.

Согласно копии свидетельства серии 38 № 003162661 в Единый государственный реестр юридических лиц 11.10.2011 г. внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы МБОУ «О(С)ОШ № 2».

Из копии акта обследования МОУ «О(С)ОШ № 2» от 20.03.2012 г., составленного начальником ОУУП и ПДН ОП № 3 УМВД России по г. Братску, начальником ОУУП ОП № 3 УМВД России по г. Братску, начальником ПДН ОП № 3 УМВД по г. Братску, следует, что МОУ «О(С)ОШ № 2» предложено принять исчерпывающие меры к восстановлению ограждения школы.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что действительно вокруг территории МБОУ «О(С)ОШ № 2» частично отсутствует ограждение. Данный факт подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

Таким образом, установлено нарушение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые являются обязательными для исполнения при организации учебного процесса и направлены на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, на их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Поскольку факт нарушения требований об установке ограждения вокруг территории образовательного учреждения судом установлен, то в целях обеспечения безопасности образовательного процесса, а также учитывая, что надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, охране подведомственной территории, зданий и сооружений МБОУ «О(С)ОШ № 2» не приняты, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора Падунского района г. Братска о возложении обязанности восстановить ограждение вокруг территории школы.

При этом суд полагает, что данная обязанность должна быть возложена на обоих ответчиков по следующим основаниям:

Уставом МБОУ «О(С)ОШ № 2» подтверждается, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом. За МБОУ «О(С)ОШ № 2» закреплен земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположено здание школы. МБОУ «О(С)ОШ № 2» в соответствии с Законом «Об образовании» несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

При этом в соответствии с положениями Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, что учредителем МБОУ «О(С)ОШ № 2» является муниципальное образование г. Братска. Из представленного ответчиком положения об администрации г. Братска следует, что администрация г. Братска является органом местного самоуправления и может от имени муниципального образования г. Братска приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде.

Таким образом, довод представителя ответчика о том, что администрация г. Братска не может выступать ответчиком по делу, является несостоятельным.

Кроме того, суд не может согласиться с представителем ответчика в том, что в данном случае речь идет о публичных правоотношениях, и администрация г. Братска выступает как носитель властных полномочий. Так, прокурором подано исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации им выбран такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, рассматриваемый по правилам искового производства.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц, в первую очередь, понимаются дети, учащиеся в МБОУ «О(С)ОШ № 2», и за ними должно быть признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, в данном случае, путем обеспечения определенных мер безопасности.

Доводы представителя ответчика администрации г. Братска, изложенные в ее возражениях, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором Падунского района г. Братска требований.

При этом, суд учитывает, что действительно администрацией г. Братска утверждена ведомственная целевая программа развития департамента образования администрации г. Братска «Безопасное детство» на 2012-2014 годы, из которой следует, что разработана система мероприятий по установке ограждений вокруг школ, а также заложены расходы на их установку, срок устройства ограждения, в том числе МБОУ «О(С)ОШ № 2», установлен до 31.08.2012 г.

Учитывая изложенное, а также положения ст. 206 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиками своих обязанностей по установке ограждения по периметру образовательного учреждения – до 01.09.2012 года, данный срок суд находит разумным.

    Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Падунского района г. Братска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная (сменная) общеобразовательная школа № 2» муниципального образования города Братска и администрацию муниципального образования города Братска восстановить ограждение вокруг территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная (сменная) общеобразовательная школа № 2» муниципального образования города Братска в срок до 01 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л.В.Гусарова