РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2012 года г.Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Бахаровской Ю.Н.,
при секретаре Березовской Л.В.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Падунского района г.Братска Крат О.Н.,
представителя истца – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, третьего лица Администрации города Братска – Москаленко О.Н., действующей на основании доверенности №50 от 03.07.2012 года и №72/01/12 от 11.01.2012 года,
ответчика Глазковой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-807/2012 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к Глазковой Т.Л., Глазкову О.С. о принудительном изъятии в собственность муниципального образования жилого помещения путем его выкупа, прекращении права собственности Глазковой Т.Л. на жилое помещение, прекращении права пользования Глазкова О.С. жилым помещением путем снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска обратился в суд с иском к Глазковой Т.Л., Глазкову О.С., в обоснование которого указал, что Глазкова Т.Л. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.03.2004 года.
С 2005 года в городе Братске действует муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019 гг.», которая разработана для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде и утверждена решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 73/г-Д.
В рамках формирования программы составлен сводный реестр ветхих и аварийных жилых домов в городе Братске.
В целях реализации муниципальной целевой программы постановлением мэра города Братска от 27.02.2007 № 480 утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу», которое регулирует отношения, возникающие в связи с выселением граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, находящихся на территории муниципального образования города Братска.
В настоящем Положении утвержден порядок и условия выкупа жилых помещений у собственников в связи со сносом дома, а именно: жилые помещения, расположенные в доме, подлежащем сносу, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежат выкупу. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения им может быть предоставлено другое помещение взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену изымаемого помещения.
При этом, собственник жилого помещения заключает с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска соглашение о выкупной цене жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
На основании Соглашения и заявления о заключении договора мены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска готовит проект постановления администрации города Братска о мене жилых помещений и заключает договор мены изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.02.2011г. № 260 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2011 году.
Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 21.03.2011 № 445 утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа города Братска за счет средств бюджета города Братска, выделенных в 2010 году, где Глазковой Т.Л., проживающей по адресу: <адрес> (общей площадью 33,4 кв.м.), предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (общей площадью 34,0 кв.м.).
В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на регистрационном учете состоит, кроме Глазковой Т.Л., ее сын – Глазков О.С.. Члены семьи собственника, в соответствии со ст.292 Гражданского кодекса Российской Федерации, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим жилым помещением. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, т.е. право пользования жилым помещением в данном случае прекращается у всех лиц, проживающих в нем на момент смены собственника этого жилого помещения.
Однако Глазкова Т.Л. с членом своей семьи переселяться в предоставляемое ей жилое помещение категорически не желает.
Оценочной компанией ООО «Зеленый мыс» на основании договора № 23 от 24.08.2011, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации города Братска, была произведена оценка рыночной стоимости жилого помещения по адресу: <адрес>. Согласно представленному отчету № 11-622/3 от 29.08.2011 года, стоимость объекта оценки определена в размере <данные изъяты> рублей.
Глазковой Т.Л. было предложено выкупить у нее принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение по цене <данные изъяты> рублей, однако на письмо от 15.12.2011г. Глазкова Т.Л. не ответила.
Частью 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 4.3 вышеназванного Положения предусмотрено, что в случае недостижения согласия между собственниками, а равно незаключения соглашения о выкупе жилого помещения в установленные сроки, комитет по управлению муниципальным имуществом города Братска предъявляет в суд иск о выкупе жилого помещения.
С учетом представленных уточнений требований истец просит изъять у Глазковой Т.Л. в собственность муниципального образования города Братска жилое помещение по адресу: <адрес>, путем его выкупа с выплатой Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Глазковой Т.Л. выкупной цены жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда; прекратить право собственности Глазковой Т.Л. на жилое помещение по адресу: <адрес> путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекратить право пользования Глазковым О.С. жилым помещением по адресу: <адрес> путем снятия его с регистрационного учета.
В судебном заседании представитель истца – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, третьего лица администрации города Братска – Москаленко О.Н., действующая на основании доверенностей №50 от 03.07.2012 года и №72/01/12 от 11.01.2012 года, заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что органом местного самоуправления решение об изъятии жилого помещения, принадлежащего Глазковой Т.Л., путем его выкупа не принималось, государственной регистрации такого решения также не было, а равно не принималось в установленном законом порядке и решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом по адресу: <адрес>. Глазковой Т.Л. было направлено уведомление о сносе жилого дома, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение. Просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик Глазков О.С. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, на основании представленного суду письменного заявления просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Глазкова Т.Л. исковые требовании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска не признала, суду пояснила, что считает определенную в отчете №11-622/3 рыночную стоимость принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заниженной и недостоверной, однако, доказательств недостоверности указанных в отчете сведений, равно как и доказательств занижения стоимости выкупной цены она представить не может, поскольку дом уже снесен, ходатайство о назначении и производстве судебной оценочной экспертизы по делу заявлять не желает. Кроме того, считает неправомерными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска по предоставлению ей в обмен ее двухкомнатной квартиры однокомнатной квартиры, так как это нарушает ее жилищные права, а равно права ее сына, проживающего с ней одной семьей. Просила в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска отказать.
Выслушав пояснения представителя истца, а также третьего лица - Москаленко О.Н., ответчика Глазковой Т.Л., заслушав заключение прокурора Крат О.Н., полагавшей исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» указано, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Исходя из положений ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Решением Думы города Братска №193/г-Д от 28 августа 2006 года утверждено Положение об администрации муниципального образования города Братска, в соответствии с которым администрация города Братска – это исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования города Братска, является юридическим лицом, создано для осуществления управленческих функций. В своей деятельности администрация города Братска руководствуется принципами соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законности, гласности и т.д.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, утвержденным Решением Думы города Братска №309/г-Д от 30 марта 2007 года, Комитет является функциональным органом администрации города Братска, в своей деятельности подконтролен и подотчетен главе администрации города Братска, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в комитете финансов администрации города Братска.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска постановлен на налоговый учет в Инспекции ФНС России по Центральному округу г.Братска Иркутской области, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о его создании.
К основаниям возникновения жилищных прав и обязанностей статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочего относит приобретение в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.
Как достоверно установлено в судебном заседании, <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Как следует из положений ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Постановлением администрации муниципального образования города Братска №441 от 05 марта 2010 года (с внесенными в него изменениями постановлением № 755 от 12 апреля 2010 года) утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2010 году, в число которых также включен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Постановлением мэра города Братска №480 от 27 февраля 2007 года, с последующими изменениями, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
09 ноября 2010 года Комитетом по управлению муниципального имущества администрации города Братска в адрес Глазковой Т.Л. направлено уведомление, из содержания которого следует, что жилой дом по адресу: <адрес> отнесен к категории ветхого и аварийного, дом подлежит сносу, а она (Глазкова Т.Л.) подлежит переселению.
Постановлением администрации города Братска №260 от 25.02.2011 года утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в 2011 году, в число которых также вошел дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации города Братска №445 от 21.03.2011 года утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа г.Братска за счет средств бюджета г.Братска, в соответствии с которым, Глазковой Т.Л. предоставляется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 34,0 кв.м.
Постановлением администрации г.Братска №1192 от 02.06.2011 года в указанное выше постановление №445 внесено изменение, в соответствии с которым, Глазковой Т.Л. предоставляется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 34,0 кв.м.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Глазковой Т.Л. для подписания был предоставлен предварительный договор, по условиям которого, Глазкова Т.Л. должна была принять на себя обязательство освободить жилое помещение, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, по адресу: <адрес>. Между тем, от подписания указанного предварительного договора Глазкова Т.Л. отказалась.
С целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска с оценочной компанией ООО «Зеленый мыс» был заключен договор №23 от 24.08.2011 года. Согласно отчету №11-622/3 указанной оценочной компании, рыночная стоимость оцениваемой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на 29 августа 2011 года составляет <данные изъяты> рублей.
27.09.2011 года администрацией города Братска в адрес Глазковой Т.Л. направлено уведомление, из которого следует, что в связи с отказом от подписания предварительного договора, она приглашается в КУМИ г.Братска для подписания соглашения о выкупной цене жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, в течение десяти дней со дня получения настоящего уведомления. Неявка в КУМИ г.Братска в указанные сроки будет расценена как отказ от подписания соглашения о выкупной цене в размере <данные изъяты> рублей жилого помещения по адресу: <адрес>, расположенного в доме, подлежащем сносу.
Данное уведомление было получено ответчиком, однако, ответа также не последовало.
Между тем, в извещении, направленном Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска 15.12.2011 года, Глазковой Т.Л. сообщается, что оценочная компания не учла при оценке аварийность жилого помещения, повторно была проведена оценка квартир, при этом, выкупная цена принадлежащего ей жилого помещения составляет <данные изъяты> рублей. Ей предлагается прибыть в КУМИ г.Братска для подписания соглашения о выкупной цене жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, в течение десяти дней со дня получения настоящего уведомления.
В соответствии с п. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Истец Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска просит изъять у Глазковой Т.Л. в собственность муниципального образования города Братска жилое помещение по адресу: <адрес>, путем его выкупа с выплатой Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Глазковой Т.Л. выкупной цены жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда; прекратить право собственности Глазковой Т.Л. на жилое помещение по адресу: <адрес> путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекратить право пользования Глазковым О.С. жилым помещением по адресу: <адрес> путем снятия его с регистрационного учета.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
Положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантируют обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии жилых помещений, в том числе, в случае признания их аварийными и подлежащими сносу, а также особую процедуру изъятия указанных жилых помещений.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02.07.2009 года «О некоторых спорах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищным кодексом не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходить из норм части 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии, применить к названным отношениям положения части 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как следует из п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
При этом, пунктом 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Процедура изъятия жилого помещения, в том числе, признанного аварийным и подлежащим сносу, предусматривает принятие соответствующего решения об изъятии жилого помещения, которое принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о чем указано в пункте 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
При этом, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 4 рассматриваемой статьи, касающийся уведомления в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за один год до предстоящем изъятии о принятом решении об изъятии, к данным правоотношениям, связанным признанием жилья аварийным и подлежащим сносу, не применим.
Как указал в своем Постановлении №14 от 02.07.2009 года «О некоторых спорах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации, соблюдение предусмотренной законом процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Несоблюдение же процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно повлечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Москаленко О.Н. пояснила, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска требования о сносе или реконструкции жилого помещения к его собственникам не предъявлялось, решение об изъятии земельного участка, равно как решение об изъятии каждого жилого помещения, подлежащее соответствующей государственной регистрации, не выносилось. Доказательств соблюдения требований вышеуказанных положений закона представителем истца в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. Не содержатся доказательства, подтверждающие соблюдение порядка изъятия жилого помещения, принадлежащего ответчику, и в документах, представленных в материалы дела.
Таким образом, суд находит установленным, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в нарушение требований ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не соблюдена процедура изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Глазковой Т.Л., поскольку требования о сносе или реконструкции жилого дома, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение, органом, принявшим решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, к собственнику жилого помещения по <адрес> не предъявлялось, решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, не принималось, равно как не принималось и решение об изъятии каждого жилого помещения в этом доме, предусматривающее последующую государственную регистрацию такого решения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к Глазковой Т.Л. о принудительном изъятии в собственность муниципального образования жилого помещения путем его выкупа, прекращении права собственности Глазковой Т.Л. на жилое помещение путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно производные от первоначальных требований исковые требования о прекращении права Глазкова О.С. пользования жилым помещением путем снятия с регистрационного учета удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации).
Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к Глазковой Т.Л., Глазкову О.С. о принудительном изъятии в собственность муниципального образования жилого помещения путем его выкупа, прекращении права собственности Глазковой Т.Л. на жилое помещение, прекращении права Глазкова О.С. пользования жилым помещением путем снятия с регистрационного учета – отказать.
Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 15 августа 2012 года.
Судья: Ю.Н.Бахаровская