РЕШЕНИЕ по г/д № 2-998/2012 о взыскании заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2012 года Падунский районный суд г.Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Дроздовой Т.И.

при секретаре Захаровой Д.Ю.,

с участием истцов Черепковой Р.Ф., Марюшко Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-998/2012 по исковому заявлению Марюшко Т.Ю., Черепковой Р.Ф. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №17» муниципального образования г.Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Истица Черепкова Р.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что согласно трудовому договору от 13 октября 2010г. и дополнительного соглашения к трудовому договору от 14 октября 2010г., заключенного между МБОУ «ООШ № 17» и ней, она работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №17» в должности гардеробщика 1 квалификационного разряда, ей установлена заработная плата, состоящая из: оклада в размере <данные изъяты> рублей; компенсационных выплат, устанавливаемых коллективным договором, в соответствии с трудовым законодательством; районного коэффициента 40% и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных, к районам Крайнего Севера в размере 50%; стимулирующих выплат, устанавливаемых по результатам работы, в соответствии с коллективным договором, Положением об оплате труда работников МОУ и локальными нормативными актами учреждения. Данный трудовой договор является договором по основной работе, заключен на неопределенный срок.

Согласно расчетных листков с марта 2012г. по май 2012г. (без учета удержаний), ей начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени:

март 2012г. - <данные изъяты> рублей (норма 26 дней, отработано 26 дней);

апрель 2012г. - <данные изъяты> рублей начислена заработная плата с учетом очередного отпуска (норма - 25 дней, отработано - 24 дня), начисление заработной платы производилось из оклада <данные изъяты> рублей;

май 2012г. - начисление заработной платы не производилось, так как она находилась в очередном отпуске. В мае ей было выплачено <данные изъяты> рублей - недополученная заработная плата, начисленная в апреле 2012г.

Таким образом, с учетом северного и районного коэффициента, её среднемесячная заработная плата без вычета налога на доходы физических лиц 13%, составляет <данные изъяты> Считает, что работодатель нарушает её конституционные права на достойную заработную плату, так как данная заработная плата очень низкая и не соответствует требованиям трудового законодательства. В соответствии с Федеральным законом №91 от 24.06.2008г. ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в Российской Федерации от 19.06.2000г., с 1 июня 2011г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4611 рублей в месяц. В соответствии со ст.132 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. В силу ст.ст.133, 144 ТК РФ, Федерального закона №91 от 24.06.2008г. «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в Российской Федерации от 19.06.2000г., если полностью отработана норма рабочего времени по полной ставке, то заработная плата не может быть менее 4611 рублей. Действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда граждан в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Данные компенсации не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федерации, поскольку при этом происходит уравнение в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не установлены. В связи с тем, что она проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому, согласно Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях» к минимальному размеру оплаты труда, которая составляет 4611 рублей, должны применяться северные надбавки, в размере 50%, а так же районный коэффициент, который составляет 40%. Таким образом, отработав полную норму времени в месяц (без учета доплат за вредные условия работы, доплат из стимулирующего фонда, разовых выплат из надтарифного фонда), её минимальная оплата труда в месяц должна составлять: <данные изъяты> Учитывая изложенное, расчет её заработной платы должен быть следующим:

Март 2012г.: отработано дней - 26, фактически начислено- <данные изъяты> рублей, подлежит начислению - <данные изъяты> рублей.

Апрель 2012г.: отработано дней - 24, фактически начислено с учетом начислений за очередной отпуск <данные изъяты> рублей - из оклада <данные изъяты> подлежит начислению заработная плата без учета начислений за очередной отпуск - (<данные изъяты>, не доначислено - <данные изъяты> рублей.

Май 2012г.: находилась в очередном отпуске, ей была выплачена недополученная заработная плата за апрель 2012г. - <данные изъяты> рублей, однако, из расчета оклада - <данные изъяты> рублей, подлежит начислению - <данные изъяты>), не доначислено - <данные изъяты> рублей.

Итого за три месяца ей не доначислена и не доплачена заработная плата в размере - <данные изъяты> рублей.

Просит взыскать с - ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» муниципального образования г.Братска в её пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период времени с марта 2012г. по май 2012г. в размере - <данные изъяты> рублей.

Истица Марюшко Т.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что согласно трудовому договору от 25 ноября 2011г., заключенному между МБОУ «OOШ №17» и ней, она работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №17» в должности уборщика служебных помещений 2 квалификационного разряда, ей установлена заработная плата, состоящая из: оклада в размере <данные изъяты> рублей; компенсационных выплат устанавливаемых коллективным договором, в соответствии с трудовым законодательством; районного коэффициента 40% и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных, к районам Крайнего Севера в размере 50%; стимулирующих выплат, устанавливаемых по результатам работы, в соответствии с коллективным договором, Положением об оплате труда работников МОУ и локальными нормативными актами учреждения.

Данный трудовой договор является договором по основной работе, заключен на неопределенный срок. Согласно расчетных листков с марта 2012г. по май 2012г. (без учета удержаний), ей начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени:

март 2012г. - <данные изъяты> рубль (норма 26 дней, отработано 26 дней),

апрель 2012г. - <данные изъяты> рубль (норма - 25 дней, отработано - 25 дней),

май 2012г. - <данные изъяты> с начислениями за очередной отпуск, (норма 25 дней, отработано 25 дней).

Таким образом, с учетом северного и районного коэффициента, её среднемесячная заработная плата без вычета налога на доходы физических лиц 13%, составляет <данные изъяты>). Считает, что работодатель нарушает её конституционные права на достойную заработную плату, так как данная заработная плата очень низкая и не соответствует требованиям трудового законодательства. В соответствии с Федеральным законом №91 от 24.06.2008г. ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в Российской Федерации от 19.06.2000г., с 1 июня 2011г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4611 рублей в месяц. В соответствии со ст.132 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. В силу ст.ст.133, 144 ТК РФ, Федерального закона №91 от 24.06.2008г. «О внесении изменений в статью ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в Российской Федерации от 19.06.2000г., минимальный размер заработной платы, если полностью отработана норма рабочего времени по полной ставке, не может быть менее 4611 рублей. Кроме того, действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда граждан в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федерации. Поскольку при этом происходит уравнение в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не установлены. В связи с тем, что она проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому, согласно Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях» к минимальному размеру оплаты труда, которая составляет 4611 рублей должны применяться северные надбавки в размере 50%, а так же районный коэффициент, который составляет 40%. Таким образом, отработав полную норму времени в месяц (без учета доплат за вредные условия работы, доплат из стимулирующего фонда, разовых выплат из надтарифного фонда), её минимальная оплата труда в месяц должна составлять: <данные изъяты> Учитывая изложенное, расчет её заработной платы должен быть следующим:

Март 2012г.: отработано дней - 26, фактически начислено - <данные изъяты> рубль, подлежит начислению - <данные изъяты>.), не доначислено - <данные изъяты> руб.

Апрель 2012г.: отработано дней - 25, фактически начислено - <данные изъяты> рубль,

подлежит начислению - <данные изъяты> руб.), не доначислено - <данные изъяты> руб.

Май 2012г.: отработано дней - 25, фактически начислено (без учета начислений за очередной отпуск) - <данные изъяты> рубль, подлежит начислению (без начислений за очередной отпуск) - (<данные изъяты> руб.), не доначислено - <данные изъяты> руб.

Итого за три месяца ей не доначислена заработная плата в размере - <данные изъяты> рублей.

Просит взыскать с ответчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» муниципального образования г.Братска в её пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период времени с марта 2012г. по май 2012г. в размере - <данные изъяты> рублей.

Определением Падунского районного суда г.Братска от 02.07.2012г. гражданские дела по указанным исковым заявлениям объединены в одно производство.

В судебном заседании истицы Марюшко Т.Ю., Черепкова Р.Ф. свои исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «ООШ №17» - директор Сатышева С.Н., в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление, в котором указала, что просит рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований Марюшко Т.Ю., Черепковой Р.Ф. не возражает.

Представитель третьего лица - Департамента образования администрации г.Братска Курдюкова С.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, просит дело рассмотреть в её отсутствие.

Выслушав истцов, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

В силу ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ от 20.04.2007г. №54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действовавшая до 01 сентября 2007 года (до вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. №54-ФЗ) часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Федеральным законом от 20.04.2007г. №54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» ч.2 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации признана утратившей силу, а также признана утратившей силу ч.4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Минимальный размер оплаты труда, установленный ст.1 Федерального Закона от 19.06.2000г. №82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.06.2011 года №106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» составляет с 01.06.2011 года - 4611 рублей в месяц.

Согласно ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере (ст.147 Трудового кодекса Российской Федерации). В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе, условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон Российской Федерации от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Братск и Братский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Согласно ст.144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Как следует из ст.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год, зарегистрированного Министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области 08.06.2011г. №184 (утратило силу с 1 января 2012 года в связи с истечением срока действия, установленного частью второй статьи 3 данного документа) установлен на территории Иркутской области размер минимальной заработной платы для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании города Братска и муниципальном образовании «Братский район», с 1 сентября 2011 года – в сумме 6081 рубль.

В размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории Иркутской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Судом установлено, что Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 01 ноября 2010 года №2294 в целях введения отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Братска, утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Братска.

Согласно приложению 3 к Примерному положению об оплате труда работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Братска, утвержденному постановлением администрации муниципального образования города Братска от 01.11.2010г. №2294, рекомендуемый размер оклада уборщика служебных помещений 2 квалификационного разряда составляет <данные изъяты> рублей, гардеробщика 1 квалификационного разряда – <данные изъяты> рублей.

Как следует из Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17», утвержденного 21.11.2011г., МБОУ «ООШ №17» переименовано на основании приказа начальника департамента образования администрации г.Братска от 21.11.2011г. №808 и является правопреемником основной школы №17. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в казначейском управлении Комитета финансов администрации города Братска. Учредитель и собственник не несут ответственности по обязательствам Учреждения.

Согласно копии трудового договора от 13.10.2010г., заключенного между МОУ «ООШ №17» (работодатель) и Черепковой Р.Ф. (работник), работник принимается на работу в МОУ «ООШ №17» гардеробщиком 1 квалификационного разряда. Трудовой договор является договором по основной работе, заключен на неопределенный срок. Начало работы: 14.10.2010г.

Согласно дополнительным соглашениям от 01.09.2011г. и 25.11.2011г. Черепкова Р.Ф. принимается на работу в МБОУ «ООШ №17» муниципального образования г.Братска. За выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, состоящая из: 1) оклада в соответствии с занимаемой работником должностью в размере <данные изъяты> руб.; 2) компенсационных выплат, устанавливаемых коллективным договором, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с трудовым законодательством, Положением об оплате труда работников учреждения; 3) стимулирующих выплат, устанавливаемых по результатам работы, в соответствии с коллективным договором, Положением об оплате труда работников МОУ и локальными нормативными актами учреждения; 4) работнику выплачивается районный коэффициент 40% и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%.

Из записей в трудовой книжке Черепковой Р.Ф. следует, что 14.10.2010г. она принята гардеробщиком в МОУ «ООШ №17». Согласно записи от 25.11.2011г. МОУ «ООШ №17» переименовано в МБОУ «ООШ №17».

Согласно копии трудового договора от 25.11.2011 г., заключенного между МБОУ «ООШ №17» (работодатель) и Марюшко Т.Ю. (работник), работник принимается на работу в МБОУ «ООШ №17» уборщиком служебных помещений 2 квалификационного разряда. Трудовой договор является договором по основной работе, заключен на неопределенный срок. Начало работы: 01.12.2009г. Из п.4.1. трудового договора следует, что за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, состоящая из: 1) оклада в соответствии с занимаемой работником должностью в размере <данные изъяты> руб.; 2) компенсационных выплат, устанавливаемых коллективным договором, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с трудовым законодательством, Положением об оплате труда работников учреждения; 3) работнику выплачивается районный коэффициент 40% и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%; 4) стимулирующих выплат, устанавливаемых по результатам работы, в соответствии с коллективным договором, Положением об оплате труда работников МОУ и локальными нормативными актами учреждения.

Из записей в трудовой книжке Марюшко Т.Ю. следует, что 01.12.2009г. она принята в МБОУ «ООШ №17» уборщиком служебных помещений.

Согласно копии уведомления от 31.05.2011г. Марюшко Т.Ю. извещена работодателем о том, что на основании Постановления администрации г.Братска №2294 от 01.11.2010г., приказа МБОУ «ООШ №17» от 31.05.2011г. №35/1 «Об утверждении Положения об оплате труда работников учреждения» в МБОУ «ООШ № 17» с 01.09.2011г. вводится отраслевая система оплаты труда работников, отличная от Единой тарифной сетки. В соответствии с Положением об оплате труда учреждения заработная плата Марюшко Т.Ю. будет состоять из выплат, перечисленных в п.4.1. трудового договора от 25.11.2011г.

Согласно финансовым справкам от 28.06.2012г., представленным Департаментом образования администрации г.Братска:

- Черепковой Р.Ф. с марта 2012г. по май 2012г. (без учета удержаний) начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени: <данные изъяты>

- Марюшко Т.Ю. с марта 2012г. по май 2012г. (без учета удержаний) начислены суммы заработной платы согласно отработанному времени: <данные изъяты>

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему: истцы в период с марта 2012 года по май 2012 года состояли в трудовых отношениях с МБОУ «ООШ №17», которое является юридическим лицом и данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами и не оспариваются сторонами.

Истцы просят взыскать с ответчика МБОУ «ООШ №17» в их пользу невыплаченную заработную плату, исходя из того, что их минимальная заработная плата должна состоять из минимального размера оплаты труда, т.е. 4 611 рублей, к которому применяются районный коэффициент и северная надбавка.

Рассматривая указанные требования истцов, суд приходит к следующему выводу: доводы истцов о том, что районный коэффициент и северная надбавка не должны включаться в минимальный размер оплаты труда, а должны начисляться сверх него, являются обоснованными.

Анализируя приведенные в мотивировочной части решения нормы трудового законодательства, суд приходит к следующему: при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность (статьи 146-148 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Судом установлено, что истцы осуществляют трудовую деятельность в г.Братске, т.е. местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из системного толкования ст.ст.133, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.1 Федерального закона Российской Федерации №82-ФЗ от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда», согласно которому минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц, следует, что размер заработной платы истцов, если ими отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, не может быть менее 4 611 рублей с применением районного и северного коэффициентов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства Российской Федерации и норм международного трудового права.

Следовательно, районные коэффициенты и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе, в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и северные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации. Следовательно, он должен начисляться на сумму минимального размера оплаты труда – 4 611 рублей, а не входить в ее состав.

Перечень особых условий, предусмотренный статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации), особые климатические условия (статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации). Судом установлено, что районный коэффициент и северная надбавка в состав минимального размера оплаты труда не входят. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, где речь идет о доплатах к заработной плате.

Вместе с тем, системный анализ вышеприведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что в состав МРОТ включаются выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда, различного рода стимулирующие надбавки, доплаты, оплата из надтарифного фонда. В данном случае такие условия труда не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 Трудового кодекса Российской Федерации. Работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежат оплате в виде надбавок, доплат.

Следовательно, все доплаты и надбавки, выплачиваемые истцам, входят в состав минимального размера оплаты труда, т.е. 4 611 рублей, кроме северной надбавки и районного коэффициента.

Решая вопрос об обоснованности исковых требований Марюшко Т.Ю., Черепковой Р.Ф. о взыскании заработной платы с марта 2012 года по май 2012 года, суд исходит из следующего.

Из представленных финансовых справок истцов, судом установлено, что им за период с марта 2012г. по май 2012г. выплачена заработная плата с учетом районного коэффициента и северных надбавок (без учета налога на доходы физических лиц), при этом в период с марта 2012 года по май 2012 года районный коэффициент и северная надбавка были включены ответчиком в размер минимальной заработной платы в сумме <данные изъяты> рубль.

Действительно региональным соглашением был установлен размер минимальной заработной платы на территории Иркутской области с 01.09.2011 года в размере <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что размер минимальной заработной платы для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, должен составлять минимальный размер оплаты труда, т.е. 4 611 рублей, в которую входят все доплаты и надбавки, однако без учета северной надбавки и районного коэффициента, следовательно, в г.Братске размер минимальной заработной платы составлял с 01.06.2011г. и в оспариваемый истцами период: 4611 руб. * 50% (северный коэффициент) * 40% (районный коэффициент) = 8 760, 90 руб.

Учитывая изложенное, расчет заработной платы истцов (без учета налога на доходы физических лиц) будет следующим: 8 760, 90 рублей: количество нормодней * количество отработанных дней – выплаченная им заработная плата.

Черепкова Р.Ф.:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Данная сумма подлежит взысканию в пользу Черепковой Р.Ф. как сумма недоначисленной заработной платы за период с марта 2012 года по апрель 2012 года.

Исковые требования Черепковой Р.Ф. о взыскании недоначисленной заработной платы за май 2012 года не подлежат удовлетворению, поскольку истица в мае 2012 года находилась в отпуске и фактически не работала.

Марюшко Т.Ю.:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Данная сумма подлежит взысканию в пользу Марюшко Т.Ю., как сумма недоначисленной заработной платы за период с марта 2012 года по май 2012 года.

Ответчиками указанные расчеты не оспаривались, свои расчеты ими представлены не были.

На основании произведенных расчетов суд считает, что в удовлетворении исковых требований Черепковой Р.Ф., Марюшко Т.Ю. о взыскании заработной платы за период с марта 2012 года по май 2012 года в большем размере следует отказать.

Оценивая все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Марюшко Т.Ю., Черепковой Р.Ф. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №17» муниципального образования г.Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежат частичному удовлетворению.

Таким образом, с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» необходимо взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2012 года по май 2012 года в пользу Марюшко Т.Ю. в размере <данные изъяты>, в пользу Черепковой Р.Ф. в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» недоначисленной и невыплаченной заработной платы Марюшко Т.Ю. в размере <данные изъяты>, а Черепковой Р.Ф. в размере <данные изъяты> отказать.

В порядке ст.98 ГПК Российской Федерации с ответчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» в доход местного бюджета необходимо взыскать государственную пошлину, исходя из удовлетворенных судом требований, в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Марюшко Т.Ю., Черепковой Р.Ф. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №17» муниципального образования г.Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17» в пользу Марюшко Т.Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» в пользу Черепковой Р.Ф. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» недоначисленной и невыплаченной заработной платы Марюшко Т.Ю. в размере <данные изъяты> и Черепковой Р.Ф. в размере <данные изъяты> отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №17» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: Т.И.Дроздова