№12-117/2012
Р Е Ш Е Н И Е
г.Братск
проезд Стройиндустрии, 16 20 сентября 2012 года
Судья Падунского районного суда г.Братска Иркутской области Малмыгина Н.А.,
рассмотрев жалобу Казанцева А.Л. на постановление №2-13-16-326 о назначении административного наказания от 30 июля 2012 года, вынесенное государственным инспектором г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшиным П.Л. в отношении:
Казанцева А.Л. , родившегося 04 февраля 1963 года, работающего председателем комитета по управлению Падунским округом, проживающего по адресу: г<адрес>
у с т а н о в и л :
Постановлением №2-13-16-326 о назначении административного наказания от 30 июля 2012 года, вынесенным государственным инспектором г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшиным П.Л., Казанцев А.Л. признан виновным по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том, что Казанцев А.Л. не обеспечил осуществление мер (мероприятий) по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно:
- территория несанкционированной свалки в районе СЭС, расположенной на территории населённого пункта, несвоевременно очищена от мусора (отходы лесопереработки) в нарушение п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- не решил вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границе городского округа, установленного нормативным актом органов местного самоуправления, от возникновения пожара на несанкционированной свалке в районе СЭС, расположенной на территории населенного пункта, своевременной ликвидации возникновения горения, т.е. не запретил на территории округа мероприятия, исключающие возникновение горения на несанкционированной свалке в районе СЭС, сжигания мусора, горения сухой травы в весенне-летний период и в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, штормового предупреждения. В целях недопущения таковых пожаров не принял постановления о запрете сжигания мусора, травы в соответствующий сезон, не обеспечил надлежащий контроль над выполнением принятых постановлений, а также другие мероприятия направленные на защиту городского округа от пожаров (п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». За что указанным постановлением ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В своей жалобе на указанное постановление Казанцев А.Л. указал, что ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение требований пожарной безопасности в части не решения вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границе городского округа. Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границе городского округа является полномочием органов местного самоуправления. Комитет по управлению Падунским округом является территориальным органом администрации муниципального образования города Братска, а не органом местного самоуправления города Братска. Таким образом, постановление № 2-13-16-326 в части вменения ему правонарушения по не решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границе городского округа является незаконным. Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности. Ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Вменяемое административное правонарушения является длящимся. Днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Факт совершения рассматриваемого административного правонарушения, выявлен административным органом 7 июня 2012 года. Срок давности привлечения к административной ответственности истёк 7 августа 2012 года.
Казанцев А.Л. просит отменить постановление о назначении административного наказания от 30 июля 2012 года № 2-13-16-326, производство по административному делу прекратить.
Изучив доводы жалобы и дело об административном правонарушении в отношении Казанцева А.Л., выслушав мнение последнего, будучи в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях не связан доводами жалобы, проверяя дело в полном объёме, суд считает, что постановление, вынесенное 30 июля 2012 года государственным инспектором г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшиным П.Л., подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Часть 1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливает, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 настоящего Кодекса и чч.3-8 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Признавая Казанцева А.Л. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа, рассматривавшее дело, исходило из того, что Казанцев А.Л., являясь председателем комитета по управлению Падунским округом (должностным лицом), должен нести ответственность за нарушении требований пожарной безопасности в связи с тем, что не обеспечил осуществление вышеуказанных мер (мероприятий) по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
Однако, выводы государственного инспектора г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшина П.Л. о том, что Казанцев А.Л. является субъектом рассматриваемого правонарушения, материалами дела не подтверждаются.
По мнению государственного инспектора г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшина П.Л., объективная сторона инкриминируемого административного правонарушения состоит в том, что Казанцев А.Л. нарушает требования пожарной безопасности, установленные в соответствии ст.19, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст.6, ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом виновный игнорирует упомянутые выше правила, технические регламенты и т.п.
Как указано в обжалуемом постановлении, в данном случае должностным лицом – Председателем комитета по управлению Падунским округом Казанцевым А.Л. не решены вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границе городского округа.
Руководители органов местного самоуправления в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности должны обеспечивать безопасность населенных пунктов от пожаров, в том числе возникающих от лесных пожаров, сжигания мусора, горения сухой травы в весенне-летний период и в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, штормового предупреждения. В целях недопущения таковых пожаров удалять в летний период сухую растительность, принимать постановления о запрете сжигания мусора, травы в соответствующий сезон, обеспечивать контроль над выполнением принятых постановлений, а также обеспечивать другие мероприятия, направленные на защиту населенных пунктов от пожара.
Согласно Положению о Комитете по управлению Падунским округом администрации города Братска Раздел III П.6 комитет осуществляет контроль за содержанием территории округа, определяет и организует деятельность юридических и физических лиц по содержанию прилегающих территорий.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются в том числе должностные лица, на которых возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
В данном случае, в действиях председателя комитета по управлению Падунским округом Казанцева А.Л., по мнению Яшина П.Л., усматриваются признаки неосторожности, в форме недоработки в данном направлении (по предупреждению пожарной безопасности на несанкционированной свалке) должностного лица, которое могло в силу своих полномочий должностного лица предвидеть и предупредить возникновение опасности.
С указанными выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета положений ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Однако служебные обязанности Казанцева А.Л. при вынесении постановления о назначении административного наказания исследованы не были, сведения о том, какие именно из них были им не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, в постановлении отсутствуют.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38, Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пункт 10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 данного Федерального закона, согласно которой первичные меры пожарной безопасности включают в себя в т.ч. реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Статьи 19 и 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", на которые ссылается в своём постановлении инспектор г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшин П.Л., предусматривают полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, а также дополнительно представленных материалов, в городе Братске структуру органов местного самоуправления в соответствии со ст.25 Устава муниципального образования города Братска составляют: представительный орган муниципального образования –Дума г.Братска, глава муниципального образования – мэр г.Братска, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация г.Братска, контрольный орган муниципального образования – КСП г.Братска.
В структуру администрации г.Братска входят отраслевые, функциональные и территориальные органы администрации г.Братска.
Согласно п.1.2 Положения о Комитете по управлению Падунским округом г.Братска, комитет является территориальным органом администрации муниципального образования г.Братска, образованным для управления соответствующей территорией муниципального образования г.Братска – Падунским округом г.Братска, исполнения муниципальных правовых актов муниципального образования г.Братска, организации (координации) деятельности территориального общественного самоуправления на территории округа, иных форм участия населения муниципального образования г.Братска в осуществлении местного самоуправления и оказании ему методической помощи.
В соответствии с пп.24 п.3.1 Положения о Комитете по управлению Падунским округом г.Братска для выполнения возложенных задач данный комитет осуществляет функцию по участию в проведении мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории округа.
На председателя комитета по управлению Падунским округом (как и на комитет в целом) не возложены обязанности по принятию мер по своевременному очищению несанкционированных свалок от мусора (в соответствии с п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границе городского округа, установленного нормативным актом органов местного самоуправления, от возникновения пожара на несанкционированной свалке в районе СЭС, расположенной на территории населенного пункта, своевременной ликвидации возникновения горения; введению запрета на территории округа мероприятий, исключающих возникновения горения на несанкционированной свалке в районе СЭС, сжигания мусора, горения сухой травы в весенне-летний период и в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, штормового предупреждения; принятию постановления о запрете сжигания мусора, травы в соответствующий сезон, обеспечение надлежащего контроля над выполнением принятых постановлений, а также другие мероприятия направленные на защиту городского округа от пожаров.
Из чего следует, что председатель Комитета по управлению Падунским округом г.Братска Казанцев А.Л., хотя и является должностным лицом администрации г.Братска, однако, обязанности, ненадлежащее исполнение которых ему вменяется, на него (либо Комитет по управлению Падунским округом г.Братска) никем не возлагались, и следовательно, он не может нести ответственность за их неисполнение либо ненадлежащее исполнение.
С учётом изложенного, суд считает, что вывод государственного инспектора г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшина П.Л о доказанности вины Казанцева А.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не обоснован, вина его в совершении данного правонарушения не подтверждена доказательствами, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Указание в жалобе на необходимость прекращения производства в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности суд считает не основным на законе, поскольку в соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении только года со дня совершения административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Жалобу Казанцева А.Л. – удовлетворить.
Постановление от 30 июля 2012 года №2-13-16-326 о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором г.Братска и Братского района по пожарному надзору Яшиным П.Л. в отношении Казанцева А.Л. , - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Казанцева А.Л. прекратить за отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г.Братска в течении 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Малмыгина Н.А.