Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ р.п. Пачелма Пачелмский районный суд Пензенской области в составе Председательствующего Р.П. Васильевой С участием зам. прокурора Пачелмской районной прокуратуры Рыбальченко С.В. При секретаре Г.В. Рудяк Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Чкаловского, Валовайского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и понуждении к обеспечению пожарной безопасности в лесах в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, Проверив материалы дела суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Пачелмского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Чкаловского, Валовайского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и понуждении к обеспечению пожарной безопасности в лесах в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах. В исковом заявлении указано,что прокуратурой Пачелмского района при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в деятельности администрации Валовайского сельсовета Пачелмского района Пензенской области выявлены нарушения законодательства при обеспечении пожарной безопасности в лесах и населённых пунктах. Так, установлены нарушения требований пожарной безопасности на территории Валовайского сельсовета: 1) противопожарное расстояние от хозяйственного и жилого сектора до лесного массива составляет менее 15 метров в селе Новый Валовай - что является нарушением требований п. 1 ст. 75 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров; 2) не установлены подъезды к водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды, свободные для проезда пожарной техники в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай - что является нарушением требований п. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. №313), согласно которых дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, и п. 94 ППБ 01-03, согласно которым к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления); 3) не установлены указатели направления движения с цифрами расстояния до водоисточников и у самих водоисточников в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай - что является нарушением требований п. 90 ППБ 01-03, согласно которым у водоисточников, а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; 4) на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай в тёмное время суток отсутствует наружное освещение места размещения пожарного инвентаря и подъездов к пирсам пожарных водоёмов; места нахождения средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения не обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать" - что является нарушением требований п. 27 ППБ 01-03, согласно которым территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать", которые должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; 5) На территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай не разработаны и не произведено устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности и другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения - что является нарушением требований п. 112 ППБ 01-03, согласно которым для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); 6) на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай не установлены средства звуковой сигнализацией для оповещения людей на случаи пожара, порядок вызова пожарной охраны - что является нарушением требований п. 114 ППБ 01-03, согласно которым на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер (т.е. реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров - ст. 1) пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Подпунктом «в» пункта 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Согласно Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25,07.1006 № 422/90/376, изданного во исполнение положений Федерального закона №68-ФЗ, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя; реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 34, 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане, организации, их руководители и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами. Таким образом, перечисленными законодательными актами обеспечение мер пожарной безопасности в сельских населённых пунктах, устранение перечисленных нарушений возложено на органы местного самоуправления поселений. В связи с процессом объединения сельских поселений (укрупнением муниципальных образований) Валовайский сельсовет (и его территория) объединён с Чкаловским сельсоветом (и его территорией) с образованием единого Чкаловского сельсовета, с последующим образованием единого исполнительно-распорядительного органа (администрации). Выявленные нарушения законодательства, непринятие администрацией поселения мер по их устранению, способны повлечь за собой возникновение пожара, причинение значительного имущественного ущерба, создаёт угрозу жизни и здоровью населения муниципального образования вследствие повышенной пожарной опасности, отсутствия средств своевременного оповещения и борьбы с пожаром. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно ст. 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обращения прокурора в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие администрации поселения (вновь образованного Чкаловского сельсовета, а также администрацию Валовайского сельсовета до момента её ликвидации), выразившееся в не обеспечении требований пожарной безопасности в лесах и населённых пунктах, и обязать администрацию поселения (вновь образованного Чкаловского сельсовета, а также администрацию Валовайского сельсовета до момента её ликвидации) обеспечить следующие требования пожарной безопасности в лесах и населённых пунктах: обеспечить противопожарное расстояние от хозяйственного и жилого сектора до лесного массива не менее 15 метров в селе Новый Валовай; обеспечить подъезды к водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды, свободные для проезда пожарной техники в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай; установить указатели направления движения с цифрами расстояния до водоисточников и у самих водоисточников в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай; обеспечить на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай в тёмное время суток наружное освещение места размещения пожарного инвентаря и подъездов к пирсам пожарных водоёмов; места нахождения средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения обозначить знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать"; на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай разработать и произвести устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности и другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай установить средства звуковой сигнализацией для оповещения людей на случаи пожара, порядок вызова пожарной охраны. В судебном заседании зам. прокурора Пачелмского района Рыбальченко С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно сообщив, что в связи с тяжелым финансовым положением считает целесообразно установить срок для выполнения указанных действий до 25 июня 2011 года. Представитель ответчика глава администрации Валовайского сельского совета ФИО4 заявленные требования прокурора Пачелмского района признал в полном объеме и пояснил, что в настоящее время средств для того что бы обеспечить требования пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, изложенные в заявлении прокурора, нет. Просит суд предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика глава администрации Чкаловского сельского совета не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер (т.е. реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров - ст. 1) пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Подпунктом «в» пункта 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Согласно Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25,07.1006 № 422/90/376, изданного во исполнение положений Федерального закона №68-ФЗ, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя; реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 34, 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане, организации, их руководители и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно ст. 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь. Таким образом, перечисленными законодательными актами обеспечение мер пожарной безопасности в сельских населённых пунктах, устранение перечисленных нарушений возложено на органы местного самоуправления поселений. Прокуратурой Пачелмского района установлены нарушения требований пожарной безопасности на территории Валовайского сельсовета: 1) противопожарное расстояние от хозяйственного и жилого сектора до лесного массива составляет менее 15 метров в селе Новый Валовай - что является нарушением требований п. 1 ст. 75 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров; 2) не установлены подъезды к водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды, свободные для проезда пожарной техники в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай - что является нарушением требований п. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. №313), согласно которых дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, и п. 94 ППБ 01-03, согласно которым к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления); 3) не установлены указатели направления движения с цифрами расстояния до водоисточников и у самих водоисточников в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай - что является нарушением требований п. 90 ППБ 01-03, согласно которым у водоисточников, а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; 4) на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай в тёмное время суток отсутствует наружное освещение места размещения пожарного инвентаря и подъездов к пирсам пожарных водоёмов; места нахождения средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения не обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать" - что является нарушением требований п. 27 ППБ 01-03, согласно которым территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать", которые должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; 5) На территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай не разработаны и не произведено устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности и другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения - что является нарушением требований п. 112 ППБ 01-03, согласно которым для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие); 6) на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай не установлены средства звуковой сигнализацией для оповещения людей на случаи пожара, порядок вызова пожарной охраны - что является нарушением требований п. 114 ППБ 01-03, согласно которым на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Выявленные нарушения законодательства, непринятие администрацией поселения мер по их устранению, способны повлечь за собой возникновение пожара, причинение значительного имущественного ущерба, создаёт угрозу жизни и здоровью населения муниципального образования вследствие повышенной пожарной опасности, отсутствия средств своевременного оповещения и борьбы с пожаром. В связи с изложенным суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Пачелмского района исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Белынского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и понуждении к обеспечению пожарной безопасности в лесах в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации поселения (вновь образованного Чкаловского сельсовета, а также администрацию Валовайского сельсовета до момента её ликвидации), выразившееся в не обеспечении требований пожарной безопасности в лесах и населённых пунктах. Обязать администрацию поселения (вновь образованного Чкаловского сельсовета, а также администрацию Валовайского сельсовета до момента её ликвидации) обеспечить следующие требования пожарной безопасности в лесах и населённых пунктах: - обеспечить противопожарное расстояние от хозяйственного и жилого сектора до лесного массива не менее 15 метров в селе Новый Валовай; - обеспечить подъезды к водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды, свободные для проезда пожарной техники в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай; - установить указатели направления движения с цифрами расстояния до водоисточников и у самих водоисточников в сёлах Новый Валовай и Старый Валовай; - обеспечить на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай в тёмное время суток наружное освещение места размещения пожарного инвентаря и подъездов к пирсам пожарных водоёмов; места нахождения средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения обозначить знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать"; - на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай разработать и произвести устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности и другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; - на территории сёл Новый Валовай и Старый Валовай установить средства звуковой сигнализацией для оповещения людей на случаи пожара, порядок вызова пожарной охраны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд. Судья