Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ р.п. Пачелма Пачелмский районный суд Пензенской области в составе Председательствующего Р.П. Васильевой С участием зам. прокурора Пачелмской районной прокуратуры Рыбальченко С.В. При секретаре Г.В. Рудяк Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Титовского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и о понуждении администрации поселения к принятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Проверив материалы дела суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Пачелмского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Титовского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и о понуждении администрации поселения к принятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В исковом заявлении указано,что прокуратурой Пачелмского района при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в деятельности администрации Титовского сельсовета Пачелмского района выявлены нарушения законодательства об энергоэффективности, экологического законодательства. Так, установлено, что администрацией поселения в 2010 году, истекшем периоде 2011 года (до 20.04.2011) какие-либо меры, направленные на организацию сбора отработанных ртутных ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, не принимались. Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 апреля 2003 г.) химическое загрязняющее вещество ртуть относится к 1 классу опасности. В силу требований п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. №681, вступившим в законную силу в сентябре 2010 года) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Таким образом, действующим законодательством сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора являются обязанностью органа местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а согласно ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование и охрана окружающей среды. Таким образом, указанное бездействие администрации поселения создаёт угрозу жизни и здоровью жителей населённых пунктов в составе поселения вследствие загрязнения токсичными отходами производства и потребления (соединениями ртути), а также способно повлечь за собой ухудшение экологической обстановки на территории поселения, что является негативным последствием для государства в целом. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 254 ГПК РФ бездействие органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обращения прокурора в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Титовского сельсовета Пачелмского района, выразившееся в не принятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, и обязать администрацию указанного поселения организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В судебном заседании зам. прокурора Пачелмского района Рыбальченко С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно сообщив, что в связи с тяжелым финансовым положением считает целесообразно установить срок для выполнения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика глава администрации Титовского сельского совета не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Выслушав зам. прокурора Пачелмского района, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Администрацией поселения в 2010 году, истекшем периоде 2011 года (до 20.04.2011) какие-либо меры, направленные на организацию сбора отработанных ртутных ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, не принимались. Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 апреля 2003 г.) химическое загрязняющее вещество ртуть относится к 1 классу опасности. В силу требований п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. №681, вступившим в законную силу в сентябре 2010 года) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Таким образом, действующим законодательством сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора являются обязанностью органа местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а согласно ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование и охрана окружающей среды. Таким образом, указанное бездействие администрации поселения создаёт угрозу жизни и здоровью жителей населённых пунктов в составе поселения вследствие загрязнения токсичными отходами производства и потребления (соединениями ртути), а также способно повлечь за собой ухудшение экологической обстановки на территории поселения, что является негативным последствием для государства в целом. В связи с изложенным суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Пачелмского района исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Титовского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и о понуждении администрации поселения к принятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Титовского сельсовета Пачелмского района, выразившееся в не принятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Обязать администрацию указанного поселения организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд. Судья