Решение по иску прокурора Пачелмского района о признании незаконным бездействия администрации поселения и о понуждении администрации поселения к принятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп



Дело № 2-320РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             р.п. Пачелма

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе

Председательствующего Р.П. Васильевой

С участием зам. прокурора Пачелмской районной прокуратуры Рыбальченко С.В.

При секретаре Г.В. Рудяк

Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Черкасского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и о понуждении администрации поселения к принятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

                                           Проверив материалы дела суд

                                                       

УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Пачелмского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Черкасского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и о понуждении администрации поселения к принятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В исковом заявлении указано,что прокуратурой Пачелмского района при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в деятельности администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района выявлены нарушения законодательства об энергоэффективности, экологического законодательства.

Так, установлено, что администрацией поселения в 2010 году, истекшем периоде 2011 года (до 20.04.2011) какие-либо меры, направленные на организацию сбора отработанных ртутных ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, не принимались.

Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 апреля 2003 г.) химическое загрязняющее вещество ртуть относится к 1 классу опасности.

В силу требований п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. №681, вступившим в законную силу в сентябре 2010 года) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Таким образом, действующим законодательством сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора являются обязанностью органа местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а согласно ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование и охрана окружающей среды.

Таким образом, указанное бездействие администрации поселения создаёт угрозу жизни и здоровью жителей населённых пунктов в составе поселения вследствие загрязнения токсичными отходами производства и потребления (соединениями ртути), а также способно повлечь за собой ухудшение экологической обстановки на территории поселения, что является негативным последствием для государства в целом.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 254 ГПК РФ бездействие органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обращения прокурора в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района, выразившееся в не принятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, и обязать администрацию указанного поселения организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

    В судебном заседании зам. прокурора Пачелмского района Рыбальченко С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно сообщив, что в связи с тяжелым финансовым положением считает целесообразно установить срок для выполнения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика и.о. главы администрации Черкасского сельского совета ФИО4 заявленные требования прокурора Пачелмского района признал в полном объеме и пояснил, что в настоящее время средств для того что бы организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора нет. Просит суд предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ.      

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Администрацией поселения в 2010 году, истекшем периоде 2011 года (до 20.04.2011) какие-либо меры, направленные на организацию сбора отработанных ртутных ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, не принимались.

       Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

       Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

       В соответствии с п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 апреля 2003 г.) химическое загрязняющее вещество ртуть относится к 1 классу опасности.

      В силу требований п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. №681, вступившим в законную силу в сентябре 2010 года) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

      Таким образом, действующим законодательством сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора являются обязанностью органа местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.

       В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а согласно ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

      Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование и охрана окружающей среды.

       Таким образом, указанное бездействие администрации поселения создаёт угрозу жизни и здоровью жителей населённых пунктов в составе поселения вследствие загрязнения токсичными отходами производства и потребления (соединениями ртути), а также способно повлечь за собой ухудшение экологической обстановки на территории поселения, что является негативным последствием для государства в целом.

    В связи с изложенным суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Пачелмского района исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

                                                        РЕШИЛ:

         Исковое заявление прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Черкасского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации поселения и о понуждении администрации поселения к принятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района, выразившееся в не принятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

         Обязать администрацию указанного поселения организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

      Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд.

Судья