Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ р.п. Пачелма Пачелмский районный суд Пензенской области в составе Председательствующего С.В. Зоз С участием пом. прокурора Пачелмского района Ю.П. Кондаковой При секретаре Г.В. Рудяк Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чкаловского сельского совета Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушения законодательства. Проверив материалы дела суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Пачелмского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чкаловского сельского совета Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушения законодательства. В исковом заявлении указано, что прокуратурой Пачелмского района при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в деятельности исполнительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Пачелмского района Пензенской области (администрации Чкаловского сельсовета) выявлены нарушения законодательства о местном самоуправлении в части содержания автомобильных дорог и обеспечения пожарной безопасности. Прокуратурой района установлено, что по обеим сторонам автомобильных дорог общего пользования местного значения, ведущих из р.п. Пачелма в сёла с. Пачелма, Бельщина, Новый Валовай, Старый Валовай, Дмитриевка и между этими населёнными пунктами, на всём их протяжении по территории Чкаловского сельсовета (в частности - в границах поселений перечисленных населённых пунктов) в полосах отвода имеются снегозащитные посадки деревьев, которые содержатся не очищенными от поваленных и высохших деревьев (берёз, тополей и других). Должностными лицами указанной администрации, в чей состав входят названные населённые пункты, меры, направленные на очистку названных лесополос от поваленных и высохших деревьев, не принимались. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Согласно п. п. 1, 2, 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а под защитными дорожными сооружениями - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения. При этом п. п. 15, 16 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ определено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Пунктом 9 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом ч. 1 ст. 34 названного закона установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В ч. 3 ст. 25 названного закона указано, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, запрещается в числе прочих осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков. Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N 160) (согласно п. 1 Классификации она распространяется на автомобильные дороги общего пользования) предусмотрено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV) входит уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, вырубка деревьев и кустарника с уборкой порубочных остатков (п. 14) и устройство снегозащитных лесных насаждений и живых изгородей, противоэрозионные и декоративные посадки (п. 16). Также Ведомственными строительными нормами ВСН 34-78 "Инструкция по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР от 19 июля 1978 г.) предусмотрено проведение рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог для удаления из состава насаждений деревьев, мешающих росту основных пород, а также сухостойных, снеголомных и пораженных вредителями и болезнями (п. п. 2.1, 2.2), удаление из насаждений единичных сухостойных, поврежденных снеголомом, гололедом, ветровалом (п. 4.4.2) и при наличии в насаждении массовых повреждений деревьев или кустарников (более 20% от их числа) проведение восстановительных рубки в соответствии с разделом 7. Помимо изложенного, п. 9 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено в числе прочего обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьёй 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в числе прочих разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Согласно положений п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона №123-ФЗ к горючим относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Таким образом, перечисленными законодательными актами очистка снегозащитных насаждений в полосах отвода автомобильных дорог местного значения от сухостойных деревьев (удаление сухостойных деревьев), являющихся горючими веществами и материалами, для обеспечения дорожной деятельности (выполнение работ по содержанию дорог и полос их отвода) и пожарной безопасности возлагается на исполнительные органы местного самоуправления поселения. Бездействие администрации названного поселения (непринятие перечисленных мер), выразившееся в не соблюдении требований законодательства Российской Федерации по надлежащему содержанию автомобильных дорог (посадок в полосах их отвода) и обеспечению пожарной безопасности в границах перечисленных населённых пунктов), существенно снижают качество содержания автомобильных дорог и безопасность передвижения по ним, а также уровень пожарной безопасности, поскольку поваленные и высохшие деревья обладают пожароопасными свойствами, снижают защищённость автомобильной дороги от воздействия снега, способны повлечь за собой возникновение и распространение пожара и тем самым создаёт угрозу жизни и здоровью пользователей автомобильных дорог, жителей населённых пунктов в случае возникновения пожара и причинения значительного имущественного ущерба. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Чкаловского сельсовета, выразившееся в не соблюдении требований законодательства Российской Федерации по надлежащему содержанию автомобильных дорог (посадок в полосах их отвода) и обеспечению пожарной безопасности в границах перечисленных населённых пунктов), обязать администрацию Чкаловского сельсовета устранить нарушения действующего законодательства: произвести в границах поселений в составе муниципального образования очистку снегозащитных насаждений в полосах отвода автомобильных дорог местного значения от сухостойных деревьев (произвести удаление сухостойных деревьев), являющихся горючими веществами и материалами, для обеспечения дорожной деятельности (выполнить работы по содержанию дорог и полос их отвода) и пожарной безопасности. В судебном заседании пом. прокурора Пачелмского района Кондакова Ю.П. исковые требования поддержала в полном объеме, на основании доводов изложенных в исковом заявлении. Ответчик глава администрации Чкаловчкого сельского совета ФИО4, заявленные требования прокурора Пачелмского района признал в полном объеме и пояснил, что в настоящее время средств, для того что бы устранить выявленные прокуратурой Пачелмского района нарушения, нет. Просит суд предоставить срок. Последствия ст.ст. 173,221 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Согласно п. п. 1, 2, 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а под защитными дорожными сооружениями - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения. При этом п. п. 15, 16 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ определено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Пунктом 9 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом ч. 1 ст. 34 названного закона установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В ч. 3 ст. 25 названного закона указано, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, запрещается в числе прочих осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков. Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N 160) (согласно п. 1 Классификации она распространяется на автомобильные дороги общего пользования) предусмотрено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV) входит уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, вырубка деревьев и кустарника с уборкой порубочных остатков (п. 14) и устройство снегозащитных лесных насаждений и живых изгородей, противоэрозионные и декоративные посадки (п. 16). Также Ведомственными строительными нормами ВСН 34-78 "Инструкция по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР от 19 июля 1978 г.) предусмотрено проведение рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог для удаления из состава насаждений деревьев, мешающих росту основных пород, а также сухостойных, снеголомных и пораженных вредителями и болезнями (п. п. 2.1, 2.2), удаление из насаждений единичных сухостойных, поврежденных снеголомом, гололедом, ветровалом (п. 4.4.2) и при наличии в насаждении массовых повреждений деревьев или кустарников (более 20% от их числа) проведение восстановительных рубки в соответствии с разделом 7. Помимо изложенного, п. 9 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено в числе прочего обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьёй 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в числе прочих разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Согласно положений п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона №123-ФЗ к горючим относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Таким образом, перечисленными законодательными актами очистка снегозащитных насаждений в полосах отвода автомобильных дорог местного значения от сухостойных деревьев (удаление сухостойных деревьев), являющихся горючими веществами и материалами, для обеспечения дорожной деятельности (выполнение работ по содержанию дорог и полос их отвода) и пожарной безопасности возлагается на исполнительные органы местного самоуправления поселения. Бездействие администрации названного поселения (непринятие перечисленных мер), выразившееся в не соблюдении требований законодательства Российской Федерации по надлежащему содержанию автомобильных дорог (посадок в полосах их отвода) и обеспечению пожарной безопасности в границах перечисленных населённых пунктов), существенно снижают качество содержания автомобильных дорог и безопасность передвижения по ним, а также уровень пожарной безопасности, поскольку поваленные и высохшие деревья обладают пожароопасными свойствами, снижают защищённость автомобильной дороги от воздействия снега, способны повлечь за собой возникновение и распространение пожара и тем самым создаёт угрозу жизни и здоровью пользователей автомобильных дорог, жителей населённых пунктов в случае возникновения пожара и причинения значительного имущественного ущерба. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Прокуратурой района, установлено, чтов деятельности исполнительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Пачелмского района Пензенской области (администрации Чкаловского сельсовета) выявлены нарушения законодательства о местном самоуправлении в части содержания автомобильных дорог и обеспечения пожарной безопасности, по обеим сторонам автомобильных дорог общего пользования местного значения, ведущих из р.п. Пачелма в сёла с. Пачелма, Бельщина, Новый Валовай, Старый Валовай, Дмитриевка и между этими населёнными пунктами, на всём их протяжении по территории Чкаловского сельсовета (в частности - в границах поселений перечисленных населённых пунктов) в полосах отвода имеются снегозащитные посадки деревьев, которые содержатся не очищенными от поваленных и высохших деревьев (берёз, тополей и других). Должностными лицами указанной администрации, в чей состав входят названные населённые пункты, меры, направленные на очистку названных лесополос от поваленных и высохших деревьев, не принимались. В связи с изложенным суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Пачелмского района исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Принять признание иска у представителя ответчика главы администрации Чкаловского сельского совета Пачелмского района Пензенской области ФИО4 Исковое заявление прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чкаловского сельского совета Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушения законодательства, удовлетворить Признать незаконным бездействие администрации Чкаловского сельсовета, выразившееся в не соблюдении требований законодательства Российской Федерации по надлежащему содержанию автомобильных дорог (посадок в полосах их отвода) и обеспечению пожарной безопасности в границах перечисленных населённых пунктов). Обязать администрацию Чкаловского сельсовета устранить нарушения действующего законодательства: произвести в границах поселений в составе муниципального образования очистку снегозащитных насаждений в полосах отвода автомобильных дорог местного значения от сухостойных деревьев (произвести удаление сухостойных деревьев), являющихся горючими веществами и материалами, для обеспечения дорожной деятельности (выполнить работы по содержанию дорог и полос их отвода) и пожарной безопасности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд. Судья