Решение по иску прокурора Пачелмского района о признании незаконным бездействия администрации выразившееся в не предоставлении в МЭРТ РФ доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля



6Дело № 2-659РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             р.п. Пачелма

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе

Председательствующего С.В. Зоз

С участием пом. прокурора Пачелмского района Ю.П. Кондаковой

При секретаре Г.В. Рудяк

Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации выразившееся в не предоставлении в МЭРТ РФ доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

                                           Проверив материалы дела суд

                                                       

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Пачелмского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации выразившееся в не предоставлении в МЭРТ РФ доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Пачелмского района Пензенской области проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления - администрацией Пачелмского района Пензенской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

Так, п.3 ст.3 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) установлено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.7 Закона №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; и др.

В соответствии с п.5 ст.7 Закона №294-ФЗ ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 года №215 утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (далее - Правила).

В соответствии с п.п.2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности по следующим разделам: а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; б) организация муниципального контроля; в) финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; г) проведение муниципального контроля; д) действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; е) анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; ж) выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определен Приложением к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчет об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.

В соответствии с п. 6 Правил доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Согласно п.8 Правил сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее 15 марта 2011 года обязаны были подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2010 год, которые должны содержать сведения и документы, перечень которых определен Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Решением Собрания Представителей Пачелмского района Пензенской области от 24.12.2010 года №15-50/2 утверждены соглашения о передаче администрации Пачелмского района полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселений на территории Пачелмского района. Срок действия соглашений установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанными Соглашениями администрации Пачелмского района в числе прочих предаются полномочия по подготовке ежегодного доклада об осуществлении муниципального земельного контроля, об эффективности такого контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и представление доклада в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 года №215, администрацией Пачелмского района в установленный срок доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год не подготовлен, в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, не направлен. Кроме того, сведения, которые должны содержаться в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год не размещены на официальном сайте администрации Пачелмского района Пензенской области в сети Интернет.

Таким образом, бездействие администрации Пачелмского района, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении его в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, нарушает интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

Кроме того, бездействие администрации муниципального образования, нарушает охраняемые ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации; не размещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Пачелмского района Пензенской области в сети Интернет, обязать администрацию Пачелмского района Пензенской области представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации; разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Пачелмского района Пензенской области в сети Интернет.

      В судебном заседании пом. прокурора Пачелмского района Кондакова Ю.П. исковые требования поддержала в полном объеме, на основании доводов изложенных в исковом заявлении.

     Ответчик представитель администрации Пачелмского района Пензенской области Ставарская Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, что по факту не подготовки доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представитель ответчика пояснила в судебном заседании следующее, в соответствии с. п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселений отнесено к вопросам местного значения поселения. Данные полномочия в рамках действующего законодательства были переданы поселениями Пачелмского района муниципальному образованию Пачелмский район Пензенской области в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в последующем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Однако, фактически муниципальный земельный контроль в 2010 году муниципальным образованием Пачелмский район Пензенской области не осуществлялся в рамках реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Связано это было с тем, что в 2009 году на 2010 год в поселениях не разрабатывался и не утверждался План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования о необходимости разработки Плана вступили в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ (ч.2 ст.27 294-ФЗ). Согласно п.б ст.9 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. То есть подготовить проект Плана на 2010 год согласно положениям вышеназванного закона, не предоставлялось возможным.

      Отсутствие Плана проверок не давало законных оснований проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2010 году. В связи с этим за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Администрации Пачелмского района Пензенской области отсутствует информация о результатах проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля.

Подготовка докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. №215 осуществляется именно в рамках реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Поэтому отсутствие информации послужило основанием считать невозможным подготовку предусмотренного 294-ФЗ Доклада. В судебном заседании представитель ответчика Ставарская Е.Н. заявленные требования прокурора Пачелмского района признала в полном объеме. Последствия ст. 173, 221 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, п.3 ст.3 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) установлено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.7 Закона №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; и др.

В соответствии с п.5 ст.7 Закона №294-ФЗ ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 года №215 утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (далее - Правила).

В соответствии с п.п.2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности по следующим разделам: а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; б) организация муниципального контроля; в) финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; г) проведение муниципального контроля; д) действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; е) анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; ж) выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определен Приложением к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчет об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.

В соответствии с п. 6 Правил доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Согласно п.8 Правил сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обязаны были подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2010 год, которые должны содержать сведения и документы, перечень которых определен Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Решением Собрания Представителей Пачелмского района Пензенской области от 24.12.2010 года №15-50/2 утверждены соглашения о передаче администрации Пачелмского района полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселений на территории Пачелмского района. Срок действия соглашений установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанными Соглашениями администрации Пачелмского района в числе прочих предаются полномочия по подготовке ежегодного доклада об осуществлении муниципального земельного контроля, об эффективности такого контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и представление доклада в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.

Прокуратурой района, установлено, что администрацией Пачелмского района в установленный срок доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год не подготовлен, в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, не направлен. Кроме того, сведения, которые должны содержаться в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год не размещены на официальном сайте администрации Пачелмского района Пензенской области в сети Интернет. Таким образом, бездействие администрации Пачелмского района, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении его в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, нарушает интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

В связи с изложенным суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Пачелмского района исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

                                                        РЕШИЛ:

       Принять признание иска у ответчика представителя администрации Пачелмского района Пензенской области Ставарской Елены Николаевны.

         Исковое заявление прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации выразившееся в не предоставлении в МЭРТ РФ доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации; не размещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Пачелмского района Пензенской области в сети Интернет.

Обязать администрацию Пачелмского района Пензенской области представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Мониторинг»), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации; разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Пачелмского района Пензенской области в сети Интернет, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

      Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд.

Судья