Дело № 2 – 680 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Р.п.Пачелма ДД.ММ.ГГГГ Пачелмский районный суд Пензенской области в составе Председательствующего С.В. Зоз При секретаре Г.В. Рудяк Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску Коробовой Нины Ивановны к Администрации р.п.Пачелма о признании права на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны. Проверив материалы дела, суд УСТАНОВИЛ: Коробова Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации р.п.Пачелма, в котором просит признать ее право на улучшение жилищных условий как вдовы ветерана ВОВ и обязать ответчика поставить ее на очередь на получение жилья. Представитель истца Капустина Г.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, мотивируя их тем, что ее мама – Коробова Нина Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны – ФИО2. Статус вдовы ветерана Великой Отечественной Войны подтверждается удостоверением №, выданным ей ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области. В настоящее время ее мама проживает по адресу: <адрес> №. Данный дом принадлежит ей. Ее мать отдельной жилой площади не имеет. Мать зарегистрирована по вышеуказанному адресу. Ранее данный дом принадлежал ее матери – Коробовой Нине Ивановне на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ ее мать у нотариуса составила договор дарения и подарила данный дом ей. В настоящее время в доме зарегистрированы ее мать и внучка – ФИО6 Дом полностью принадлежит ей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В декабре 2010 года ее мать стала собирать документы на улучшение жилищных условий как вдова ветерана ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию р.п.Пачелма Пачелмского района с письменным заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением администрации р.п.Пачелма № от ДД.ММ.ГГГГ Коробова Н.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова ветерана ВОВ и поставлена на учет. Однако постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Коробова Н.И. была снята с указанного учета в связи с тем, что дом, в котором проживает истица был подарен в 2009 году ей – дочери. Считает, что права ее доверителя нарушены. Указывает, что согласно п. 1 Указа Президента РФ предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ № 5 от 12.01.1995 года. Согласно ст. 51 ЖК РФ ее мать является гражданином, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ссылку в ответе администрации р.п.Пачелма на то, что ее мать – Коробову Н.И. не могут поставить на учет в качестве гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий считает противоречащей ст. 51 ЖК РФ. Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.012006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение и инженерными системами ( электроосвещением, хозяйственно – питьевым и горячим водоснабжением, газоснабжением). Хозяйственно – питьевое и горячее водоснабжение в его доме отсутствуют. Хотя по заключению Пачелмского БТИ дом признан пригодным для проживания, считает, что дом, где в настоящее время проживает его мать находится в ветхом состоянии и для проживания он в настоящее время не пригоден, так как имеет большой процент износа. В октябре 2011 года ими был заключен договор с научно – исследовательской лабораторией судебных экспертиз о проведении независимой экспертизы по вопросу определения технического состояния жилого дома. Согласно выводов дом № № по <адрес>, где проживает истица имеет физический износ 67 %. Просит требования Коробовой Н.И. удовлетворить, признать ее право на улучшение жилищных условий как вдовы ветерана ВОВ и обязать администрацию р.п.Пачелма поставить ее на очередь на получение жилья с момента первоначального обращения с заявлением. Представитель ответчика – администрации р.п.Пачелма – ФИО7, в письменном заявлении заявленные исковые требования признал в полном объеме. Последствия ст. 173, 221 ГПК РФ сторонам разъяснены и понятны. Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Судом установлено, что Коробова Нина Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается копией удостоверения №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14, статьей 23.2 Федерального Закона «О ветеранах», инвалидам войны и членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем один раз за счет средств федерального бюджета из федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации; данная мера осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации субвенций, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) определяется нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов поставлена задача завершить обеспечением жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также их вдов, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Законом Пензенской области № 1870 – ЗПО от 27.02.2010 года «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области» определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий2 Согласно ч. 2 ст. 1 настоящего Закона его действие распространяется на членов семей участников ВОВ. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в п.1 ч.2 ст.1 данного Закона: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Приведенный перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Частями 4,5 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 настоящей статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Судом установлено, что Коробова Н.И. проживает в жилом доме, находящимся по адресу <адрес> №. Суду представлен технический паспорт на указанный жилой дом, правообладателем значится Капустина Г.Н. Согласно сообщения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за истицей – Коробовой Н.И. недвижимое имущество не числится. В указанном жилом доме истица Коробова Н.И. проживает вместе с внучкой – ФИО6, что подтверждается справкой о составе семьи, выданной администрацией р.п.Пачелма и выпиской из домовой книги по адресу р.<адрес> №. Из объяснений в суде сторон следует, что в доме имеется газовое отопление, водопровод и канализация. В декабре 2010 года Коробова Н.И. обратилась в администрацию р.п.Пачелма Пачелмского района Пензенской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация р.п.Пачелма признала истицу нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация р.п.Пачелма сняла с учета Коробову Н.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на социальную льготу согласно Федеральному закону «О ветеранах» на основании п.3 ч.1 ст. 54, то есть как намеренно ухудшевшей свои жилищные условия. Судом установлено, что Коробова Н.И. проживает в жилом помещении общей площадью 20,6 кв.м, что превышает учетную норму общей площади на одного человека, в занимаемом истицей жилом помещении. Как следует из содержания п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещение или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещениях, не отвечающих установленных для жилых помещений требованиям. В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой жилой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления. Решением Комитета местного самоуправления р.п.Пачелма Пачелмского района Пензенской области «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в р.п.Пачелма» от ДД.ММ.ГГГГ, учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 10 и менее квадратных метров общей жилого помещения на одного человека. Таким образом истица Коробова Н.И. обеспечена жилым помещением более учетной нормы, то есть более чем по 10 м2 общей жилой площади на каждого члена семьи и по данному основанию не может быть признана нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации № 47 от 28 января 2006 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года № 494). Согласно положениям пунктов 7 и 8 названного Постановления, признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным настоящим Положением требованиям. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным настоящим Положениям требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания. Пунктом 12 названного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. Согласно технического паспорта, имеющегося в материалах дела, жилой дом по адресу: <адрес> № принадлежит на праве собственности Капустиной Галине Николаевне. Как видно из представленных документов, а именно справки Пачелмского производственного участка Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», общий процент износа дома № № по <адрес> 32 %. Однако согласно выводов экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, физический износ жилого дома по адресу <адрес> №, на момент проведения экспертного осмотра составляет 67 %. В связи с ветхим техническим состоянием конструкций жилого дома, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности жилого помещения, прочности и устойчивости отдельных конструкций, жилое помещение, находящееся по адресу р.<адрес> № не соответствует требованиям п.10 раздел 2 и п. 33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения негодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года. По наличию инженерных конструкций в доме, жилое помещение не соответствует требованиям п.12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения негодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года. Принадлежащий Капустиной Г.Н. жилой дом, расположенный на <адрес> № № <адрес>, является постоянным жильем ее матери – вдовы ветерана ВОВ. Таким образом установлено, что истица Коробова Н.И. проживает в неблагоустроенном жилом помещении и по своему состоянию здоровья и в силу отсутствия достаточных денежных средств лишена возможности собственными силами и за счет собственных средств благоустроить занимаемое ей жилое помещение. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в их совокупности суд приходит к выводу, что Коробова Н.И. проживает в жилом помещении, не соответствующем предъявляемым к жилым помещениям требованиям, а потому истица Коробова Н.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на очередь по месту жительства с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Коробовой Нины Ивановны к администрации р.п.Пачелма Пачелмского района Пензенской области о признании права на улучшение жилищных условий и постановке на очередь на получение жилья – удовлетворить. Признать право Коробовой Нины Ивановны на улучшение жилищных условий как вдовы ветерана ВОВ и обязать администрацию р.п.Пачелма Пачелмского района Пензенской области поставить Коробову Нину Ивановну на очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения копии мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Пензенского областного суда, через Пачелмский районный суд Пензенской области. Судья