Определение о прекращении по иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бедействия выразившегося в непринятии мер по ликвидации свалки



Дело № 2-721

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Пачелма

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе

Председательствующего Васильевой Р.П.

С участием пом. прокурора Пачелмского района Карташовой Ю.П.

При секретаре Мещеряковой А.Г.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Чкаловского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации Чкаловского сельсовета Пачелмского района выразившегося в непринятии мер по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения.

Проверив материалы дела суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пачелмского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Чкаловского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации Чкаловского сельсовета Пачелмского района выразившегося в непринятии мер по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Пачелмского района проведена проверка исполнения земельного законодательства, а также законодательства об охране окружающей природной среды на территории Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в части соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В ходе проверки установлено, что администрацией Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области ненадлежащим образом исполняется земельное законодательство, а также законодательство об охране окружающей природной среды.

В соответствии со ст.12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Из положений ст.51 данного Закона следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из положений Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно п.п.3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

В ходе проверки установлено, что на расстоянии 1150 метров на юго-запад от дома № по <адрес> на поле на землях сельскохозяйственного назначения, организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Указанная несанкционированная свалка оказывает негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в силу того, что имеющиеся бытовые отходы разносятся ветром, мусор растаскивается птицами и бродячими собаками, в результате чего ухудшается санитарное состояние жилой территории, что, в свою очередь, может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Наличие несанкционированной свалки ведет к росту численности бродячих собак, грызунов, что также ухудшает эпидемиологическую обстановку, существенно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Органами местного самоуправления не принимается никаких мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 1150 метров на юго-запад от дома № по <адрес> на поле на землях сельскохозяйственного назначения, чем нарушается конституционное право граждан, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, а именно право на благоприятную окружающую среду.

Администрация Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области не принимает действенных мер к ликвидации указанной несанкционированной свалки.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Кроме того, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер к ликвидации свалки бытовых отходов, расположенной на расстоянии 1150 метров на юго-запад от дома № по <адрес> на поле на землях сельскохозяйственного назначения, обязать администрацию Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области ликвидировать свалку бытовых отходов, расположенную на расстоянии 1150 метров на юго-запад от дома № по <адрес> на поле на землях сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании пом. прокурора Пачелмского района Карташова Ю.П. просит суд принять отказ от иска в связи с добровольным разрешением дела.

Представитель ответчика – глава администрации Чкаловского сельского совета В.В. Антонов в судебное заседание не явился представил в суд заявление, в котором просит гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района рассмотреть в его отсутствие.

Отказ от иска не противоречит интересам сторон, и поэтому принимается судом.

Последствия ст. 173, 221 ГПК РФ сторонам разъяснены.

При отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение,

которым одновременно прекращается производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 224 ГПК РФ суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ от иска у пом. прокурора Пачелмского района Ю.П. Карташовой.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Чкаловского сельского совета о признании незаконным бездействия администрации Чкаловского сельсовета Пачелмского района выразившегося в непринятии мер по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд.

Судья