Решение по иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанностей по понуждению обеспечения безопасных условий труда - устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-62

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Пачелма

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе

Председательствующего судьи С.В. Зоз

С участием пом. прокурора Пачелмского района Ю.П. Карташовой

С участием представителя МУК Титовский БДЦ Борисовой Л.Н.,

При секретаре Г.В. Рудяк

Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУК Титовский БДЦ о возложении обязанностей по понуждению обеспечения безопасных условий труда – устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму.

Проверив материалы дела суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пачелмского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУК Титовский БДЦ о возложении обязанностей по понуждению обеспечения безопасных условий труда – устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму.

В заявлении указано, что прокуратурой Пачелмского района при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в деятельности Муниципального учреждения культуры Титовский библиотечно-досуговый центр Пачелмского района (МУК Титовский БДЦ) выявлены нарушения законодательства об обеспечении безопасных условий труда, о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму.

Так, установлено, что в здании МУК Титовский БДЦ, расположенном по адресу: <адрес>, д, на момент проверки (09 часов 35 минут ДД.ММ.ГГГГ) деятельность осуществляется со следующими нарушениями правил, требований пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности:

1), 2) в зрительном зале на сцене эксплуатируется 2 электророзетки, смонтированные на деревянном основании; в кабинете художественного руководителя эксплуатируются 2 электророзетки, смонтированные на деревянном основании, и электропроводка к ним, проложенная по деревянному основанию; в библиотеке эксплуатируются 2 электророзетки, смонтированные на деревянном основании; в холле эксплуатируется 2 электророзетки с повреждённым корпусом – что является нарушением:

– требований п. 60 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313), согласно которым при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приёмники в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, приёмники, имеющие неисправности, с повреждённой изоляцией, повреждённые электроустановочные изделия;

– также является нарушением требований п. 57 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313), согласно которых эксплуатацию электроустановок и электротехнических изделий необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике;

– а также является нарушением требований таблицы 2.1.3 «Правил устройства электроустановок. Глава 2» (согласована с Госстроем СССР 28 июля 1975 г.; утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20 октября 1977 г. Внесены изменения Решениями Главтехуправления и Главгосэнергонадзора Минэнерго СССР N Э-16/79 от 18 октября 1979 г. и N 9-2/83 от 25 февраля 1983 г.), согласно которым провода и кабели по сгораемым материалам должны располагаться на роликах, изоляторах или с подкладкой из несгораемых материалов.

Кроме того, дверь эвакуационного выхода, ведущая на улицу на восточную сторону, на момент осмотра при отпирании запора свободно не открывается наружу из-за прилегающих с наружной стороны снега и льда. Несмотря на применение физических усилий в течение 2-х минут, открыть дверь по-прежнему не представилось возможным.

Изложенное является нарушением требований п. 52 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313), согласно которым двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Факт нарушений подтверждают следующие материалы проверки: объяснение директора МУК Титовский БДЦ» Борисовой Л.Н., протокол осмотра помещения, территорий и находящихся там вещей и документов с приложением (фототаблица).

Согласно ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

В соответствии с п. 48 ст. 2 Федерального закона №123-ФЗ эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в ст. 1 установил следующее.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Также, в Федеральном законе от 6 марта 2006г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму" указано, что противодействие терроризму - деятельность органов по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Помимо изложенного, согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя – обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Постановлением администрации Пачелмского района от ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с ТИК Пачелмского района здание МУК Титовский БДЦ Пачелмского района определено местом нахождения избирательного участка №929.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" число избирателей названного участка составит до 3000 человек. Кроме того, согласно положений ст. ст. 29, 30, 32 Федерального закона №51-ФЗ в помещении для голосования имеют право находиться все члены избирательной комиссии, члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка, наблюдатели и представители СМИ.

Согласно п. п. 16, 43 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313) объектами с массовым пребыванием людей считаются объекты с нахождением 50 человек и более.

Тем самым здание МУК Титовский БДЦ является местом массового пребывания людей (избирателей, членов избирательной комиссии, наблюдателей и других).

В соответствии со ст. ст. 28, 60, 72, 79 Федерального закона №51-ФЗ помещение для голосования должно быть соответствующим образом оборудовано и подготовлено для использования в названных целях.

Из изложенного следует, что в соответствии с требованиями действующего законодательства помещение для голосования также должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и иным перечисленным требованиям федерального законодательства.

В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, их руководители и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, инструментов, сырья и материалов.

Таким образом, в соответствии с перечисленными нормами законодательства обязанность обеспечить в здании МУК Титовский БДЦ безопасные условия труда – устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму (и тем самым обеспечить возможность безопасной эвакуации из здания людей в случае возникновения пожара, чрезвычайной ситуации, террористической угрозы – возложена на организацию (юридическое лицо): МУК Титовский БДЦ.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно ст. 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь.

Выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в указанном учреждении, снизили пожарную безопасность МУК Титовский БДЦ, как места с массовым пребыванием неопределённого круга лиц: работников, посетителей, а также избирателей в период проведения выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Пачелмского района Пензенской области, создают угрозу их жизни и здоровью и потому требуют устранения.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обращения прокурора в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации.

На основании изложенного просит суд возложить на МУК Титовский БДЦ обязанность обеспечить безопасные условия труда – устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму.

В судебном заседании пом. прокурора Пачелмского района Карташова Ю.П. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно сообщив, что целесообразно установить срок для выполнения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик МУК Титовский БДЦ Борисова Л.Н., исковые требования прокурора Пачелмского района признала. В связи с тяжелым финансовым положением просит суд предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ, для устранений нарушений указанных в заявлении прокурора.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

В соответствии с п. 48 ст. 2 Федерального закона №123-ФЗ эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

Также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в ст. 1 установил следующее.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Также, в Федеральном законе от 6 марта 2006г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму" указано, что противодействие терроризму - деятельность органов по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Помимо изложенного, согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя – обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Постановлением администрации Пачелмского района от ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с ТИК Пачелмского района здание МУК Титовский БДЦ Пачелмского района определено местом нахождения избирательного участка .

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" число избирателей названного участка составит до 3000 человек. Кроме того, согласно положений ст. ст. 29, 30, 32 Федерального закона №51-ФЗ в помещении для голосования имеют право находиться все члены избирательной комиссии, члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка, наблюдатели и представители СМИ.

Согласно п. п. 16, 43 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313) объектами с массовым пребыванием людей считаются объекты с нахождением 50 человек и более.

Тем самым здание МУК Титовский БДЦ является местом массового пребывания людей (избирателей, членов избирательной комиссии, наблюдателей и других).

В соответствии со ст. ст. 28, 60, 72, 79 Федерального закона №51-ФЗ помещение для голосования должно быть соответствующим образом оборудовано и подготовлено для использования в названных целях.

Из изложенного следует, что в соответствии с требованиями действующего законодательства помещение для голосования также должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и иным перечисленным требованиям федерального законодательства.

В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, их руководители и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, инструментов, сырья и материалов.

Таким образом, в соответствии с перечисленными нормами законодательства обязанность обеспечить в здании МУК Титовский БДЦ безопасные условия труда – устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму (и тем самым обеспечить возможность безопасной эвакуации из здания людей в случае возникновения пожара, чрезвычайной ситуации, террористической угрозы – возложена на организацию (юридическое лицо): МУК Титовский БДЦ.

В ходе проверки установлено, что в здании МУК Титовский БДЦ, деятельность осуществляется со следующими нарушениями правил, требований пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности:

1), 2) в зрительном зале на сцене эксплуатируется 2 электророзетки, смонтированные на деревянном основании; в кабинете художественного руководителя эксплуатируются 2 электророзетки, смонтированные на деревянном основании, и электропроводка к ним, проложенная по деревянному основанию; в библиотеке эксплуатируются 2 электророзетки, смонтированные на деревянном основании; в холле эксплуатируется 2 электророзетки с повреждённым корпусом – что является нарушением:

– требований п. 60 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313), согласно которым при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приёмники в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, приёмники, имеющие неисправности, с повреждённой изоляцией, повреждённые электроустановочные изделия;

– также является нарушением требований п. 57 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313), согласно которых эксплуатацию электроустановок и электротехнических изделий необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике;

– а также является нарушением требований таблицы 2.1.3 «Правил устройства электроустановок. Глава 2» (согласована с Госстроем СССР 28 июля 1975 г.; утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20 октября 1977 г. Внесены изменения Решениями Главтехуправления и Главгосэнергонадзора Минэнерго СССР N Э-16/79 от 18 октября 1979 г. и N 9-2/83 от 25 февраля 1983 г.), согласно которым провода и кабели по сгораемым материалам должны располагаться на роликах, изоляторах или с подкладкой из несгораемых материалов.

Кроме того, дверь эвакуационного выхода, ведущая на улицу на восточную сторону, на момент осмотра при отпирании запора свободно не открывается наружу из-за прилегающих с наружной стороны снега и льда. Несмотря на применение физических усилий в течение 2-х минут, открыть дверь по-прежнему не представилось возможным.

Изложенное является нарушением требований п. 52 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313), согласно которым двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в указанном учреждении, снизили пожарную безопасность МУК Титовский БДЦ, как места с массовым пребыванием неопределённого круга лиц: работников, посетителей, а также избирателей в период проведения выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Пачелмского района Пензенской области, создают угрозу их жизни и здоровью и потому требуют устранения.

В связи с изложенным суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Пачелмского района исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУК Титовский БДЦ о возложении обязанностей по понуждению обеспечения безопасных условий труда – устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму, удовлетворить.

Возложить на МУК Титовский БДЦ обязанность обеспечить безопасные условия труда – устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций и противодействии терроризму, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 30 дней со дня его оглашения, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд.

Судья