Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.



Дело – 54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п.Пачелма ДД.ММ.ГГГГ

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе

Председательствующего Зоз С.В.

С участием истца Якунина Виктора Алексеевича

Представителя ответчика – ГУ УПФР по Пачелмскому району – Еськиной В.Н.

При секретаре Рудяк Г.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма гражданское дело по иску Якунина Виктора Алексеевича к ГУ УПФР по Пачелмскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Проверив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ

Якунин В.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по Пачелмскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование своих требований Якунин В.А. пояснил, что с 08 декабря 1988 года он работает в системе народного образования. На 28 декабря 2011 года он проработал в народном образовании 25 лет, тем самым получил право на пенсию, установленную пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ им было написано заявление в ГУ УПФР по Пачелмскому району о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ, в котором ему сообщалось, что комиссией ГУ УПФР не засчитаны в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости период прохождения службы в Вооружённых силах по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С решением ГУ УПФР по Пачелмскому району он не может согласиться, так как период прохождения службы в Вооружённых силах по призыву должен быть засчитан в специальный стаж по следующим основаниям:

1. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения», в соответствии с которым учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается: п. «г» служба в составе Вооружённых Сил СССР.

Согласно военного билета НП военную службу по призыву он проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.

С 1 января 2002 года введён в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьёй 3 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации « О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей ( пункт 2).

Такое право не существует с 23.09.1993 года, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953. Постановление Правительства от 22.09.1993 года отменило постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 года №1397.

Исключение из педагогического стажа периода прохождения службы в Вооружённых силах по призыву ухудшает его интересы, т.к. препятствует ему воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости. Согласно п.п. 10 п.1. ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» от 17.12.2001 года№173- ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

29 января 2004 года Конституционный Суд РФ принял постановление №2-11 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».

На основании вышеизложенного и руководствуясь законодательством Российской Федерации он просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, обязать ГУ УПФР по Пачелмскому району засчитать в его стаж, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости период прохождения службы в Вооруженных Силах по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента первоначального обращения за ней.

Представитель заинтересованного лица ГУ УПФР по Пачелмскому району Еськина В.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Якунина В.А. не признала и пояснила, что решением комиссии по реализации пенсионных прав при ГУ-УПФР по Пачелмскому району Пензенской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обратившемуся в Управление ПФР с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ Якунину Виктору Алексеевичу в силу отсутствия на день обращения необходимого специального стажа педагогической деятельности.

В специальный педагогический стаж истца не засчитан период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27.11.1986 г. по 29.11. 1988 г. в силу следующего:

Трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Согласно п.п.10 п.1 ст. 28 Закона 173 педагогические работники, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, приобретают право на назначение досрочной трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного Закона.

Правительством в рамках предоставленных ему полномочий 29.10.2002 г. было принято Постановление № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Только работа в должностях и учреждениях, предусмотренных данным Списком, засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Служба в составе Вооруженных Сил СССР, не включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, применительно к положениям статьи 30 Федерального закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Согласно Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1, действовавшего до 01.01.2002 г., его статьи 90 военная служба и другая, приравненная к ней служба, включается в общий трудовой стаж, но не включается в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, утвердившее Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в котором говорится о засчитывании в стаж работы по специальности также служба в Вооруженных силах СССР было отменено внесенными изменениями в законодательство в 1990 году Федеральным Законом «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 и Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 2001 г. и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального Закона № 173, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, которые исключили возможность зачета периодов прохождения службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В Постановлении № 2-П Конституционный Суд РФ ссылается на Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003г. № 70, которым по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждено Разъяснение № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В п.1 Разъяснения № 4 указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую / ст. 27,28 Закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ/ в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы / деятельности/, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством / в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа/.

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу летоисчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (также п.1 Разъяснения № 4).

В соответствии сч.1 ст. 19 Закона 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на ее назначение.

На день обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж Якунина Виктора Алексеевича составлял 23 года 00 месяцев 24 дня.

Так как у истца право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникает после 01.01.2002 г., УПФР правомерно исключило из специального стажа истца период службы в Вооруженных Силах СССР, что не противоречит как действующему законодательству, так и законодательству, действовавшему до 01.01.2002 г. и, следовательно, не нарушает права Якунина В.А. на назначение досрочной пенсии, поскольку у последнего нет необходимого педагогического стажа в 25 лет.

Таким образом, правовые основания для зачета в специальный педагогический стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР истца отсутствуют, просит суд в удовлетворении исковых требований истца отказать.

Изучив представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему:

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001 года досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Из материалов дела следует, что в специальный стаж Якунина В.А. включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по момент обращения за назначением пенсии в должности военрука Новотолковской средней школы / МОУ Новотолковской средней общеобразовательной школы, МОУ СОШ <адрес>, где он продолжает работать в настоящее время.

Вышеназванные периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке истца, и включение их в стаж им не оспаривается.

Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначений пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.

Согласно записям в военном билете Якунин В.А, военную службу по призыву в звании рядового, а затем ефрейтора он проходил в восковой части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с последующими изменениями и дополнениями) и Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», действовавших в период прохождения Якуниным В.А. военной службы в составе Вооруженных Сил СССР, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК. ОГПУ. НКВД, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно п.п.10 п.1 ст. 28 Закона 173 педагогические работники, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, приобретают право на назначение досрочной трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного Закона.

Правительством в рамках предоставленных ему полномочий 29.10.2002 г. было принято Постановление № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Только работа в должностях и учреждениях, предусмотренных данным Списком, засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Служба в составе Вооруженных Сил СССР, не включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Как установлено в судебном заседании Якунин В.А. до прохождения службы в Вооруженных Силах педагогического образования не имел, педагогической деятельностью не занимался. Специальный стаж, связанный с осуществлением им педагогической деятельности начал исчисляться только по окончании службы в ВС и поэтому данный спорный период не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости.

Согласно Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии и пересчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными Законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2002 года №17/19 пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного Фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако, не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (п. 7).

Таким образом, на момент обращения в отделение Пенсионного фонда - на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Агишева Н.К. составлял 23 года 00 месяцев 24 дня, чего недостаточно для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости и ответчиком обоснованно было отказано в ее назначении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ. суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования Якунина Виктора Алексеевича к ГУ УПФР по Пачелмскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 30 дней в судебную коллегию по гражданским делам Пензенского областного суда, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд.

Судья