Дело № 2-209 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р.п. Пачелма 28 августа 2012 года Пачелмский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Васильевой Р.П. с участием пом.прокурора Пачелмского района Пензенской области Карташовой Ю.П. в интересах Подрезовой Марии Алексеевны представителя ответчика ГУ УПФР по Пачелмскому району Пензенской области Еськиной В.П., действующей на основании доверенности от 28.08.2012 при секретаре Мещеряковой А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пачелмского района в интересах Подрезовой М.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пачелмскому району Пензенской области о доплате к ежемесячной денежной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26464,35 руб. УСТАНОВИЛ: Прокурор Пачелмского района обратился в суд с иском в интересах Подрезовой М.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пачелмскому району Пензенской области о доплате к ежемесячной денежной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26464,35 руб., мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Пачелмского района Пензенской области при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в ходе проверки в деятельности государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Пачелмскому району Пензенской области (ГУ УПФ РФ по Пачелмскому району) выявлены нарушения законодательства о социальной защите членов семей погибших участников Великой Отечественной войны и других боевых действий. В ходе проверки установлено, что Подрезова Мария Алексеевна является матерью погибшего военнослужащего, приравненная к участникам Великой Отечественной войны, и в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» до 01.01.2005 пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членами семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаи потери кормилица (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 ст.11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой отечественной войны, была, преобразована в систему социальной поддержке, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) с 01.01.2006 по 04.04.2007 определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1500 руб. (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005, согласно пункту 5 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ - 1050руб.), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий 01.01.2006 по 04.04.2007- 600 рублей (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005-150 рублей. ГУ УПФ РФ по Пачелмскому району выплачивал Подрезовой М.А., как члену семьи погибшего военнослужащего, ежемесячную денежную выплату в следующих размерах: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 150рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 159 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 213,06 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 228,81 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П Подрезовой М.А. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты, как относящейся к категории «участники Великой Отечественной войны». Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции, действующей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем вторым пунктом 6 ст.44 Федерального закона от22 августа 2004 года №122-ФЗ утративший силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 года N 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образам, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предлагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшими законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что не совместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 2) и 57 Конституции РФ. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. По смыслу статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года №502-0). Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-0). Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, ГУ УПФ РФ по Пачелмскому району неправомерно начисляло Подрезовой М.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Вместе с тем согласно изложенным нормам и Определению Конституционного суда РФ от 04.04.2007 №331-ОП, положения Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признания утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона, если они ухудшают положения граждан. Как следствие, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Пачелмскому району Пензенской области должно было начислять Подрезовой М.А. как относящейся к категории «участники Великой Отечественной войны», ежемесячную денежную выплату в следующих размерах: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в сумме 1050 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –в сумме 1113 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-в сумме 1248,15 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в сумме 1341,54 руб. Таким образом, сумма доплаты, подлежащая начислению и выплате составляет: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-(1050-150)х7=6300 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-(1113-159)х5=7632 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-(1248,15-213,06)х12=12421,08 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-(1341,54-228,81)х0,1=111,27 руб. Всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Подрезовой М.А. неравномерно начислялась ежемесячная денежная выплата не по категории участников Великой Отечественной войны, доплата должна составлять 26464,35 руб. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случаи, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Подрезова М.А. имеет старческий возраст, плохое состояние здоровья, юридически не грамотна, и потому не может самостоятельно обратиться в суд, просила прокурора района обратиться в её интересах в суд Пачелмского района с заявлением о защите её нарушенных прав. Таким образом, перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обращения прокурора в суд с заявлением в защиту указанного гражданина. Пом.прокурора Пачелмского района Карташова Ю.П. в судебном заседании исковые требования в интересах Подрезовой М.А. к ГУ УПФР по Пачелмскому району Пензенской области о доплате к ежемесячной денежной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26464,35 руб. поддержала в полном объеме. Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Пачелмскому району Пензенской области ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора Пачелмского района в интересах Подрезовой М.А. о доплате к ежемесячной денежной выплате за период с 01.01.2005 по 04.04.2007 в размере 26464,35 руб. признала в полном объеме. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку он не нарушает права ответчика и направлен на восстановление прав истца. Последствия ст. 173, 220 ГПК РФ сторонам разъяснены. При признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Принять признание иска у ответчика председателя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Пачелмскому района Пензенской области Еськиной В.Н. Исковые требования прокурора Пачелмского района удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести доплату к ежемесячной денежной выплате ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 26464 рубля 35 копеек. Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России по Пачелмскому району Пензенской области государственную пошлину в доход государства в размере 993 рубля 93 копейки. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья