Дело №
Следственный №
Строка 3
Приговор
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 25 января 2011 года
Камчатский край
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Бабарыкин А.С.,
при секретаре Лепистовой И.В.,
с участием государственного обвинителя помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Никулиной И.М.,
подсудимого и гражданского ответчика Безрукавого М.Г.,
защитника адвоката Шутовой-Даниленко В.В., представившей удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ управлением федеральной регистрационной службы по <адрес> и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный <адрес>вой коллегией адвокатов,
потерпевшей и гражданского истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Безрукавого Максима Григорьевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе Петропавловске-Камчатском, гражданина Российской Федерации, образование среднее, имеющего малолетнего ребёнка, состоящего в браке, работающего в ООО «Слав-рыба» рыбообработчиком, зарегистрированного и проживающего в <адрес>, судимого:
7 февраля 2006 года по ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года;
25 октября 2006 года по пп. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ с применением ст. 70, ч. 5 ст. 74 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы, освобожденного по отбытию наказания 25 сентября 2009 года,
в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,
установил:
Безрукавый виновен в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей, совершенном в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края при следующих обстоятельствах.
20 июня 2010 года с 4 до 5 часов, Безрукавый, после употребления спиртных напитков, на втором этаже <адрес> в коридоре, где расположены комнаты № и №, на почве личных неприязненных отношений, возникших в результате ссоры с ФИО4 по причине ревности, из-за того, что она вышла из соседней комнаты с расстегнутой ширинкой надетых на ней брюках, действуя умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, схватил ФИО4 за волосы и, удерживая их руками, ударил её не менее пяти раз головой о стену. После чего, не выпуская волос ФИО4 из рук, затащил её в душевую комнату, расположенную на том же этаже и, держа потерпевшую руками за волосы, ударил ее головой о стену не менее двух раз. Не отпуская волосы ФИО4 из своих рук, он снова вытащил её в коридор, где не менее трех раз ударил головой о стену, нанес ей не менее двух ударов кулаками в область лица и не менее трех ударов ногами, обутыми в обувь, в область туловища.
В результате своих преступных действий Безрукавый причинил ФИО4 телесные повреждения в виде двух кровоподтеков в области левого плечевого сустава, не квалифицирующихся как вред здоровью; черепно-мозговую травму, которая проявилась кровоподтеком верхнего века левого глаза, ссадиной левого надбровья, кровоизлияниями в покровные мягкие ткани головы, субарахноидальными кровоизлияниями; субдуральной гематомой слева (80 мл), осложнившейся отеком и набуханием головного мозга, квалифицированную как тяжкий вред здоровью, от которой 19 июля 2010 года по неосторожности наступила смерть ФИО4.
Подсудимый Безрукавый вину признал полностью, отказался давать показания и полностью подтвердил показания, данные им в ходе предварительного следствия.
Кроме полного признания вины подсудимым она полностью подтверждается совокупностью следующих доказательств по делу.
Показаниями Безрукавого, данными в ходе предварительного следствия и оглашёнными судом, согласно которым 20 июня 2010 около 4 или 5 часов, в коридоре общежития <адрес> в <адрес> он увидел выходившую из соседней комнаты ФИО4. Надетые на ней брюки были расстёгнуты. Поскольку сожительствовал с ФИО4, испытал чувство ревности и злость. Схватил ФИО4 за волосы и не менее пяти раз ударил головой о стену. Затем в душевой комнате еще не менее двух раз ударил ее о стену головой. После этого за волосы вытащил её в коридор, где не менее трех раз ударил головой о стену, повалил на пол и нанес не менее двух ударов кулаками по лицу, один удар в нос и ногами, обутыми в обувь, не менее трех ударов по туловищу. Во время избиения его пыталась остановить Дадаева, но он выругался, и она ушла. Затем затащил ФИО4 в комнату №, где оставил (т. 1 л.д. 72-75; 91-94; 108-111).
Протоколом проверки показаний на месте, согласно которому Безрукавый, в общежитии по <адрес> рассказал об обстоятельствах совершенного преступления и продемонстрировал, как именно наносил ФИО4 удары ночью 20 июня 2010 года (т. 1 л.д. 78-86).
Показаниями потерпевшей ФИО1, согласно которым её дочь ФИО4 Ольга проживала с Безрукавым Максимом у него в квартире. Как только Безрукавый уехал на путину, Ольга вернулась в комнату общежития по <адрес>. 21 июня 2010 года по телефону ФИО5 сообщила, что Ольгу сильно избил Безрукавый и она находится в реанимации. 19 июля 2010 года не приходя в сознание Ольга умерла.
Показаниями свидетеля Дадаевой, оглашенным в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ, согласно которым с 19 на 20 июня 2010 года в общежитии по <адрес> находились ФИО4, Безрукавый, ФИО12 и ФИО5. Возник конфликт, ФИО4 вышла из комнаты, а она и Безрукавый продолжили распивать спиртное. Около 4-5 часов в коридоре Безрукавый схватил ФИО4 и стал наносить ей удары, за волосы потащил в сторону душевой. ФИО4 кричала и сопротивлялась. Безрукавый не менее пяти раз ударил ФИО4 головой о стену. Она пыталась оттащить Безрукавого от ФИО4, но тот в грубой форме попросил ее не вмешиваться. Позже она зашла в комнату №, где ФИО4 лежала на полу, Безрукавый находился рядом. Она выгнала Безрукавого и убедилась, что ФИО4 жива, после чего ушла домой. 21 июня 2010 года от ФИО5 узнала, что ФИО4 без сознания доставили в больницу (т. 1 л.д. 118-121; 126-129).
Показаниями свидетеля ФИО5, оглашенными в соответствии с требования ст. 281 УПК РФ, согласно которым 20 июня 2010 года от своей матери узнала, что ночью Безрукавый избил ФИО4. На полу комнаты № <адрес> она обнаружила ФИО4 с синими до локтя руками, растрепанными волосами, по комнате валялись клоки волос. В ночное время с 20 на 21 июня 2010 года она вызвала ФИО4 скорую помощь (т. 1 л.д. 131-133).
Показаниями свидетеля ФИО6, оглашенными в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ, согласно которым 20 июня 2010 года утром от Дадаевой она узнала, что Безрукавый сильно избил ФИО4, таскал ее за волосы и бил головой о стену. По просьбе дочери проверила ФИО4, которая спала в комнате №. В течение дня дочь проверяла ФИО4, а ночью сказала, что та плохо дышит и начала хрипеть. Находившейся в бессознательном состоянии ФИО4 вызвали скорую медицинскую помощь (т. 1 л.д. 135-137).
Показаниями свидетеля Зайцева, оглашенными в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ, согласно которым 21 июня 2010 года узнал от ФИО5, что Безрукавый избил Авернину и та находится в больнице (т. 1 л.д. 143-145).
Показаниями свидетеля Дороховой, оглашенными в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ, согласно которым 21 июня 2010 года ей позвонил Зайцев и сообщил, что ФИО4 находится в реанимации, поскольку её избил Безрукавый (т.1 л.д. 146-148).
Показаниями свидетеля ФИО11, оглашенными в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ, согласно которым в нейрохирургическом отделении Камчатской краевой больницы он осуществлял лечение больной ФИО4, поступившей к ним 21 июня 2010 года. Несмотря на лечение, не приходя в сознание, 19 июля 2010 года ФИО4 умерла (т. 1 л.д. 162-164).
Показаниями свидетеля Чазова, оглашенными в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым в составе бригады скорой медицинской помощи 21 июня 2010 года около 2 часов 40 минут прибыл на <адрес>, где на полу комнаты находилась ФИО4. При осмотре поставлен диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга под вопросом. Соседи пояснили, что накануне у ФИО4 возник конфликт с сожителем и тот её избил. ФИО4 сразу же была доставлена в больницу (т. 1 л.д. 158-160).
Протоколом осмотра места происшествия от 24 июня 2010 года и фототаблицей к нему, согласно которым в комнате № и коридоре на втором этаже <адрес> в <адрес> обнаружены и изъяты: трусы, колготки, бюстгальтер, волосы темного цвета с ковра на полу в комнате, волосы темного цвета с коридора, соскоб краски со следами вещества бурого цвета (т. 1 л.д. 54-58).
Протоколом осмотра места происшествия от 20 июля 2010 года, согласно которому в морге Камчатской краевой больницы имени Лукашевского осмотрен труп ФИО4 (т.1 л.д. 29-35).
Заключением эксперта по произведённой биологической экспертизе, согласно которому объекты, изъятые с ковра на полу и коридоре, являются вырванными, жизненно способными волосами и при определении группой принадлежности, они могли принадлежать ФИО4 (Наприенко) (т. 1 л.д. 177-181).
Заключением эксперта по произведённой судебно-медицинской экспертизе, согласно которой смерть ФИО4 (Наприенко) наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы, которая проявилась кровоподтеком верхнего века левого глаза, ссадиной левого надбровья, кровоизлияниями в покровные мягкие ткани головы, субарахноидальными кровоизлияниями; субдуральной гематомой слева (80 мл.), осложнившейся отеком и набуханием головного мозга. Черепно-мозговая травма состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти, квалифицируется по признаку опасности для жизни как тяжкий вред здоровью. Телесные повреждения могли быть образованы от 12 часов до одних суток до поступления в стационар больницы.
Закрытая черепно-мозговая травма образовалась в результате ударов или соударений с твердыми тупыми предметами (предметом) с не отобразившимися индивидуальными признаками; с каждым участком головы, на котором имеются травматические повреждения, имело место не менее чем одно взаимодействие: левой глазницы - с ограниченной травмирующей поверхностью тупого предмета; области левого надбровья - с широким или ограниченным; левой теменной области (место перелома) - с широким или ограниченным твердым тупым предметом.
Установленные телесные повреждения у ФИО4 не могли образоваться при её падении из положения стоя на плоскую широкую поверхность (т. 1 л.д. 192-200).
Протоколом, согласно которому осмотрены: трусы, колготки, бюстгальтер, волосы темного цвета с ковра комнаты 31, волосы темного цвета с коридора, соскоб краски, которые постановлением признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела (т. 1 л.д. 233-235).
Светокопией карты вызова скорой медицинской помощи, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ поступил вызов от соседей в связи с нахождением ФИО4 в бессознательном состоянии по <адрес> (т. 1 л.д.156).
Оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что вина подсудимого в совершении преступления доказана полностью и квалифицирует действия Безрукавого Максима Григорьевича по ч. 4 ст.111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Именно такая квалификация действий подсудимого подтверждается всеми доказательствами по делу.
Так, согласно показаниям подсудимого, в ночь с 19 на 20 июня 2010 года он держал ФИО4 за волосы и неоднократно бил головой о стену в коридоре общежития и душевой комнате. После чего наносил удары кулаками в область лица и ногами в тело.
Свои показания Безрукавый подтвердил при проведении проверки показаний на мете и продемонстрировал нанесение ударов ФИО4.
Согласно показаниям Дадаевой именно Безрукавый неоднократно наносил удары головой ФИО4 о стену.
Смерть ФИО4 наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, а все обнаруженные у нее телесные повреждения, согласно заключению эксперта, причинены прижизненно и возможно в срок и при обстоятельствах указанных в постановлении о назначении экспертизы.
Исходя из всех доказательств по делу следует, что все обнаруженные на трупе ФИО4 повреждения причинены ей Безрукавым ДД.ММ.ГГГГ и все действия подсудимого были направлены на достижение одной цели - причинение телесных повреждений ФИО4, о чем свидетельствует характер его целенаправленных действий, выразившихся в многократном, опасном и интенсивном нанесении ударов в жизненно важную части тела - голову.
Количество нанесенных подсудимым ударов потерпевшей, подтверждается его собственными показаниями, данными как в ходе предварительного, так и судебного следствия, показаниями свидетелей, сведениями, содержащимися в протоколе осмотра места происшествия, протоколе проверки показаний на месте, заключении эксперта по произведенной судебно-медицинской экспертизе трупа и другими доказательствами по делу.
Оценивая заключение эксперта по произведенной судебно-медицинской экспертизе в совокупности с другими доказательствами по делу, суд считает, что именно те повреждения, которые указаны экспертом в заключении, образовались у ФИО4 в результате действий Безрукавого.
Мотивом преступления послужили личные неприязненные отношения, вследствие того, что Безрукавый и ФИО4 состояли в близких отношениях, и подсудимый увидел потерпевшую, выходившую ночью из комнаты общежития с расстегнутой ширинкой надетых на ней брюк.
Учитывая конкретные обстоятельства, при которых совершено преступление, нанесение подсудимым ударов в жизненно важный орган потерпевшей - голову с такой силой, что это повлекло не только физическую боль, но и закрытую черепно-мозговую травму, от которой наступила её смерть, суд считает, что Безрукавый умышленно наносил ФИО4 удары, при этом осознавал, что в результате таких действий потерпевшей будет причинен тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, который может повлечь за собой по неосторожности её смерть.
Никаких оснований для признания действий Безрукавого совершённых в состоянии аффекта по делу не имеется, что подтверждается и заключением экспертов по произведённой судебной психолого-психиатрической экспертизе, о том, что каким-либо хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики Безрукавый не страдает, и не страдал таковым ранее. В момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта не находился, мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера, не нуждается (т. 1 л.д. 218-221).
По месту жительства участковым уполномоченным милиции ОМ № УВД по <адрес> Безрукавый зарекомендовал себя следующим образом. Заявлений и жалоб от соседей и родственников не поступало. В злоупотреблении спиртными напитками и нарушении общественного порядка не замечен (т. 2 л.д. 45).
За период отбывания наказания в ФБУ <адрес> Безрукавый допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания. Поощрялся администрацией исправительного учреждения. На беседы воспитательного характера реагировал слабо, должных выводов для себя не делал. В общественной жизни отряда и колонии участия не принимал. По характеру вспыльчив, общительный, легкомыслен и безынициативен. Не способен противостоять соблазнам (т. 2 л.д. 16).
Соседями по месту проживания в <адрес>, Безрукавый характеризуется положительно, как дружелюбный, добрый, отзывчивый человек. С соседями вежлив, уважителен. Всегда аккуратен. В злоупотреблении спиртными напитками не замечен. Имеет много друзей, пользуется уважением.
Из характеристики ООО <данные изъяты>» следует, что Безрукавый за период работы с ДД.ММ.ГГГГ рыбообработчиком показал себя как организованный, ответственный и добросовестный работник. По характеру спокойный, добродушный, уравновешенный. В коллективе имеет много друзей, с коллегами вежлив и пользуется у них уважением.
В соответствии с медицинским заключением Безрукавый страдает алкоголизмом и нуждается в принудительном лечении (т. 1 л.д. 226).
Обстоятельствами, смягчающими наказание Безрукавому, суд признает полное признание вины, раскаяние в совершённом преступлении и наличие малолетнего ребенка у виновного.
Нет оснований для признания смягчающими наказание обстоятельствами аморального поведения потерпевшей, явившегося поводом для преступления, а также активного способствования раскрытию и расследованию преступления.
Никаких аморальных действий, дающих повод для совершения преступления, ФИО4 не совершала. Преступление совершено в условиях очевидности и правоохранительным органам сразу было известно о том, что Безрукавый причинил ФИО4 телесные повреждения.
Обстоятельством, отягчающим наказание подсудимому в соответствии с ст. 64 УК РФ нет, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время и после совершения преступления, а также других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по делу не имеется.
Полное признание вины, раскаяние в совершении преступления, а также наличие малолетнего ребёнка у виновного учтены судом в соответствии со ст. 61 УК РФ в качестве смягчающих наказание обстоятельств и в своей совокупности они не образуют по делу исключительных.
Нет оснований и для применения к Безрукавому положений ст. 73 УК РФ, поскольку наказание подлежит реальному отбыванию.
Разрешая заявленный потерпевшей ФИО1 гражданский иск о взыскании с подсудимого компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, суд приходит к следующему выводу.
Как указала потерпевшая, в результате действий Безрукавого ей причинён моральный вред, выразившийся в тяжёлых нравственных страданиях. Она не может смириться со смертью дочери, от которой осталась внучка, опекуном назначена она.
На основании ст. ст. 151, 1099-1101 ГК РФ потерпевшая имеет право требования компенсации морального вреда.
ФИО1 достаточно полно изложила обстоятельства, на которых основывает требования о взыскании компенсации морального вреда, и никаких оснований сомневаться в достоверности указанных ею сведений у суда не имеется. Безрукавый признал иск полном объеме, правовые последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
При таких установленных обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
Вещественные доказательства: женские трусы, колготки, бюстгальтер, волосы темного цвета с ковра комнаты 31, волосы темного цвета с коридора, соскоб краски, хранящие при материалах уголовного дела, надлежит уничтожить, так как не представляют материальной ценности для сторон (т. 1 л.д. 235).
Процессуальных издержек по делу нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.302-304, 307-309 УПК РФ, суд
приговорил:
Безрукавого Максима Григорьевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 8 (восемь) лет.
Меру пресечения Безруковому М.Г. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу и немедленно взять его под стражу в зале суда.
Отбывание наказания назначить Безрукавому М.Г. в исправительной колонии особого режима и исчислять его срок с 25 января 2011 года.
Гражданский иск ФИО1 - удовлетворить.
Взыскать с Безрукавого Максима Григорьевича в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Вещественные доказательства: женские трусы, колготки, бюстгальтер, волосы темного цвета с ковра комнаты №, волосы темного цвета с коридора, соскоб краски - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья А.С. Бабарыкин