КОПИЯ Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Петропавловск-Камчатский городской суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Галеевой Л.П., при секретаре ФИО1, с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (далее по тексту ФГУП «КамчатНИРО») о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов и предоставления его на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указал, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой установлено, что ФГУП «КамчатНИРО», используя лесной участок для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, проект освоения лесов не разработало и не представило на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес>. Проверкой установлено, что ФГУП «КамчатНИРО» ДД.ММ.ГГГГ заключило с Агентством лесного хозяйства <адрес> договор аренды лесного участка №-П. Арендованный лесной участок, находящийся в государственной собственности, указанное юридическое лицо использует для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Вместе с тем, ФГУП «КамчатНИРО» в нарушение требований федерального законодательства и подпункта «в» пункта 11 договора аренды лесного участка №-П от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов. В судебном заседании представитель истца - помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержала в заявленном объеме по изложенным в иске основаниям. В судебном заседании представитель ответчика ФГУП «КамчатНИРО» ФИО3, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласился. Третье лицо Агентство лесного хозяйства <адрес> о времени и месте судебного заседания извещено, представителя в суд не направило. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ. Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. На основании ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 3 и ч. 4 ст. 89 Лесного кодекса РФ. В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ разработан Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее по тексту Порядок), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, который устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее Экспертиза). Согласно п. 3 Порядка, целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов (п.5). Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.9). В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «КамчатНИРО» заключило с Агентством лесного хозяйства <адрес> договор аренды лесного участка №-П. Пунктом 4 данного договора определено, что ФГУП «КамчатНИРО» передается лесной участок для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности и объемах согласно приложению №. Согласно пп. «в» п. 11 данного договора, ФГУП «КамчатНИРО» обязан в установленном порядке разработать и представить Агентству лесного хозяйства <адрес> проект освоения лесов на государственную экспертизу. Как пояснил представитель Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 в судебном заседании, в ходе проверки установлено, что ФГУП «КамчатНИРО», используя лесной участок для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, проект освоения лесов не разработало и не представило на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес>. Данное обстоятельство ответчик в лице его представителя не оспаривал. В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела ФГУП «КамчатНИРО» разработан проект освоения лесов и представлен на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, ответчиком суду не представлено. Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, учитывая, что нарушение требований норм Лесного кодекса РФ, влечет нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении обязанности на ответчика разработать проект освоения лесов и предоставить его на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению. С учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ является реальным и достаточным для проведения сертификации и исполнения решения суда. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в доход местного бюджета судебные расходы по делу в виде государственной пошлины, от уплаты которых истец при подаче иска был освобожден. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору №-П от ДД.ММ.ГГГГ и предоставить его на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Л.П. Галеева Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья подпись Л.П. Галеева Копия верна. Судья Л.П. Галеева