Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и РФ к ФГУП `КамчатНИРО` о возложении обязанности



КОПИЯ

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                             <адрес>

Петропавловск-Камчатский городской суд <адрес>

в составе:

Председательствующего судьи                                                     Галеевой Л.П.,

при секретаре                                                                             ФИО1,     

с участием

представителя истца                                                                      ФИО2,

представителя ответчика                                                             ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (далее по тексту ФГУП «КамчатНИРО») о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов и предоставления его на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований указал, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой установлено, что ФГУП «КамчатНИРО», используя лесной участок для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, проект освоения лесов не разработало и не представило на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес>.

Проверкой установлено, что ФГУП «КамчатНИРО» ДД.ММ.ГГГГ заключило с Агентством лесного хозяйства <адрес> договор аренды лесного участка -П.

Арендованный лесной участок, находящийся в государственной собственности, указанное юридическое лицо использует для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

Вместе с тем, ФГУП «КамчатНИРО» в нарушение требований федерального законодательства и подпункта «в» пункта 11 договора аренды лесного участка -П от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов.

В судебном заседании представитель истца - помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержала в заявленном объеме по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ФГУП «КамчатНИРО» ФИО3, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласился.

Третье лицо Агентство лесного хозяйства <адрес> о времени и месте судебного заседания извещено, представителя в суд не направило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

На основании ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 3 и ч. 4 ст. 89 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ разработан Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее по тексту Порядок), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, который устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее Экспертиза).

Согласно п. 3 Порядка, целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов (п.5).

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.9).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «КамчатНИРО» заключило с Агентством лесного хозяйства <адрес> договор аренды лесного участка -П.

Пунктом 4 данного договора определено, что ФГУП «КамчатНИРО» передается лесной участок для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности и объемах согласно приложению .

Согласно пп. «в» п. 11 данного договора, ФГУП «КамчатНИРО» обязан в установленном порядке разработать и представить Агентству лесного хозяйства <адрес> проект освоения лесов на государственную экспертизу.

Как пояснил представитель Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 в судебном заседании, в ходе проверки установлено, что ФГУП «КамчатНИРО», используя лесной участок для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, проект освоения лесов не разработало и не представило на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес>.

Данное обстоятельство ответчик в лице его представителя не оспаривал.

В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела ФГУП «КамчатНИРО» разработан проект освоения лесов и представлен на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, ответчиком суду не представлено.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, учитывая, что нарушение требований норм Лесного кодекса РФ, влечет нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении обязанности на ответчика разработать проект освоения лесов и предоставить его на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.

С учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ является реальным и достаточным для проведения сертификации и исполнения решения суда.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в доход местного бюджета судебные расходы по делу в виде государственной пошлины, от уплаты которых истец при подаче иска был освобожден.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору -П от ДД.ММ.ГГГГ и предоставить его на государственную экспертизу в Агентство лесного хозяйства <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                         подпись                             Л.П. Галеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                      подпись                            Л.П. Галеева

Копия верна.

Судья              Л.П. Галеева