Дело № 2-1464/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 24 марта 2011 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Фреликова В.В.,
при секретаре Алексеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева к МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности зарегистрировать транспортное средство, выдать изъятый паспорт транспортного средства, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Игнатьев Д.А. обратился в суд с данным иском к МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю, ссылаясь на то, что 08 февраля 2010 года он купил у Нечаева А.В. по договору купли-продажи транспортное средство «М», тип универсал, джип, категории «В», *** года выпуска, двигатель хххх, шасси (рама) ХХХХ, кузов - сведения отсутствуют, цвет комбинированный согласно паспорту транспортного средства ** **** от 06 октября 2006 года. В г. Петропавловске-Камчатском, в соответствии с п. 4.1. договора купли-продажи транспортного средства от 08 октября 2010 года, он принял вышеуказанный автомобиль и документы на него, включая договор купли-продажи, паспорт транспортного средства (далее - ПТС) и транзитные номера ** */*/. 12 февраля 2010 года он обратился в регистрационный пункт органов ГИБДД Камчатского края для постановки на учет вышеуказанного транспортного средства по месту своей регистрации, однако, в совершении регистрационных действий ему было отказано на основании п. 33 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ, ПТС был изъят. Вследствие чего он лишился права регистрации и эксплуатации своего транспортного средства, лишился возможности возить детей в школу, выезжать в свободное время с семьей на культурные мероприятия, использовать автомобиль для хозяйственных нужд, а также был вынужден ходить на работу пешком, чем ему был причинен моральный вред. Считал отказ МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю в регистрации его транспортного средства незаконным, поскольку основан на положениях Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года, однако принадлежащий ему автомобиль был переоборудован и зарегистрирован органами ГИБДД Приморского края 30 сентября 2006 года. Просил суд признать действия МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю незаконными, обязать МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю выдать изъятый паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль «М», обязать МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю зарегистрировать принадлежащий ему автомобиль «М» в установленном порядке на его имя по месту регистрации и выдать государственные регистрационные знаки установленного образца, взыскать с МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Игнатьев Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что согласно ответу начальника «МОГТО и РАС № 1» ГИБДД УВД по Приморскому краю от 09 марта 2011 года изменение регистрационных данных автомобиля «К», хххх года выпуска, двигателя. ... на двигатель хххх, рамы …. на раму …., кабины «К» на кузов «М», хххх года выпуска произведено на основании свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности 25 АА 493490, выданным ГИБДД УВД г. Владивостока по Советскому району, которое в настоящее время сокращено. Основание к выдаче данного свидетельства уничтожено по истечению срока хранения. Считал принадлежащее ему транспортное средство соответствующим требованиям безопасности, а отказ в постановке на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю незаконным. Просил суд признать отказ МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю в совершении регистрационных действий с принадлежащим ему автомобилем «М», незаконным, обязать МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю выдать изъятый паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль «М», обязать МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю зарегистрировать принадлежащий ему автомобиль «М» в установленном порядке на его имя по месту регистрации, взыскать с МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Представитель ответчика МРЭО ГИБДД по Камчатскому краю Шадрин Е.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив суду, что Игнатьев Д.А. обратился в МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю для постановки на регистрационный учет автомобиля «М», двигатель хххх, шасси (рама) ХХХХ, паспорт транспортного средства ** ****, в особых отметках которого указан как ранее выданный паспорт транспортного средства -- -----. Согласно сообщению, поступившему из ГИБДД УВД по Приморскому краю, указанный технический паспорт выдавался на автомобиль «К». Согласно рекомендации ДОБДД МВД РФ был направлен запрос о возможности внесения изменения в конструкцию указанного транспортного средства в Некоммерческую организацию Межотраслевой фонд «<данные изъяты>», откуда получен ответ, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства «К» путем замены основанных агрегатов от автомобиля «М» недопустимо. Приказом № 1001 от 24 ноября 2008 года были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и Административный Регламент МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, где указано, что настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев. Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства. В силу п. 3 и п. 51 указанных Правил, п. 35.6 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» в постановке на регистрационный учет автомобиля «М» Игнатьеву Д.А. было отказано, материал для дальнейшей проверки направлен в Отдел милиции № 1 УВД г. Петропавловска-Камчатского. До настоящего времени проверка не завершена. Полагал, что отказ в постановке на регистрационный учет МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю является законным и обоснованным. Просил в удовлетворении исковых требований Игнатьева Д.А.отказать.
Представитель третьего лица УВД по Камчатскому краю Ряполов П.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования Игнатьева Д.А. считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил суду, что ответ начальника «МОГТО и РАС № 1» ГИБДД УВД по Приморскому краю от 09 марта 2011 года нельзя считать доказательством, подтверждающим соответствие конструкции транспортного средства требованиям безопасности, поскольку отсутствует заключение, на основании которого указанное в ответе свидетельство было выдано. Указал, что МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю в настоящее время располагает заключением Некоммерческой организации Межотраслевой фонд «Поддержка Технических инициатив Автовладельцев» от 12 мая 2010 года, согласно которому замена основных агрегатов автомобилей «К» шасси (рама) ЕЕ120В123490, двигатель 4PRS777108 на основные агрегаты автомобиля «М» является недопустимым. В настоящее время проводится проверка по факту совершения регистрационных действий с автомобилем «М», тип универсал, джип, категории «В», *** года выпуска, двигатель хххх, шасси (рама) ХХХХ. Считал, что необходимо дождаться результатов данной проверки. Требование о взыскании морального вреда также считал необоснованным, поскольку доказательств несения нравственных и физических страданий истцом суду не представлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых… созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с Законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Как установлено в судебном заседании, Игнатьев Д.А. 08 февраля 2010 года приобрел у Нечаева А.В. автомобиль «М», хххх года выпуска, цвет комбинированный, двигатель хххх, кузов - сведения отсутствуют, шасси (рама) ХХХХ, ПТС ** **** выдан 06 октября 2006 года РЭО ГАИ при УВД ПК (л.д. 15).
12 февраля 2010 года Игнатьев Д.А. обратился в МРЭО ГИБДД УВД Камчатского края с заявлением о постановке на учет транспортного средства «М», хххх года выпуска, двигатель хххх, шасси (рама) ХХХХ, ПТС ** **** от 06 октября 2006 года (л.д. 12)
В совершении регистрационных действий с указным автомобилем истцу было отказано (л.д. 9-10).
В особых отметках паспорта транспортного средства ** **** на автомашину «М» указано на ранее выданный технический паспорт -- ----- от 20 января 1994 года, а также на замену двигателя. ... на двигатель хххх, рамы ….. на раму ХХХХ, кабины «К» на кузов «М», *** года выпуска (л.д. 16).
Паспорт транспортного средства -- ----- был выдан на автомобиль «К», хххх года выпуска, что подтверждается копией распечатки учетной карточки (л.д. 45).
Из письма Некоммерческой организации Межотраслевой фонд «<данные изъяты>» (далее - «<данные изъяты> от 12 мая 2010 года № 77-102 следует, что замена основных агрегатов автомобилей «К», шасси (рама) …., двигатель. ..., на основные агрегаты автомобиля «М», шасси (рама) ХХХХ, двигатель хххх, является не допустимым видом переоборудования, поскольку указанные автомобили не имеют друг с другом общих узлов и агрегатов, не объединены «единой платформой» (л.д. 33).
Как следует из сообщения начальника МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю от 22 сентября 2010 года № 8-69-33/2, материал по факту совершения регистрационных действий с автомобилем «М», двигатель хххх, шасси (раса) ХХХХ, паспорт транспортного средства ** **** направлен для дальнейшей проверки в Отдел милиции № 1Управления внутренних дел г. Петропавловска-Камчатского в соответствии с п. 3, п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (л.д. 9-10).
Из сообщения начальника ОМ № 1 УВД по г.Петропавловску-Камчатскому от 11 февраля 2011 года № 8/27-1302 следует, что материал проверки по факту обращения на пункт МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю Игнатьева Д.А. направлен в МОБ УВД Приморского края (л.д. 23).
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального Закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 (далее - Правила), регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учёта, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Согласно п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с п. 51 названных Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение. В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Пунктом 35.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 N 1001, установлено, что при обнаружении признаков подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
В силу требований ст. 15 указанного Федерального закона транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
Как установлено Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720, оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний. Оценка соответствия проводится только в отношении полнокомплектных транспортных средств. Целью оценки соответствия является удостоверение в том, что единичное транспортное средство соответствует требованиям, предусмотренным приложением N 5 настоящего технического регламента (пункт 66).
В качестве заявителя выступает изготовитель или его уполномоченный представитель, действующий от его имени, а также лицо, осуществляющее ввоз на территорию Российской Федерации транспортного средства в случае, если оно ввозится в Российскую Федерацию на срок, превышающий 6 месяцев (пункт 68).
В качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие единичного транспортного средства требованиям, предусмотренным приложениями N 4 - 7 к настоящему техническому регламенту, могут представляться протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (пункт 70).
Аккредитованная испытательная лаборатория проводит осмотр транспортного средства с целью идентификации и проверки его соответствия представленной документации. Осмотр также включает в себя проверку наличия идентификационного номера транспортного средства, выполненного в соответствии с приложением N 8 к настоящему техническому регламенту. Акт осмотра прилагается к документации, представленной заявителем (пункт 71).
По результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория составляет заключение, содержащее мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки соответствия единичного транспортного средства, оформляет и выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства. Форма указанного документа предусмотрена приложением N 15 к настоящему техническому регламенту (пункт 74).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет регистрацию и ведение реестра свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства (пункт 75).
Принимая во внимание наличие сведений о недопустимости замены основных агрегатов автомобилей «К» на основные агрегаты автомобиля «М», а также то обстоятельство, что проверка законности совершения регистрационных действий с автомобилем истца не завершена, суд приходит к выводу, что сотрудниками МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю обоснованно было принято решение об отказе в регистрации транспортного средства «М», двигатель хххх, шасси (рама) ХХХХ, паспорт транспортного средства ** **** от 06 октября 2006 года и изъятии паспорта транспортного средства.
Таким образом, исковые требования Игнатьева Д.А. о признании действий МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю незаконными, возложении обязанности зарегистрировать транспортное средство и выдать изъятый паспорт транспортного средства, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Представленная истцом копия свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности 25 АА 493490, не может послужить основанием для удовлетворения исковых требований Игнатьева Д.А. и возложения обязанности на ответчика осуществить регистрацию спорного транспортного средства, поскольку отсутствую документы, подтверждающие соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также отсутствуют заключения, выданные СКТС № 51529/Д от 14 сентября 2006 года и № 51930/Д от 14 сентября 2006 года, послужившие основанием к выдаче данного свидетельства.
Учитывая, что в удовлетворении требования о признании действий МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю незаконными Игнатьеву Д.А. отказано за необоснованностью, производное требование истца о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Игнатьева к МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности зарегистрировать транспортное средство, выдать изъятый паспорт транспортного средства, компенсации морального вреда, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29 марта 2011 года.
Председательствующий:
судья В.В. Фреликов