2-1594/2011



Дело № 2-1594/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский                                                                    12 мая 2011 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе

председательствующего судьи                                          Фреликова В.В.,

при секретаре                                                                       Алексеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации по оплате санаторно-курортного лечения,

УСТАНОВИЛ:

Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд социального страхования) о взыскании компенсации по оплате санаторно-курортного лечения. В обоснование заявленного требования указал, что он является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно его программе реабилитации санаторно-курортное лечение входит в перечень мероприятий медицинской реабилитации. 04 июня 2010 года ему выдана справка для получения путевки. В июне 2010 года он вылетел в г. Анапа для прохождения санаторно-курортного лечения. В период с 15 июня 2010 года по 02 июля 2010 года находился на лечении в ЗАО «Санаторий», стоимость курсовки составила 10 800 рублей. Поскольку в этот период в санатории не было мест, он проживал в пансионате «ВБ», затратив 48 650 рублей. По окончании лечения обратился в Фонд социального страхования за компенсацией его расходов на санаторно-курортное лечение, в чем ему было отказано. Просил взыскать с ответчика сумму, затраченную на санаторно-курортное лечение в размере 59 450 рублей, а также расходы, понесенные на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в размере 3000 рублей.

Истец Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что является инвалидом 2 группы и имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение на основании положений ст. 6.1 и ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Он неоднократно обращался в различные организации социальной защиты, однако санаторно-курортной путевкой обеспечен не был. Поскольку для получения путевки необходимо встать в очередь, а в силу возраста и состояния здоровья ожидать предоставления путевки возможности не имел, был вынужден приобрести путевку в ЗАО «Санаторий» самостоятельно за собственные средства. Ввиду отсутствия мест для проживания в указанном санатории, проживал в пансионате «ВБ». Дополнительно пояснил суду, что справку для получения путевки сдал в лечебное учреждение. Вернувшись из санатория, обратился за дубликатом данной справки, чтобы представить ее в Фонд социального страхования, в связи с чем даты на справках разняться. По возвращении из санатория, обратился к ответчику за компенсацией расходов на прохождение санаторно-курортного лечения, однако получил отказ, мотивированный тем, что компенсация расходов, произведенных гражданами самостоятельно, законом не предусмотрена. После чего, он обратился в Фонд социального страхования за путевкой на санаторно-курортное лечение, однако путевка не предоставлена до настоящего времени. Указал, что в ЗАО «Санаторий» он проходил лечение органов дыхания по профилю заболевания.

Представитель Фонда социального страхования Роговенко С.К., действующий на основании доверенности, требования истца не признал, считая их необоснованными. Суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не предусмотрена выплата компенсации за самостоятельно приобретенную путевку. Фонд перечисляет денежные средства на оплату путевок в санаторно-курортные учреждения, отобранные по конкурсу. Чтобы лицо воспользовалось правом бесплатного лечения, ему необходимо обратиться в Фонд с заявлением и предоставить справку по форме № 070/у-04. Заявление от истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и справка поступили только 09 сентября 2010 года. До 09 сентября 2010 года истец с заявлением о предоставлении путевки к ним не обращался. Указал, что ЗАО «Санаторий» не входит в перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 08 декабря 2009 года № 963н стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 01 января 2010 года для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установлена в размере, не превышающем 772 рубля. Таким образом, стоимость лечения истца за период с 15 июня 2010 года по 02 июля 2010 года не должна превышать 13 896 рублей. Указал, что Фондом был направлен запрос в пансионат «ВБ» и согласно полученному ответу, стоимость проживания истца в указанном учреждении составила 28 500 рублей. Право истца на получение бесплатной санаторно-курортной путевки по профилю заболевания не оспаривал. Пояснил суду, что до настоящего времени истец санаторно-курортным лечением не обеспечен. Просил в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании свидетель С.Е.В. пояснила, что работает в районной больнице, является лечащим врачом Г., который имеет ряд заболеваний, в том числе органов дыхания, является инвалидом второй группы, нуждался и нуждается в санаторно-курортном лечении. Проходил санаторно-курортное лечение в г. Анапа по профилю своего основного заболевания.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 названного Федерального закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Одно из основных направлений реабилитации инвалидов включает в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.

Согласно п. 8 ст. 6.1 и п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Пунктами 1.3 и 1.4 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» установлено, что лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.

В силу пунктов 3.1 и 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена 29 апреля 2010 года на срок до 01 мая 2011 года (л.д. 6).

Согласно справке № 6042 от 07 июня 2010 года, выданной Управлением ПФР в …районе Камчатского края, Г. имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании, в период с 31 мая 2010 года по 31 декабря 2010 года (л.д. 7).

Из сообщения ФГУ ГБ МСЭ по Камчатскому краю в индивидуальную программу реабилитации инвалида Г. не включены рекомендации на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем наличие медицинских показаний на санаторно-курортное лечение определяет лечебное учреждение, в котором наблюдается инвалид (л.д. 21).

…районной больницей 04 июня 2010 года истцу выдана справка для получения путевки № 388 (л.д. 12).

В период с 15 июня 2010 года по 02 июля 2010 года истец проходил лечение в ЗАО «Санаторий» в г. Анапа, проживая в пансионате «ВБ» (л.д. 13, 14).

Из обратного талона к курсовке № 006396 видно, что продолжительность лечения истца в ЗАО «Санаторий» в период с 15 июня 2010 года по 02 июля 2010 года составила 18 дней. Расходы истца по приобретению курсовки составили 10 800 рублей (л.д. 13, 92).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июля 2009 года № 540н, принятым в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и на основании результатов проведенного Фондом социального страхования Российской Федерации конкурса для оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг, был утверждён Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В соответствии с вышеприведённым Перечнем ЗАО «Санаторий», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. …, где проходил санаторно-курортное лечение Г., включен в Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно сообщениям ЗАО «Санаторий» от 21 марта 2011 года № 093 и от 04 мая 2011 года № 190, в период с 15 июня 2010 года по 02 июля 2010 года Г. в указанном учреждении получил следующие процедуры: КВЧ-терапию, лазеролечение, ингаляции с лазолваном, кислородные коктейли, инфито-терапию. Г. проживал в гостинице г. Анапы. По состоянию на 15 июня 2010 года возможности обеспечить Г. проживанием в ЗАО «Санаторий» не было (л.д. 90, 104).

Соответствие полученных истцом процедур профилю его заболевания подтверждается показаниями свидетеля С.Е.В., являющегося лечащим врачом Г., а также сообщением ЗАО «Санаторий» от 08 апреля 2011 года (л.д. 96).

Как следует, из обратного талона к путевке № 002847, истец в период с 15 июня 2010 года по 02 июля 2010 года проживал в пансионате «ВБ», стоимость путевки составила 48 650 рублей (л.д. 14).

Согласно сообщению ГУП «Пансионат «ВБ» от 13 апреля 2011 года № 6, данное учреждение не предоставляет услуги по лечению. В период с 15 июня 210 года по 02 июля 2010 года Г. были предоставлены услуги по проживанию и питанию (л.д. 103).

С заявлением о компенсации затраченных средств на лечение в ЗАО «Санаторий» и проживание в «ВБ» истец обратился к ответчику 30 августа 2010 года (л.д. 28).

Как следует из письма Фонда социального страхования № 01-08/02/7494Л от 01 сентября 2010 года, истцу в компенсации расходов на самостоятельно приобретенные путевки в ЗАО «Санаторий» и «ВБ» было отказано, поскольку компенсация гражданам, имеющим право на получение социальной помощи, расходов на оплату путевки на санторно-курортное лечение, произведеных самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрено (л.д. 15).

09 сентября 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче путевки на санаторно-куроротное лечение (л.д. 26).

В соответствии с п. 3.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (в редакции Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 382н, действовавшей до 22 марта 2011 года), исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.

Согласно пояснениям представителя ответчика, санаторно-курортная путевка истцу, соответствующая профилю его заболевания, до настоящего времени не предоставлена.

Принимая во внимание, что согласно справке, выданной Елизовской районной больницей у истца имелись медицинские показания и отсутствовали противопоказания для санаторно-курортного лечения, его нуждаемость в лечении, то, что вышеприведенные нормы предоставили истцу право на бесплатное получение путевки на санаторно-курортное лечение, а также то обстоятельство, что в нарушение указанных норм истец до настоящего времени не обеспечен санаторно-курортным лечением, суд считает самостоятельное приобретение истцом курсовки и путевки в пансионат вынужденной мерой.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требования истца о компенсации расходов, связанных с прохождением санаторно-курортного лечения. Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном истцом объеме.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 декабря 2009 года № 963н установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2010 года для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность 1 группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 772 рубля.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование Г. подлежит удовлетворению частично, и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, с учётом ограничения суммы, установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 декабря 2009 года № 963н, в размере 13 896 рублей (18 дней * 772 рубля).

Довод представителя Фонда социального страхования о том, что законодательством не предусмотрена компенсация расходов граждан - получателей набора социальных услуг, понесенных ими в связи с приобретением санаторно-курортной путевки самостоятельно, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку вышеуказанные нормы закона предоставили истцу, являющемуся инвалидом, право бесплатного получения санаторно-курортной путевки. Кроме того, приобретение истцом за счет собственных средств санаторно-курортной путевкисуд считает вынужденной и необходимой мерой для восстановления здоровья инвалида.

Довод представителя ответчика о том, что ЗАО «Санаторий» не включен в перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания. Данное лечебное учреждение было включено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июля 2009 года № 540н, действовавшим до 27 октября 2010 года, в указанный Перечень № 242.

Суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о несоответствии стоимости путевки в пансионат «ВБ», приобретенной истцом и указанной в обратном талоне к путевке в размере 48 650 рублей, сведениям, указанным в сообщении «ВБ», согласно которому стоимость услуг по проживанию и питанию, предоставленных Г., составила 28 500 рублей, поскольку из данного сообщения видно, что в нем указана стоимость путевки под № 002846, в то время, как истец приобрел путевку № 002847 (л.д. 14).

Для защиты своих нарушенных прав истец понес расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 3000 рублей (л.д. 16). Указанные расходы в соответствии со ст. 94 ГПК РФ суд признает необходимыми, относящимися к судебным издержкам, и подлежащими возмещению ответчиком.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от её уплаты, пропорционально удовлетворённой части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Г. удовлетворить частично.

Взыскать с государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Г. понесенные расходы по оплате санаторно-курортного лечения в размере 13 896 рублей, расходы по оплате юридической помощи в сумме 3000 рублей, а всего взыскать сумму 16 896 рублей.

В удовлетворении исковых требований Г. в остальной части отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 555 рублей 84 копейки.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней, с даты изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2011 года.

Председательствующий

судья                                                                                                                 В.В. Фреликов