2-2749/2011



                                                                                                                           Дело № 2-2749/11РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                       

                                                    

«07» апреля 2011 года                                                                город Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе

председательствующего (судьи) Доценко Ю.В.,

при секретаре Москаленко Л.А.,

при участии представителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора - помощника прокурора Бляхер А.Л., действующий по доверенности, представителя ответчика МУП ПКГО «Петропавловский водоканал» - Быкова М.А., действующего по доверенности, представителей третьего лица Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю Архипкиной В.О., Гордейчука Р.П., действующих по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Петропавловск - Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор предъявил в суд иск в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Петропавловск - Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» (далее МУП «Петропавловский водоканал») о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, ссылаясь на те обстоятельства, что Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю проведена плановая выездная комплексная проверка в отношении МУП «Петропавловский водоканал», которая оформлена актом от -- -- -1 года №. При проведении проверки установлено, что предприятие осуществляет использование водных объектов с целью сброса сточных вод с нарушением (данные скрыты), что является нарушением действующего законодательства. Исходя из этого, прокурор просил суд возложить обязанность на МУП ПКГО «Петропавловский водоканал» ((ДАННЫЕ СКРЫТЫ)) обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в ручей (данные скрыты) через выпуск №* «//», в целях приведения качества сточных вод в соответствие с установленными требованиями, в срок до 01 июля 2011 года.

В судебном заседании представитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора - Бляхер А.Л. иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика МУП «Петропавловский водоканал» - Быков М.А. исковые требования полагал обоснованными, вместе с тем дополнительно суду пояснил, что (данные скрыты).

Представители третьего лица Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю - Архипкина В.О. и Гордейчук Р.П. полагали иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, дополнительно суду пояснили, что (данные скрыты).

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, материалы дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1.2 и 2.2 Устава, МУП «Петропавловский водоканал» является коммерческой организацией, одним из основных видов его деятельности является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, прием, транспортировка, очистка сточных вод и загрязняющих веществ на канализационных сетях.

Судом установлено, что при осуществлении указанной деятельности МУП «Петропавловский водоканал» осуществляет водоотведение сточных вод в поверхностные водные объекты, в том числе в ручей (данные скрыты).

В соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса РФ, водные объекты предоставляются для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Решение о предоставлении одного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно содержать, в частности, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ч. 3 ст. 22 Водного кодекса РФ).

Сброс сточных вод в ручей (данные скрыты) осуществляется через выпуск №* «//» и выпуск №» на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от -- -- -2 года № №, которым установлены требования к количественным и качественным показателям сбрасываемых сточных вод, обеспечивающих соблюдение нормативов качества водного объекта, в который поступают сточные воды.

Требования к максимальному содержанию загрязняющих веществ определены в решении исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение.

Согласно акту проверки от -- -- -1 года № МУП ПКГО «Петропавловский водоканал», предприятие осуществляет использование водных объектов с целью сброса сточных вод с нарушением (данные скрыты), что является нарушением действующего законодательства (л.д.66-77).

В ходе проведения проверки с целью осуществления контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, определения влияния сточных вод на водные объекты -- -- -3 года отобраны пробы сточных вод выпуска №* «», а также пробы вод ручья (данные скрыты) в районе выпуска. Согласно протоколам проверки результатов анализа сточных и природных проб, увеличение в нижнем створе ручья (данные скрыты) относительно его верхнего створа содержания взвешенных веществ, АПАВ.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от -- -- -4 № МУП «Петропавловский водоканал» по выявленным в ходе проверки фактам загрязнения водного объекта признано виновным в совершении правонарушения, ---- КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере */*/ рублей (л.д. 88-93 дела об административном правонарушении).

Согласно заключению Центра лабораторного анализа и технических измерений по Камчатскому краю от -- -- -5 года, сбросы сточных вод через выпуски МУП «Петропавловский водоканал» загрязняют водные объекты: (данные скрыты) (л.д.44-47 дела об административном правонарушении).

Факт загрязнения ручья в результате сброса сточных вод МУП «Петропавловский водоканал» через выпуск №* «//» также подтверждается результатами анализа проб вод ручья (данные скрыты) в районе указанного выпуска, отобранных дополнительно в ходе административного расследования (данные скрыты) (л.д.65-66,69-70,73-74 дела об административном правонарушении).

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных [условий жизнедеятельности.

В силу пункта 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно частям 1, 2 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Пункт 1 статьи 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязывает юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, средой обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, также природным ресурсом, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно объектом права собственности и иных прав. Действующим законодательством установлен принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем становления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу статьи 6.2 ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 01 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Пунктом 2.3 решения от -- -- -2 года № № установлено недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде является одним из условий использования водного объекта, предусмотренных решением о предоставлении водного объекта в пользование (л.д.38).

Согласно статье 56 Водного кодекса РФ, водные объекты подлежат охране от загрязнения и засорения. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека, веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека, веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Гигиенические требования к условиям отведения сточных вод в водные объекты установлены СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000). В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00, водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов (пункт 3.4 правил).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В нарушение указанных требований МУП «Петропавловский водоканал» не обеспечено соответствие качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект, нормативным критериям.

Из пояснений представителя прокурора города Петропавловска-Камчатского следует, что до настоящего времени ответчик не обеспечил нормативную очистку сточных вод.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется, ответчиком суду не представлено, в то время как в соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что обоснованно и подлежит удовлетворению требование Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Петропавловский водоканал» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства данного дела, характер и объём работ, которые необходимо произвести, гарантированное право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также требования разумности, суд считает необходимым установить срок ответчику для обеспечения нормативной очистки сточных вод до 01 июля 2011 года.

При этом, доводы представителя ответчика в обоснование заявления о предоставлении срока для исполнения этого решения суда до ------ года о том, что(данные скрыты), не могут повлиять, по мнению суда, принимая во внимание характер рассматриваемых в рамках данного гражданского дела спорных правоотношений, на установление иного срока ответчику для обеспечения нормативной очистки сточных вод.

В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере, определённом подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, - 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Петропавловск - Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в ручей (данные скрыты) через выпуск №* «//», в целях приведения качества сточных вод в соответствие с установленными требованиями, в срок до 01 июля 2011 года.

Взыскать с муниципальное унитарное предприятие Петропавловск - Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                Ю.В. Доценко