Дело № 2- 4262/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «31» мая 2011 года г. Петропавловск-Камчатский Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Барышевой Т.В., при секретаре Чиликиной М.В., с участием представителя истца Наберац О.С., представителя ответчика адвоката Гебень Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к негосударственному образовательному учреждению высшего и послевузовского образования Камчатский гуманитарный институт о ликвидации юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, У С Т А Н О В И Л: Истец Управление Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю (далее Управление Минюста) предъявил иск к ответчику негосударственному образовательному учреждению высшего и послевузовского образования Камчатский гуманитарный институт (далее - Институт) с требованиями о ликвидации юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указало, что Институт зарегистрирован решением Регистрационной палаты города Петропавловска-Камчатского 24 ноября 1997 года. В Единый государственный реестр юридических лиц 28 декабря 2002 года внесены сведения о его государственной регистрации за основным государственным регистрационным номером **. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, юридическим адресом Института является: г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября. В срок до 15 апреля 2007 года, до 15 апреля 2008 года и до 15 апреля 2011 года Институт не представил документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также информацию о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в то числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006 год, 2007 год и 2010 год. Таким образом, ответчик неоднократно не выполнял требования статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что является основанием для ликвидации данного юридического лица и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Определением судьи от 6 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю. В судебном заседании представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю Наберац О.С., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что самоликвидация организации не возможна, поскольку у Института фактически отсутствует уполномоченный орган. Руководитель Института выбыл за пределы Камчатского края и дальнейшая деятельность у них не предполагается. В 2008 году направлялось информационное письмо с требованием о предоставлении отчетов, которая не была предоставлена, а в 2010 году вынесено предупреждение. Не предоставление отчетных документов является основанием для обращения регистрирующего органа с требованием о ликвидации. Ответчик негосударственное образовательное учреждение высшего и послевузовского образования Камчатский гуманитарный институт извещено судом по последнему известному месту нахождения - г. Петропавловск-Камчатский, пр. 50 лет Октября. Почтовая корреспонденция, направленная в адрес ответчика по указанному адресу, вернулась с пометкой «Организации по указанному адресу нет». Поскольку фактическое место нахождения ответчика не известно и не установлено судом, с целью недопущения нарушений его процессуальных прав, в соответствии со статьей 50 ГПК РФ ответчику назначен адвокат в качестве представителя. В судебном заседании представитель ответчика адвокат Гебень Г.М., действуя на основании ордера, полагала требования истца не обоснованными. Считает, что непредставление отчетности по 2011 год не может быть расцениваться как грубое нарушение действующего законодательства. В некоммерческой организации имеются лица, которые самостоятельно могут принять решение о прекращении деятельности юридического лица и его ликвидации. Непредставление отчетности полагает, что это административная или налоговая ответственность. Грубость нарушения не подтверждена. Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю извещено о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, просило дело рассмотреть в отсутствие представителя управления. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы учетного дела, суд приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 1 Положения о федеральной регистрационной службе, утвержденного указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1315 (в редакции от 2 мая 2006 года) Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций. Росрегистрация подведомственна Минюсту России. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий, переданы Министерству юстиции РФ. Согласно абзаца 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 (в редакции указа Президента РФ от 14 июля 2008 года № 1079) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 10 января 2006 года № 18-ФЗ некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 03 июля 2009 года)) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок и сроки предоставления указанных документов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного нарушения закона. В судебном заседании установлено, что 19 ноября 1997 года собрание учредителей Камчатского гуманитарного института решило учредить КГИ (л.д. 7). В соответствии с протоколом общего собрания учредителей Института Варламова В.А., Варламовой В.Н. и Краюшкина В.Г № 1 от 19 ноября 1997 года, ректором Института назначен Варламов В.А. Учредительный договор о создании и деятельности Института зарегистрирован решением регистрационной палаты г. Петропавловска-Камчатского № ** от 17 апреля 1998 года (л.д. 8-9). Статьей 10 учредительного договора Института установлено, что руководство текущей деятельностью Института осуществляет исполнительный орган - ректор, назначаемый собранием учредителей. Согласно справке по состоянию на 29 апреля 2011 года сведения о государственной регистрации Института внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28 декабря 2002 года за основным государственным регистрационным номером **, Институт является действующим юридическим лицом, с 28 декабря 2002 года лицом имеющим право действовать без доверенности является проректор Варламова ВН (л.д.18-23). По сведениям Отдела адресно-справочной работы ОФМС России по Камчатскому краю Варламова В.Н. была зарегистрирована по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Морская, 21 декабря 2007 года снята с регистрационного учета в г. Санкт-Петербург (л.д. 33). Согласно учредительному договору Института, справке от 29 апреля 2011 года юридическим адресом организации является г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября, (л.д. 8-9, 18-23). С момента государственной регистрации 28 декабря 2002 года юридическим адресом Институт является г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября, проректор организации не изменялся, что подтверждается сведениями о юридических лицах Федеральной налоговой службы по состоянию на 29 апреля 2011 года. 4 февраля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службой по Камчатскому краю в адрес ответчика направлено письмо о предоставлении в срок до 15 апреля 2008 года информации в соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (л.д. 14, 15). 19 апреля 2010 года в целях устранения выявленных нарушений Управлением Минюста вынесено предупреждение о предоставлении Институтом в срок до 25 мая 2010 года документов за период с 2006 по 2008 годы в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», которое получено по доверенности 22 апреля 2010 года (л.д. 16, 17). По сообщению представителя Института - Варламова В.А., действующего на основании доверенности, от 11 апреля 2011 года в адрес Управлением Минюста Институт полностью прекратил образовательную и хозяйственную деятельность с 2004 года, с 1 апреля 2008 года собрание учредителей не собиралось, каких-либо решений не принималось (л.д. 24). По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю по состоянию на 24 мая 2011 года Институт имеет задолженность по налоговым платежам (пени, штрафам) в размере 7062 руб. 46 коп. (л.д. 34-35). Из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что срок до 15 апреля 2007 года, до 15 апреля 2008 года и до 15 апреля 2011 года Институт не представил отчетность за 2006 год, 2007 год и 2010 год соответственно. За 2008 год и 2009 год Институт предоставлял отчетность, но с нарушением сроков ее представления. Функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий, переданы Министерству юстиции РФ на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 В связи с чем, Институт обязан был предоставить отчетность за 2006 и 2007 года в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация), а за 2010 год уже в Управление Министерства юстиции РФ, которое принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. Довод представителя ответчика о том, что непредставление отчетности по 2011 год не может быть квалифицированно как грубое нарушение действующего законодательства, является несостоятельным, поскольку в обоснование предъявленного истца истец ссылается на неоднократность нарушения закона, которое выражается в непредставлении отчетности за 2006, 2007 и 2010 года, а не грубое нарушение закона. Довод представителя ответчика о том, что юридическое лицо само может принять решение о своей ликвидации является несостоятельным, поскольку в силу п. 2 ст. 61 ГК РФ в случае неоднократного нарушения закона юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, а не по решению учредителей юридического лица. Кроме того, из материалов дела следует, что представитель Института - Варламов В.А. просил ликвидировать Институт в судебном порядке (л.д. 26). В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а также того, что ответчиком не представлено доказательств по предоставлению им в уполномоченный орган (Росрегистрация, а затем в Управление Минюста) документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, суд приходит к выводу о том, что ответчиком неоднократно не исполняются требования п. 3 ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», что в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для ликвидации юридического лица. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю удовлетворить. Ликвидировать негосударственное образовательное учреждение высшего и послевузовского образования Камчатский гуманитарный институт. Исключить негосударственное образовательное учреждение высшего и послевузовского образования Камчатский гуманитарный институт из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2011 года. Председательствующий подпись Копия верна Председательствующий Т.В. Барышева