Дело № 2-3808/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«19» мая 2011 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре Чиликиной М.В.,
с участием:
представителя истца - прокурора г. Петропавловска-Камчатского Исаковой Н.А.,
представителя ответчика Быкова М.А.,
представителя третьего лица -
Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Быковой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» о разработке проекта и организации зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц иск к муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» (далее - МУП «Петропавловский водоканал») о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект организации зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», организовать зону санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», в соответствии с действующими нормами и правилами.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства Российской Федерации в сфере надлежащего обеспечения населения Петропавловск-Камчатского городского округа питьевой водой установлено, что Водоканал эксплуатирует объект транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8» с нарушением установленных норм и правил. Зона санитарной охраны данного объекта требует установки ограждения. Также не разработан проект зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8».
Неисполнение установленных законодательством требований по организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения и по разработке проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения создает реальную угрозу здоровью людей и могут служить причиной возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения, в случае возможного случайного или умышленного загрязнения или повреждения источника водоснабжения. На основании ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, ст. 115 Водного кодекса РФ, п.п. 1.4., 1.11 Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.п. 1.1, 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с указанным иском.
Определением судьи от 15 апреля 2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа.
Определением судьи от 11 мая 2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю.
В судебном заседании представитель прокурора города Петропавловска-Камчатского Исакова Н.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» Быков М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что станция работает без разрыва струи. Организовать зону санитарной охраны объекта не представляется возможным, поскольку здание располагается вблизи жилого дома, при установке ограждения зоны санитарной охраны она будет примыкать к жилому дому, что запрещается п. 14.4 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», в соответствии, с которым примыкание не допускается кроме административных зданий. Полагает, что поскольку Комитет по управлению имуществом передал им только право хозяйственного ведения, которое не зарегистрировано в установленном законом порядке, то он самостоятельно должен осуществлять содержание недвижимого имущества, а МУП «Петропавловский водоканал» вправе только эксплуатировать объект.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее - Роспотребнадзор) Быкова Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца полагала обоснованными частично по основаниям, изложенным в заключении. Требование о возложении обязанности разработать проект организации зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку объект является элементом водоснабжения, разработка отдельного проекта на который законодательством не предусмотрена. Указала, что должен разрабатываться единый проект организации зоны санитарной охраны системы водоснабжения городского округа. Требование истца в части организации зоны санитарной охраны «ПСН «Комсомольская» полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению. СНиП, на которые ссылается ответчик, определяет строительные нормы и правила и не регулируют правила эксплуатации объектов водоснабжения. Управление Ростпотребнадзора по Камчатскому краю не согласовывало эксплуатацию «ПСН «Комсомольская» без организации зоны санитарной охраны. При невозможности организации ЗСО необходимо осуществлять перенос сооружения.
Третье лицо Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещен, для участия в нем представителя не направил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации гарантирована охрана здоровья людей, а статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Закона).
В силу положений ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно положениям ст. 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Статья 39 Закона устанавливает, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным, в том числе и для юридических лиц (п. 1.2, 1.3).
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
СанПиН 2.1.4.1074-01 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (п. 1.1).
В соответствии с п. 1.3 СанПин 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» является юридическим лицом (л.д. 22-34).
В соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа № Х от Х года за МУП «Петропавловский водоканал» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество (л.д. 39).
По акту приема-передачи муниципального имущества МУП «Петропавловский водоканал» № Х от Х года МУП «Петропавловский водоканал» принял в хозяйственное ведение в том числе объект транспортировки питьевой воды «ПНС-1, Комсомольская, 8» (л.д. 40-42).
Согласно п. 2.1 Устава МУП «Петропавловский водоканал» целями создания предприятия являются выполнение работ, оказание услуг для решения городских социальных задач, удовлетворения общественных потребностей, извлечения прибыли.
Пункт 2.2 Устава предусматривает, что для достижения поставленных целей предприятие осуществляет в том числе, следующие виды деятельности:
- сбор, очистка и распределение воды;
- обеспечение подачи качественной питьевой воды населению для хозяйственно-бытовых нужд, предприятиям и организациям для обеспечения их деятельности, а также в целях пожаротушения.
Как следует из пояснений прокурора, в ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Петропавловский водоканал» эксплуатирует объект транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская» ул. Комсомольская, д. 8» с нарушением установленных норм и правил. Зона санитарной охраны данного объекта требует установки ограждения. Также не разработан проект зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская» ул. Комсомольская, д. 8», что представителем ответчика не оспаривалось и доказательств обратного суду, в силу требований статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
Из информационной записки и.о. директора Водоканала следует, что на ряде объектов предприятия отсутствуют ограждения зон санитарной охраны. Имеется программа на 2010-2015 года, проходящая согласование в РСТЦ по Камчатскому краю, в которую включен инвестиционный проект «Устройство зон ограждения санитарной охраны». В рамках программы по устройству ЗСО также включен объект - «ПНС-1 (ул. Комсомольская)» (л.д. 43-44).
Согласно сообщению директора МУП «Петропавловский водоканал» от 5 августа 2010 года «ПНС «Комсомольская» ул. Комсомольская, д. 8» входит в список объектов, эксплуатируемых МУП «Петропавловский водоканал», не имеющих зоны санитарной охраны (л.д. 36-38).
В соответствии с Положением о ЗСО источников и сооружений питьевого водоснабжения и Памятки для работников при выполнении работ в ЗСО источников и сооружений питьевого водоснабжения, утвержденных директором Водоканала 24 августа 2005 года, водопроводные сооружения должны ограждаться (л.д. 45-46, 47-48).
Довод представителя третьего лица о том, что объект «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8» не является водным объектом, а является элементом водоснабжения и следовательно, не требует организации разработки проекта ЗСО, является несостоятельным, поскольку согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Кроме того, согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-021.6 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
С требованием о разработке проекта организации ЗСО системы водоснабжения Петропавловск - Камчатского городского округа истец не обращался, в связи с чем, суд полагает требование о возложении обязанности на ответчика по разработке проекта ЗСО отдельного элемента данной системы.
Ссылаясь на п. 14.4 Примечание СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» согласно которому ограждение насосных станций, работающих без разрыва струи (при отсутствии резервуаров), расположенных на территории населенных пунктов, допускается не предусматривать, ответчик не представил доказательств функционирования «ПНС «Комсомольская», без разрыва струи, а также получение соответствующего разрешения от уполномоченного органа Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, на эксплуатацию данного элемента транспортировки питьевой воды без организации ЗСО, которое требуется в соответствии с положениями п. 10.17 СНиП 2.04.02-84*.
Ссылка представителя ответчика на закрепление ст. 210 ГК РФ бремени содержания имущества за его собственником также нельзя признать состоятельной, поскольку указанная статья предусматривает возможность перенесения собственников бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц в случаях, указанных в законе или договоре. Так, все расходы по поддержанию имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия Петропавловск - Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал», несет указанное предприятие, а не собственник имущества в лице Комитета по управлению имуществом Петропавловск - Камчатского городского округа.
Довод представителя ответчика, что организация зоны санитарной охраны объекта в непосредственном примыкании к стене жилого дома противоречит требованиям СНиП 2.04.02-84*, нельзя признать состоятельным, поскольку допущенные при строительстве объекта водоснабжения нарушения СНиП не могут освобождать эксплуатирующую объект водоснабжения организацию от обязанности организовать зону санитарной охраны объекта.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении обязанности на Водоканал разработать проект организации зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», организовать зону санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», в соответствии с действующими нормами и правилами обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер и объём работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для разработки проекта организации зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», организовать зону санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», в соответствии с действующими нормами и правилами, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» разработать проект организации зоны санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», организовать зону санитарной охраны объекта транспортировки питьевой воды «ПНС «Комсомольская», ул. Комсомольская, 8», в соответствии с действующими нормами и правилами в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 июня 2011 года.
Председательствующий подпись